Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:43, лекция
Розничная торговля является завершающей стадией в сфере товарного обращения. Она осуществляет продажу товаров населению в обмен на денежные доходы и переход их в сферу личного, семейного и домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
2. Учёт товарных операций на предприятии
Розничная торговля является
завершающей стадией в сфере
товарного обращения. Она осуществляет
продажу товаров населению в
обмен на денежные доходы и переход
их в сферу личного, семейного
и домашнего использования, не связанного
с предпринимательской
Розничную торговлю осуществляют специализированные, универсальные и комиссионные магазины, автомагазины, ларьки, киоски, палатки, буфеты, кафетерии и другие торговые объекты. Основными показателями работы организаций, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли, являются объем розничного товарооборота и прибыль. В бухгалтерском учете также формируют и контролируют такие показатели, как выручка от реализации, валовая прибыль и расходы по реализации, прибыль отчетного года и др. Наряду с товарами и тарой эти показатели являются объектами бухгалтерского учета в розничной торговле.
Розничный товарооборот — это продажа продовольственных и непродовольственных товаров населению через специально организованную торговую сеть, рынки, а также непосредственно в организациях.
В розничный товарооборот включают:
• продажу товаров населению за наличный расчет;
• продажу товаров населению по безналичному расчету: по банковским пластиковым карточкам, чекам, электронным картам, в кредит с рассрочкой платежа, по почте и образцам с использованием электронных средств связи и др.;
• стоимость упаковки, не входящей в цену товаров, и стоимость порожней тары, проданных населению.
Учет розничного товарооборота ведут в ценах фактической реализации товаров по факту их отпуска покупателям в отчетном периоде. В розничный товарооборот в момент отпуска товаров покупателям включают его стоимость по розничным ценам.
Сумма выручки от реализации
товаров в розничной торговле
не всегда совпадает с объемом
розничного товарооборота. Обычно она
превышает его, как правило, на сумму
отпуска товаров из розничной
торговли субъектам хозяйствования,
не включаемого в розничный
В розничной торговле товары и тару учитывают на счете 41 «Товары», субсчете 2 «Товары в розничной торговле» по розничным ценам. В розничную цену включается цена приобретения, торговая надбавка, налог на добавленную стоимость и налог с продаж. Формируют розничные цены торговые организации (иные субъекты хозяйствования) при реализации товаров населению.
Приход товаров отражается по дебету счета 41 «Товары», субсчета 2 «Товары в розничной торговле» - по розничным ценам с налогом на добавленную стоимость и с налогом с продаж. Разницы между продажными и покупными ценами, которые включают торговую надбавку, налог на добавленную стоимость и налог с продаж, учитываются по кредиту счета 42 «Торговая наценка» по субсчетам 1 «Торговая наценка», 3 «Налог на добавленную стоимость в цене товаров», 4 «Налог с продаж» и дебету счета 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле». Налог на добавленную стоимость по приобретеннымтоварам отражается по дебету счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам».
По товарам, на которые
устанавливают фиксированные
Целью учёта товарных операций является определение законности этих операций и правильности отражения их в бухгалтерском учете для оценки влияния на достоверность бухгалтерской отчетности торговой организации.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- оценка организации учета
сохранности и списания
- проверка правильности
документального оформления
- проверка наличие первичных документов по учету товаров;
- проверка организации и порядка ведения складского хозяйства;
- проверка наличия товаров;
- изучение договоров (
- ознакомление с учетной политикой предприятия в части организации учета товаров;
- проверка соблюдения
нормативно - правовой базы в ходе
осуществления товарных
- ознакомление с материалами проводимых инвентаризаций;
- проверка соблюдения
метода учета товаров методу,
закрепленному в учетной
Основные принципы учета товаров и тары в розничной торговле:
1. Принцип материальной ответственности. С продавцами магазинов (секций, отделов) заключают договоры о полной индивидуальной или бригадной материальной ответственности. Прием лиц на должности с материальной ответственностью осуществляют с письменного согласия главного бухгалтера организации после изучения их личных дел и проведения собеседования. Они должны иметь профессиональную подготовку, знать порядок документального оформления товарных операций, уметь составлять отчет и вести первичный учет. Лиц, ранее судимых за растраты и хищения, не принимают на должности, связанные с материальной ответственностью.
2. Принцип сплошного и
3. Принцип денежного и натуральных измерителей. Товары и тару розничной торговле учитывают в стоимостном выражении из-за отсутствия возможности документирования (регистрации) потоварных продаж. Натурально-стоимостный учет тары по ее видам и наименованиям ведут материально ответственные лица в ведомости движения тары товарно-денежной отчета, а бухгалтер ее контролирует на основании первичных документов при проверке отчета. В розничной торговле ведется потоварный натурально-стоимостной учет и документируется реализация товаров, принятых накомиссию, изделий из драгоценных металлов и камней; бытового серебра, продаваемого по массе; антикварных вещей и произведений искусства, а также товаров, находящихся на распределительных складах торговых организаций. Натурально-стоимостный учет всех товаров в розничной торговле может быть организован при использовании субъектами хозяйствования электронного кассового терминала со сканирующим устройством, что возможно в крупных торговых центрах и супермаркетах.
4.Принципы учетной цены, определения момента признания выручки от реализации, оценки товаров но себестоимости. В розничной торговле товары и тару учитывают на счете 41 «Товары». На субсчете 1 «Товары тара на оптовых складах» отражают наличие и движение товаров на распределительных складах по покупным (отпускным) ценам поставщиков без налога на добавленную стоимость. На субсчете 2 «Товары и тара в розничной торговле» ведут учет товаров, находящихся в розничной торговой сети, по розничным ценам с налогами на добавленную стоимость и с продаж. На этих же субсчетах учитывают наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.) под товарами и порожней по залоговым ценам и тары по отпускным ценам поставщиков или залоговым ценам.
В заключении необходимо отметить, что бухгалтерский учет и аудит товарных операций направлен на систематизацию информации, полученной в процессе осуществления торговой деятельности, и является ключевым звеном управления и планирования работы торгового предприятия в целом.
3. Учет денежных
средств, расчетных и
Денежные средства, являясь наиболее ликвидными активами, стали общепринятым средством обмена и основой для оценки и учета всех остальных статей. Денежные средства обычно классифицируются как текущие активы. Для того чтобы они относились к категории денежных средств, они должны быть всегда доступными для оплаты текущих обязательств и не должны являться предметом каких-либо договорных ограничений по их использованию в целях погашения долговых обязательств.
Задачи
учета расчетных операций:
- своевременное и правильное отражение
операций, связанных с расчетами;
- контроль над использованием денежных
средств в расчетах исключительно по целевому
назначению;
- своевременное и правильное документальное
оформление расчетных операций.
Задачи
учета кредитных операций:
-правильное оформление документов и своевременное
отражение в учете операций по поступлению
заемных средств и их погашению;
-контроль за поступлением и погашением
заемных средств;
-правильность начисления процентов по
заемным средствам и контроль за сроками
их уплаты;
- правильное исчисление налогов, связанных
с проведением операций с заемными средствами;
-проведение инвентаризации заемных обязательств
с целью своевременного их погашения и
равномерности включения расходов по
выплате процентов по заемным средствам;
- формирование полной и достоверной информации
в бухгалтерской отчетности по наличию
и движению заемных обязательств.
Предприятия, осуществляя свою
деятельность, вступают во взаимоотношения
с юридическими и физическими
лицами, которые основаны на денежных
расчетах. Большая часть расчетов
производится в безналичном
При проведении расчетных операций банки
контролируют соблюдение предприятиями
платежной и договорной дисциплины. Безналичные
расчеты предприятия ведут по акцептной
форме, аккредитивами, платежными поручениями,
почтовыми и телеграфными переводами,
векселями, чеками.
Все временно свободные денежные средства
предприятия хранятся на расчетном счете,
открываемом в отделениях банков. Расчетный счет открывается
на основании заявления установленной
формы с приложением копии устава, учредительного
договора; регистрационного свидетельства,
карточки с образцами подписей руководителя
и главного бухгалтера и оттиска печати
предприятия заверенных нотариально,
а также справки из налогового органа
о регистрации предприятия в качестве
налогоплательщика, копии приказа о назначении
на должность главного бухгалтера и документа,
удостоверяющего полномочия руководителя
предприятия. Предприятие имеет право
открывать расчетные счета в нескольких
банках, при этом оно обязано информировать
налоговые органы обо всех открытых счетах.
Все операции по расчетному счету производятся
банком только с согласия руководителя
предприятия и главного бухгалтера или
на основании его распоряжения. Операции
по расчетному счету осуществляются банком
на основании своевременно и правильно
оформленных платежных документов: платежных поручений,
требований-поручений, чеков, объявлений
на взнос наличными и т.д.
Наличные деньги банк принимает на основании объявления на взнос
наличными. Наличные деньги с расчетного
счета выдаются предприятию на основания чеков. Денежный
чек представляет собой распоряжение
предприятия банку выдать указанную в
нем сумму денег с расчетного счета. Чековые
книжки предприятие получает в банке.
Чеки бывают именными и на предъявителя.
Именной чек выписывается с указанием
фамилии, имени и отчества, а также паспортных
данных конкретного лица, а в чеке на предъявителя
этих данных нет. Какие-либо исправления
в чеках не допускаются. Чеки подписывают
руководитель предприятия и главный бухгалтер
и скрепляют печатью предприятия.
На основания платежных поручений
банк списывает денежные средства с расчетного
счета предприятия (плательщика) и перечисляет
на расчетный счет получателя. На получение
сумм за выполненные работы и оказанные
услуги предприятие-поставщик выписывает платежное требование-поручение
и сдает его на инкассо в обслуживающий
банк. Эти документы банк поставщика препровождает
в банк плательщика. Плательщик в течение
3-х дней обязан акцептовать их, либо отказаться
от акцепта. Акцепт осуществляется подписями
руководителя и главного бухгалтера и
печатью.
Без
согласия владельца счета банк вправе
списать с его счета недоимки и штрафы
по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Все платежи с расчетного счета, включая
отчисления в бюджет и выплату заработной
платы, производятся в очередности, определяемой
руководителем предприятия, если иное
не предусмотрено законодательством.
Предприятия периодически
Формы безналичных расчетов.
Платежное поручение.
2.Чек.
3.Вексель.
4.Платежное требование- поручение.
5. Аккредитив.
6.Инкассовое распоряжение, инкассовое
распоряжение органов налоговой службы
и таможенных органов.
7.Иные платежные документы, установленные
нормативными правовыми актами Национального
банка.
Формы
расчетов между плательщиком и получателем
средств определяется договором или соглашением.
Расчеты платежными поручениями
представляют собой поручения отправителя
денег обслуживающему банку-получателю
о переводе его денег в пользу бенефициара
(получателя денежных средств) в сумме,
указанной в поручении.
Отправитель
денег предъявляет в обслуживающий банк-получатель
платежное поручение на бланках установленной
формы
При
расчетах платежными требованиями-поручениями
бенефициар (получатель средств) представляет
в банк расчетный документ, содержащий
требование к отправителю денег об оплате
за отгруженную продукцию, выполненные
работы, оказанные услуги, предъявляемое
на основании документов, подтверждающих
указанное требование. Бенефициар предъявляет
в банк бенефициара платежные требования-поручения
и реестр платежных требований-поручений
, который проверив полноту заполнения
всех реквизитов бенефициара, направляет
его в банк отправителя денег.
Данные
расчеты могут производиться с акцепта
(согласия) или без акцепта плательщика.
Об отказе полностью или частично оплатить
платежное требование-поручение плательщик
уведомляет обслуживающий его банк в течение
трех рабочих дней со получения им платежного
требования-поручения. При согласии оплатить
плательщик оформляет полученное платежное
требование-поручение соответствующими
подписями и оттисками печати на всех
экземплярах и сдает его в обслуживающий
банк.
Инкассовое распоряжение используется
для изъятия денег с банковских счетов
отправителя денег без его согласия, в
случаях, предусмотренных законодательными
актами (схема), с приложением оригиналов
исполнительных листов или приказов, выдаваемых
по решениям, приговорам, определениям
и постановлениям судов или судебного
приказа о взыскании денег, либо их копий,
подтверждающих обоснованность данного
взыскания, а также инкассовые распоряжения
органов налоговой и таможенной службы
к которым подтверждающие документы не
прилагаются, а указываются коды бюджетной
классификации и вид операции.
Инкассовое
распоряжение предъявляется в банк отправителя
денег в трех экземплярах, а в банк бенефициара
– в четырех.
Информация о работе Учёт товарных операций и учёт денежных средств