Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 09:34, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении теоретических и практических основ учета расходов на оплату труда.
Для достижении поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность заработной платы; её виды и принципы начисления;
- ознакомиться с нормативной базой по учету оплаты труда;
- рассмотреть особенность документального оформления расчетов с персоналом по оплате труда;
- 13%, если иное не предусмотрено настоящей статьей;
- 35% в отношении выигрышей по лотереям, других выигрышей и т.п.;
- 30% в отношении дивидендов, доходов, получаемых
физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами
Российской Федерации.
Основное внимание аудитор уделяет проверке налога, исчисленного по ставке 13%. Налоговая база для этой ставки определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218—221 Налогового кодекса. Так в ходе проверки правильности исчисления налога на доходы физических лиц потребительского общества установлены следующие недостатки:
- предоставлялись вычеты
- отдельным сотрудникам
- некоторые заявления на
Удержания по исполнительным листам на детей проверяют, пользуясь следующей формулой:
Суд = (Снач - Сп.н.) * П / 100, (3.4.2)
где Суд — сумма удержаний на содержание детей;
Снач — общая сумма начислений по работающему за месяц;
Сп.н. — сумма налога на доходы физических лиц, удержанного с начисленной за месяц суммы;
П — процент удержаний.
Рассмотрим расчет суммы удержания на содержание детей в Сладковском ПО. Сотруднику Варламову В.В. за декабрь 2012 года было начислено 17358 рублей, налог на доходы физических лиц составляет 2256 рублей. Процент удержания составляет 25% (на одного ребенка):
Суд = (17358 - 2256) х 25 / 100 = 3775,50 (руб.)
При выборочной проверке расчета удержаний отклонения не обнаружены.
Проверка других видов удержаний не представляет сложности. Так, при проверке удержаний за товары, приобретенные в кредит, устанавливают период рассрочки, суммы удержаний и сроки платежей. При проверке погашения ссуд, выданных работникам, устанавливают сроки и внесенные суммы, сумму удержанного налога за пользование ссудой.
Аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется по физическим лицам как состоящим, так и не состоящим в списочном предприятия по всем видам заработной платы, премиям, пособиям и другим выплатам и удержаниям.(налогам, платежам и др.). Необходимые данные для этой цели накапливаются в лицевых счетах (накопительных документах), расчетно-платежной документации, а при пользовании ПК могут храниться в виде отдельных файлов.
Аудитор должен проверить, ведется ли такой учет, обратить внимание на сохранность подобной информации и формирование на каждого работающего совокупного годового дохода. Помимо прямых начислений в совокупный доход должны быть включены: стоимость натуральной оплаты работникам, вознаграждения по результатам работы за год, стоимость проезда к месту отдыха работников предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных ним местностях и в отдаленных районах Дальнего Востока, стоимость бесплатно предоставляемого питания и продуктов, единовременные вознаграждения за выслугу лет и др.
Сводные расчеты по заработной плате выполняют по данным счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и корреспондирующим с ним счетом. При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту этого счета проверяют по данным журналов-ордеров ф. №№ 10 и 10/1, а дебетовые данные по счету 70 (выдача заработной платы, удержания др.) — по данным журналов-ордеров ф. №. 1 «Касса», ф. № 2 «расчетный счет», ф. № 8 — по счетам учета расчетов с бюджетом, депонентами и др.
При автоматизированной форме учета контролю подвергаются записи в ведомостях дебетовых и кредитовых оборотов. Кроме того, сводные данные проверяют по Главной книге (счета 70 и 69). Сальдо по этим счетам должны быть тождественны показателям баланса ф. № 1 по ст. «Кредиторская задолженность перед персоналом организации» и «Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами» раздела V пассива и по ст. «Прочие дебиторы» раздела II актива (в части долгов за работающими и органами страхования).
Для контроля расчетов по оплате труда используются: первичные документы по учету выработки и заработной платы, расчетные (расчетно-платежные) ведомости, лицевые счета работающих, платежные ведомости.
Прежде всего необходимо проверить соответствие итогов в отдельных ведомостях (цехов, отделов) с общими итогами по предприятию. Затем устанавливается правильность произведенных операций по отнесению начисленной заработной платы на соответствующие счета.
Так, выплаты из фонда оплаты труда, включенные в себестоимость продукции, относятся в дебет счетов 20, 23, 25, 26 (производственные затраты), 29 (на расходы непромышленных производств и хозяйств), 08 (вложения во внеоборотные активы).
Помимо контроля расчетов по оплате труда необходимо проверить правильность расчетов по начислению единого социального налога. С этой целью уточняют базу налогообложения для определения единого социального налога (по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, медицинскому страхованию).
Для проверки правильности формирования базы налогообложения аудитор руководствуется Инструкцией Госкомстата РФ № 116 от 24 ноября 2000 г. «О составе фонда заработной платы и выплат социального характера» (в ред. Постановления Госкомстата РФ от 19.09.2002 № 179) и инструкциями соответствующих фондов.
Аудитор проверяет, как организован аналитический учет по счету 76, субсчет «Депонированная заработная плата». Устанавливает, велись ли карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм, как производилась выдача сумм депонированной заработной платы, на какой счет списывалась депонированная заработная плата после окончания срока исковой давности (трех лет) и т.п.
В процессе проверки аудитор должен составлять рабочие документы, являющиеся основными документами, подтверждающими объем и качество выполняемой им работы. Рабочие документы составляются в произвольной форме. В них должна содержаться необходимая справочная информация о клиенте, краткое описание выполненной работы. В частности, необходимо указывать:
-метод проведения проверки (сплошной или выборочный) либо объем проверенной документации;
-замечания по результатам проверки;
-перечень первичных и других документов, не представленных к проверке;
-иные выявленные несоответствия действующему законодательству;
-мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков;
-другие рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности клиента.
