Учёт товарных операций и учёт денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:43, лекция

Краткое описание

Розничная торговля является завершающей стадией в сфере товарного обращения. Она осуществляет продажу товаров населению в обмен на денежные доходы и переход их в сферу личного, семейного и домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Вложенные файлы: 1 файл

По учёбе.docx

— 27.46 Кб (Скачать файл)

2. Учёт товарных  операций на предприятии

 

Розничная торговля является завершающей стадией в сфере  товарного обращения. Она осуществляет продажу товаров населению в  обмен на денежные доходы и переход  их в сферу личного, семейного  и домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Розничную торговлю осуществляют специализированные, универсальные  и комиссионные магазины, автомагазины, ларьки, киоски, палатки, буфеты, кафетерии и другие торговые объекты. Основными показателями работы организаций, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли, являются объем розничного товарооборота и прибыль. В бухгалтерском учете также формируют и контролируют такие показатели, как выручка от реализации, валовая прибыль и расходы по реализации, прибыль отчетного года и др. Наряду с товарами и тарой эти показатели являются объектами бухгалтерского учета в розничной торговле.

Розничный товарооборот — это продажа продовольственных и непродовольственных товаров населению через специально организованную торговую сеть, рынки, а также непосредственно в организациях.

В розничный товарооборот включают:

• продажу товаров населению за наличный расчет;

• продажу товаров населению по безналичному расчету: по банковским пластиковым карточкам, чекам, электронным картам, в кредит с рассрочкой платежа, по почте и образцам с использованием электронных средств связи и др.;

• стоимость упаковки, не входящей в цену товаров, и стоимость порожней тары, проданных населению.

Учет розничного товарооборота  ведут в ценах фактической  реализации товаров по факту их отпуска  покупателям в отчетном периоде. В розничный товарооборот в момент отпуска товаров покупателям  включают его стоимость по розничным  ценам.

Сумма выручки от реализации товаров в розничной торговле не всегда совпадает с объемом  розничного товарооборота. Обычно она  превышает его, как правило, на сумму  отпуска товаров из розничной  торговли субъектам хозяйствования, не включаемого в розничный товарооборот.

В розничной торговле товары и тару учитывают на счете 41 «Товары», субсчете 2 «Товары в розничной  торговле» по розничным ценам. В  розничную цену включается цена приобретения, торговая надбавка, налог на добавленную  стоимость и налог с продаж. Формируют розничные цены торговые организации (иные субъекты хозяйствования) при реализации товаров населению.

Приход товаров отражается по дебету счета 41 «Товары», субсчета 2 «Товары в розничной торговле» - по розничным ценам с налогом  на добавленную стоимость и с  налогом с продаж. Разницы между продажными и покупными ценами, которые включают торговую надбавку, налог на добавленную стоимость и налог с продаж, учитываются по кредиту счета 42 «Торговая наценка» по субсчетам 1 «Торговая наценка», 3 «Налог на добавленную стоимость в цене товаров», 4 «Налог с продаж» и дебету счета 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле». Налог на добавленную стоимость по приобретеннымтоварам отражается по дебету счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам».

По товарам, на которые  устанавливают фиксированные розничные  цены, поставщиками предоставляется  торговая скидка. При оприходовании товаров она отражается по кредиту счета 42 «Торговая наценка» и субсчетов: 1 «Торговая наценка» и 3 «Налог на добавленную стоимость в цене товара», т.е. из суммы торговой скидки выделяется налог на добавленную стоимость по установленной ставке.

Целью учёта товарных операций является определение законности этих операций и правильности отражения их в бухгалтерском учете для оценки влияния на достоверность бухгалтерской отчетности торговой организации.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- оценка организации учета  сохранности и списания товаров;

- проверка правильности  документального оформления товарных  операций;

- проверка наличие первичных  документов по учету товаров;

- проверка организации  и порядка ведения складского  хозяйства;

- проверка наличия товаров;

- изучение договоров (контрактов) на поставку товаров;

- ознакомление с учетной  политикой предприятия в части  организации учета товаров;

- проверка соблюдения  нормативно - правовой базы в ходе  осуществления товарных операций;

- ознакомление с материалами  проводимых инвентаризаций;

- проверка соблюдения  метода учета товаров методу, закрепленному в учетной политике.

Основные  принципы учета товаров и тары в розничной торговле:

1. Принцип материальной ответственности. С продавцами магазинов (секций, отделов) заключают договоры о полной индивидуальной или бригадной материальной ответственности. Прием лиц на должности с материальной ответственностью осуществляют с письменного согласия главного бухгалтера организации после изучения их личных дел и проведения собеседования. Они должны иметь профессиональную подготовку, знать порядок документального оформления товарных операций, уметь составлять отчет и вести первичный учет. Лиц, ранее судимых за растраты и хищения, не принимают на должности, связанные с материальной ответственностью.

2. Принцип сплошного и непрерывного  контроля за товародвижением организации розничной торговли реализуют через применение типовых форм первичных товарных и денежных документов, а также путем использования контрольно-кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, зарегистрированных в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. В организации розничной торговли ведут книгу покупок, данные которой используют для определения суммы уплаченного и подлежащего зачету «входного» налога на добавленную стоимость на поступившие материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги).

        3. Принцип денежного и натуральных измерителей. Товары и тару розничной торговле учитывают в стоимостном выражении из-за отсутствия возможности документирования (регистрации) потоварных продаж. Натурально-стоимостный учет тары по ее видам и наименованиям ведут материально ответственные лица в ведомости движения тары товарно-денежной отчета, а бухгалтер ее контролирует на основании первичных документов при проверке отчета. В розничной торговле ведется потоварный натурально-стоимостной учет и документируется реализация товаров, принятых накомиссию, изделий из драгоценных металлов и камней; бытового серебра, продаваемого по массе; антикварных вещей и произведений искусства, а также товаров, находящихся на распределительных складах торговых организаций. Натурально-стоимостный учет всех товаров в розничной торговле может быть организован при использовании субъектами хозяйствования электронного кассового терминала со сканирующим устройством, что возможно в крупных торговых центрах и супермаркетах.

4.Принципы учетной цены, определения  момента признания выручки от  реализации, оценки товаров но себестоимости. В розничной торговле товары и тару учитывают на счете 41 «Товары». На субсчете 1 «Товары тара на оптовых складах» отражают наличие и движение товаров на распределительных складах по покупным (отпускным) ценам поставщиков без налога на добавленную стоимость. На субсчете 2 «Товары и тара в розничной торговле» ведут учет товаров, находящихся в розничной торговой сети, по розничным ценам с налогами на добавленную стоимость и с продаж. На этих же субсчетах учитывают наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.) под товарами и порожней по залоговым ценам и тары по отпускным ценам поставщиков или залоговым ценам.

В заключении необходимо отметить, что бухгалтерский учет и аудит  товарных операций направлен на систематизацию информации, полученной в процессе осуществления торговой деятельности, и является ключевым звеном управления и планирования работы торгового  предприятия в целом.

 

3. Учет денежных  средств, расчетных и кредитных  операций. Учёт финансовых вложений

             Денежные средства, являясь наиболее  ликвидными активами, стали общепринятым  средством обмена и основой  для оценки и учета всех  остальных статей. Денежные средства  обычно классифицируются как текущие активы. Для того чтобы они относились к категории денежных средств, они должны быть всегда доступными для оплаты текущих обязательств и не должны являться предметом каких-либо договорных ограничений по их использованию в целях погашения долговых обязательств.

Задачи  учета расчетных операций: 
- своевременное и правильное отражение операций, связанных с расчетами; 
 
- контроль над использованием денежных средств в расчетах исключительно по целевому назначению;  
 
- своевременное и правильное  документальное оформление расчетных    операций. 
 
Задачи учета кредитных операций:  
-правильное оформление документов и своевременное отражение в учете операций по поступлению заемных средств и их погашению; 
 
-контроль за поступлением и погашением заемных средств;  
 
-правильность начисления процентов по заемным средствам и контроль за сроками их уплаты;  
 
- правильное исчисление налогов, связанных с проведением операций с заемными средствами;  
 
-проведение инвентаризации заемных обязательств с целью своевременного их погашения и равномерности включения расходов по выплате процентов по заемным средствам;  
 
- формирование полной и достоверной информации в бухгалтерской отчетности по наличию и движению заемных обязательств.

              Предприятия, осуществляя свою  деятельность, вступают во взаимоотношения  с юридическими и физическими  лицами, которые основаны на денежных  расчетах. Большая часть расчетов  производится в безналичном порядке,  то есть через учреждения банков. 
При проведении расчетных операций банки контролируют соблюдение предприятиями платежной и договорной дисциплины. Безналичные расчеты предприятия ведут по акцептной форме, аккредитивами, платежными поручениями, почтовыми и телеграфными переводами, векселями, чеками. 
              Все временно свободные денежные средства предприятия хранятся на расчетном счете, открываемом в отделениях банков. Расчетный счет открывается на основании заявления установленной формы с приложением копии устава, учредительного договора; регистрационного свидетельства, карточки с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера и оттиска печати предприятия заверенных нотариально, а также справки из налогового органа о регистрации предприятия в качестве налогоплательщика, копии приказа о назначении на должность главного бухгалтера и документа, удостоверяющего полномочия руководителя предприятия. Предприятие имеет право открывать расчетные счета в нескольких банках, при этом оно обязано информировать налоговые органы обо всех открытых счетах. 
              Все операции по расчетному счету производятся банком только с согласия руководителя предприятия и главного бухгалтера или на основании его распоряжения. Операции по расчетному счету осуществляются банком на основании своевременно и правильно оформленных платежных документов: платежных поручений, требований-поручений, чеков, объявлений на взнос наличными и т.д. 
              Наличные деньги банк принимает на основании объявления на взнос наличными. Наличные деньги с расчетного счета выдаются предприятию на основания чеков. Денежный чек представляет собой распоряжение предприятия банку выдать указанную в нем сумму денег с расчетного счета. Чековые книжки предприятие получает в банке. Чеки бывают именными и на предъявителя. Именной чек выписывается с указанием фамилии, имени и отчества, а также паспортных данных конкретного лица, а в чеке на предъявителя этих данных нет. Какие-либо исправления в чеках не допускаются. Чеки подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер и скрепляют печатью предприятия. 
           На основания платежных поручений банк списывает денежные средства с расчетного счета предприятия (плательщика) и перечисляет на расчетный счет получателя. На получение сумм за выполненные работы и оказанные услуги предприятие-поставщик выписывает платежное требование-поручение и сдает его на инкассо в обслуживающий банк. Эти документы банк поставщика препровождает в банк плательщика. Плательщик в течение 3-х дней обязан акцептовать их, либо отказаться от акцепта. Акцепт осуществляется подписями руководителя и главного бухгалтера и печатью. 
           Без согласия владельца счета банк вправе списать с его счета недоимки и штрафы по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. 
Все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в очередности, определяемой руководителем предприятия, если иное не предусмотрено законодательством.

            Предприятия периодически получают  из банка выписку из расчетного счета – второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого банком. Храня деньги предприятий, банк считает себя их должником, поэтому остатки средств и их поступление записывает по кредиту, а списание – по дебету. В подтверждение записей банк прилагает к выпискам копии документов, послуживших основанием для списания или зачисления денежных средств на расчетный счет. Получив выписку и копии расчетных документов, предприятие проверяет законность произведенных по расчетному счету операций. Если проверкой обнаружены ошибочно записанные или списанные суммы, предприятие не позднее, чем через 10 дней после получения выписки, в письменной форме должно уведомить об этом банк. При обработке выписки банка бухгалтер должен против каждой суммы, указанной в выписке проставить корреспондирующий счет.

Формы безналичных расчетов.

Платежное поручение. 
 
2.Чек. 
 
3.Вексель. 
 
4.Платежное требование- поручение. 
 
5. Аккредитив. 
 
6.Инкассовое распоряжение, инкассовое распоряжение органов налоговой службы и таможенных органов. 
 
7.Иные платежные документы, установленные нормативными правовыми актами Национального банка. 
 
            Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяется договором или соглашением.  
 
           Расчеты платежными поручениями представляют собой поручения отправителя денег обслуживающему банку-получателю о переводе его денег в пользу бенефициара (получателя денежных средств) в сумме, указанной в поручении.  
 
            Отправитель денег предъявляет в обслуживающий банк-получатель платежное поручение на бланках установленной формы  
 
            При расчетах платежными требованиями-поручениями бенефициар (получатель средств) представляет в банк расчетный документ, содержащий требование к отправителю денег об оплате за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, предъявляемое на основании документов, подтверждающих указанное требование. Бенефициар предъявляет в банк бенефициара платежные требования-поручения и реестр платежных требований-поручений , который проверив полноту заполнения всех реквизитов бенефициара, направляет его в банк отправителя денег. 
 
            Данные расчеты могут производиться с акцепта (согласия) или без акцепта плательщика. Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение трех рабочих дней со получения им платежного требования-поручения. При согласии оплатить плательщик оформляет полученное платежное требование-поручение соответствующими подписями и оттисками печати на всех экземплярах и сдает его в обслуживающий банк. 
 
           Инкассовое распоряжение используется для изъятия денег с банковских счетов отправителя денег без его согласия, в случаях, предусмотренных законодательными актами (схема), с приложением оригиналов исполнительных листов или приказов, выдаваемых по решениям, приговорам, определениям и постановлениям судов или судебного приказа о взыскании денег, либо их копий, подтверждающих обоснованность данного взыскания, а также инкассовые распоряжения органов налоговой и таможенной службы к которым подтверждающие документы не прилагаются, а указываются коды бюджетной классификации и вид операции. 
 
            Инкассовое распоряжение предъявляется в банк отправителя денег в трех экземплярах, а в банк бенефициара – в четырех.

Информация о работе Учёт товарных операций и учёт денежных средств