Кроме того, в рабочих документах должна быть описана система внутрихозяйственного контроля клиента, программа аудита, а также результаты аудита за прошлый год. На основании записей, произведенных в рабочих документах, составляется аудиторское заключение.
Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.
Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.
Аналитические процедуры используются при сопоставлении фонда заработной платы отчетного периода с данными предыдущих периодов.
Поскольку аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда весьма трудоемка, то для сокращения сроков ее проведения можно использовать схему аудита синтетического и аналитического учета при журнально-ордерной форме счетоводства и схему соответствия операций, отраженных в бухгалтерском учете, совершенным хозяйственным операциям.
В соответствии с Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности в Российской Федерации результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.
Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет мнение о достоверности этой отчетности. Различают четыре варианта аудиторского заключения: безоговорочно положительное мнение, мнение с оговоркой, отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и отрицательное мнение.
Заключение аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
3.5. Типичные ошибки
Для аудитора очень важно знание наиболее распространенных ошибок и нарушений, встречающихся при расчетах по оплате труда. Наиболее характерные из них приведены в таблице 3.5.
Наряду с проверкой аналитических и синтетических данных расчетов по оплате, большое значение приобретает работа по улучшению организации этого участка учета. Для этой цели аудиторская фирма может порекомендовать: автоматизировать расчеты по оплате труда, использовать унифицированные формы документов, уточнить правильность выполнения расчетов, применять наиболее рациональные системы ведения аналитического учета работающих и др.
Таблица 3.5
Типичные ошибки при аудите расчетов по оплате труда
Виды и наименование ошибок |
Влияние на достоверность бухгалтерской отчетности налогообложения и соблюдения законодательной и нормативной базы |
Нормативные документы |
Не применяются типовые формы первичных документов по оплате труда |
Затруднена проверка данных |
Альбом унифицированных типовых форм документов |
Не ведутся табели чета рабочего времени (Т- 12) |
Нельзя проверить правильность начисления повременных и других видов оплат |
Трудовой кодекс РФ |
Включение в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения оплаты труда за проведение строительных работ |
Завышение себестоимости продукции, занижение налогооблагаемой прибыли |
ПБУ № 10 |
Не включались в совокупный доход работающих суммы премий и выданных подарков |
Занижение базы налогообложения по налогу с физических лиц и другим видам удержаний |
Инструкция ГСН об исчислении базы налогообложения |
Неверно производилось начисление налога на доходы физических лиц |
Занижение налога на доходы физических лиц |
Налоговый кодекс ч. II, гл. 23; ПБУ № 9 |
Неверно рассчитывались суммы по прочим видам выплат |
Занижение базы налогообложения |
Трудовой кодекс РФ |
После проведения всех необходимых процедур проверки аудитор оценивает полноту и качество выполнения всех пунктов общего плана и программы аудита. По окончании аудиторской проверки можно констатировать, что мероприятия, предусмотренные общим планом и программой аудита, выполнены в полном объеме. Проверка проводилась сплошным методом с использованием следующих документов: Главная книга, расчетные ведомости по начислению заработной платы, своды по заработной плате, договора на оказанные услуги, учетные регистры (налоговая карточка, журнал-ордер по счетам 50, 51, 69, 70, 71, 76 и т.д.), «Бухгалтерский баланс» (форма № 1) и др.
Необходимо описать результаты проверки, выявить все возможные недостатки и нарушения по расчетам с работниками по заработной плате. После проверки организации, составление аудиторского отчета по объекту проверки, отчета аудитора генеральному директору предприятия, аудитор обязан написать аудиторское заключение, где показывает, что проверка проходила в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность в части оплаты труда не содержит существенных искажений. Аудит включал в себя проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности по оплате труда. Мы полагаем, что проведенный аудит дает достаточно оснований для того, чтобы выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности в части оплаты труда.
Заключение
Изучив организацию учета труда и его оплаты на ООО «Прима Д» можно отметить, что оплата труда в данной организации производится своевременно и соответствует необходимому прожиточному минимуму. Руководство предприятия стремится улучшить материальное положение работников, например, начисление отпускных производится не по новому расчетному периоду (двенадцать месяцев), а по прежде действовавшему (три месяца), что позволяет работникам получать более высокие отпускные.
Наряду с положительными моментами, существуют и отрицательные. Например, в ООО «Прима Д» не разработана система поощрения работников, то есть система премирования, что не создает материальной заинтересованности сотрудников работать лучше.
Для улучшения положения предлагаем разработать систему премирования (например поощрения за увеличение выработки, за работу без больничного листа, за качество работы; доплаты за совмещение профессий и другие виды поощрений).
На мой взгляд указанные рекомендации повысят производительность труда, увеличат прибыль организации, а самое главное, улучшат материальное и социальное положение работников ООО «Прима Д».
От кадровой политики зависит очень многое, в первую очередь насколько рационально используется рабочая сила и эффективность работы предприятия. Кадры на предприятии классифицируются на рабочих, руководителей, специалистов и служащих. Приоритет следует отдавать руководителям. Исследованиями и практикой установлено, что эффективность работы предприятия на 70 - 80 % зависит от руководителя предприятия.
С переходом предприятий на рыночные отношения они получили большую самостоятельность в области оплаты труда. Как показывает анализ, предприятия в этот период стали чаще применять повременно-премиальную и бестарифную системы оплаты труда, а также оплату труда по контракту. Выявились и негативные стороны в оплате труда, смысл которых заключается в следующем: