Финансовая отчетность и анализ ее основных показателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение и оценка бухгалтерской отчетности и изменений порядка заполнения форм по сравнению с 2002 годом, а также анализ основных финансовых показателей.
Исходя из цели работы, поставлены задачи для изучения, которые реализованы в двух главах. В первой главе рассмотрено: нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ; состав, структура и требования предъявляемые к бухгалтерской отчетности; порядок формирования показателей бухгалтерской отчетности. Вторая глава раскрывает бухгалтерскую отчетность, как базу для проведения финансового анализа основных её показателей.

Вложенные файлы: 1 файл

kyrsovaya_po_finansovoi_otchetnosti_finansovaya_otchetnost'_i_analiz_ee_osnovnykh_pokazatelei.doc

— 652.00 Кб (Скачать файл)

В плане счетов отдельными массивами  выделяются счета финансового учёта – балансового и забалансового – и управленческого учёта. Последние позволяют получить конфиденциальную учётную информацию для внутреннего управления компанией.

Все счета разделены на десять классов. Первые семь классов от нулевого до шестого относятся к финансовому учёту, седьмой и восьмой – к управленческому учёту. В девятый (последний) класс объединены забалансовые счета. Все классы подразделяются на группы счетов. Каждая группа включает до девяти однородных счетов, что позволяет почти на порядок увеличить число применяемых счетов по сравнению с ранее действующим планом.

Расширенная номенклатура синтетических счетов разрешает получить на счетах прозрачную и детальную информацию для составления надёжной и полезной для пользователей финансовой отчётности в полном соответствии с МСФО. Выделение отдельных классов счетов для учёта расходов и доходов позволяет формировать на счетах финансового учёта данные для составления налоговой отчётности. План счетов не заменяет и не подменяет стандарты бухгалтерского учёта и финансовой отчётности. Он определяет только методику единообразного отражения и обобщения на счетах данных о фактах хозяйственной деятельности, характеризует содержание конкретных счетов, указывает возможную их корреспонденцию, значение и интерпретацию сальдо на счетах.

Учётная политика определяет содержание и оценку записей на счетах и получение в системе финансового учёта существенной, понятной и надёжной информации для составления финансовой отчётности со всеми примечаниями и раскрытиями, которые требуют МСФО. Учётная политика должна предусматривать содержание и структуру форм отчётности, а также перечень проектируемых показателей и других данных, подлежащих раскрытию в приложениях к финансовым отчётам.

Финансовая отчётность – важнейшее  средство отражения хозяйственной деятельности компании, поэтому необходимо оценить, каким образом недостатки российских правил ведения бухгалтерского учёта влияют на рыночные показатели российских предприятий.

Между российской системой бухгалтерского учёта (РСБУ) и МСФО не существует фундаментальных отличий, препятствующих проведению осмысленного анализа деятельности российских компаний. Однако, несмотря на то, что по своей форме финансовая отчётность, составленная по российским стандартам приближается к отчётности по МСФО, в плане содержания всё ещё имеется целый ряд расхождений. В результате таких расхождений стоимость активов и рентабельность компаний в российском учёте, как правило, оказываются завышенными, поэтому перед сопоставлением российских и зарубежных компаний следует устранить данные различия.

Основные  отличия МСФО И РСБУ включают:

В РСБУ провозглашаются те же самые  принципы, что и в МСФО, однако наблюдается некорректное применение данных принципов на практике.

  • В РСБУ не учитывается изменения покупательной способности рубля, что не позволяет в условиях высокого уровня инфляции проводить сопоставление показателей за различные периоды.
  • Требования к составлению сводной финансовой отчётности по российским стандартам появились совсем недавно, поэтому не существует достаточной практики их применения, что позволяет крупным интегрированным компаниям манипулировать показателями своей финансовой отчётности.
  • Финансовая отчётность по российским стандартам по-прежнему нацелена на удовлетворение информационных потребностей налоговых и надзорных органов. Как следствие, компании занижают свои операционные расходы, относя расходы непосредственно на капитал, не отражая налоговые штрафы и неверно классифицируя "прочие затраты".
  • В российской практике учёта руководству компаний не разрешается использовать своё профессиональное суждение для отражения справедливой рыночной стоимости активов и экономического содержания операций. Как правило, это приводит к превышению балансовой стоимости активов над их справедливой рыночной стоимостью, завышению срока полезного использования активов и применению чрезмерно высоких коэффициентов при переоценке активов в период гиперинфляции.

Таблица №1.

Сходства и различия в отражении элементов в РФ и в соответствии с МСФО.

Признак сравнения

МСФО

Концепция бухучета в  Российской Федерации

Нормативные акты Российской Федерации

Признание элементов финансовой отчетности

Существует вероятность получения  или утраты экономической выгоды и стоимость объекта может быть надежно измерена

Трактовка совпадает с трактовкой в МСФО

Понятие признания элементов финансовой отчетности отсутствует

Оценка элементов финансовой отчетности

Фактическая стоимость приобретения, восстановительная стоимость, возможная  цена продажи

Перечень методов оценки в целом совпадает с перечнем МСФО

Используется в основном первоначальная стоимость

Перечень элементов баланса

Не устанавливается строгий  перечень, выделяются статьи, которые должны раскрываться как минимум

Не рассматривается данный вопрос

Большинство статей баланса в форме  №1 соответствует статьям МСФО, но есть


На парламентских слушаниях  в Государственной Думе РФ по теме международных стандартов финансовой отчётности высказывались предложения  в течение 3-5 лет полностью перейти  в России на МСФО при составлении отчётности и ведении бухгалтерского учёта во всех российских организациях.

1.2. Состав, структура и требования предъявляемые к бухгалтерской отчетности

 Состав годовой бухгалтерской  отчетности российских организаций,  как единой системе данных  об их имущественном и финансовом  положении, и результатах хозяйственной деятельности, которая формируется на основе данных бухгалтерского учета и состоит из следующих отчетных форм:

  1. Бухгалтерский баланс – форма № 1;
  2. Отчет о прибылях и убытках – форма № 2;
  3. Отчет об изменениях капитала – форма № 3;
  4. Отчет о движении денежных средств - форма № 4;
  5. Приложения к бухгалтерскому балансу – форма № 5;
  6. Пояснительная записка;
  7. Итоговая часть аудиторского заключения (если организация в соответствии действующим законодательством должна пройти обязательную аудиторскую проверку).

Содержание форм годовой бухгалтерской отчетности меняется периодически, с изменением ПБУ. С 1 января 2003г. рекомендуются Министерством финансов РФ применение новых бланков для годовой отчетности российских организаций (приказ Минфина России от 22 июля 2003г. № 67н. «О формах бухгалтерской отчетности организаций».).

Случаи, когда организация обязана  проводить обязательную аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности, приведены в статье 7 Федерального закона от 7 августа 2001г. № 119 – ФЗ «Об аудиторской деятельности» в частности, так должны поступать открытые акционерные общества.

Особенностью составления бухгалтерской  отчетности является отказ от ее типовых форм. Российским организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности на основе предложенных Минфином России образцов при соблюдении общих требований к отчетной информации, как полнота, существенность, нейтральность, изложенных в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Необходимо руководствоваться также Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и иными положениями, рекомендациями и указаниями, регламентирующими вопросы составления отчетности. При этом в индивидуальных формах должна быть соблюдена кодификация образцов.

Можно выделить три варианта формирования отчетности:

    1. упрощенный – для субъектов малого предпринимательства;
    2. стандартный – для средних и крупных организаций;
    3. множественный – для крупнейших, осуществляющих несколько видов деятельности организаций.

Бухгалтерский баланс (форма  №1) – старейшая форма отчетности (его составляли ещё итальянские купцы эпохи Возрождения) является главным источником информации об имущественном положении организации. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Основная задача бухгалтерского баланса – показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится по его контролем. Баланс позволяет получить представление и о материальных ценностях, и о величине запасов, и о состоянии расчетов, и об инвестициях. Данные баланса широко используются для последующего анализа руководством организации, налоговыми органами, банками, поставщиками и другими кредиторами. Состав имущества организации (в активе) и источники его формирования (в пассиве). В активе показатели группируются по составу и размещению финансовых средств предприятия или по направлениям использования; в пассиве - по источникам их образования или финансирования. Статьи актива и пассива в свою очередь делятся на разделы, отражающие наличие и использование средств, которыми располагает предприятие, и источники формирования этих средств за счет финансирования.

Каждый отдельный показатель в  балансе, по которому проставлена сумма, называется статьей. Познакомимся со структурой баланса российской организации.

В разделе I «Внеоборотные  активы» актива баланса представлены следующие группы статей:

  • нематериальные активы;
  • основные средства;
  • незавершенное строительство;
  • доходные вложения в материальные ценности;
  • долгосрочные финансовые вложения;
  • отложенные налоговые активы;
  • прочие внеоборотные активы.

Сумма перечисленных статей показывается в итоге раздела I актива баланса.

Раздел II «Оборотные активы» актива баланса состоит из большого числа подразделов:

  • запасы;
  • налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям;
  • дебиторская задолженность;
  • краткосрочные финансовые вложения;
  • денежные средства;
  • прочие оборотные активы.

По второму разделу актива баланса  подсчитывается итог, который в сумме  с итогом первого раздела составляет итог актива баланса.

Сама величина актива, показывающая общую сумму имущества, не дает представления о том, за счет каких источников это имущество было сформировано. Ответ на этот вопрос можно найти в пассиве баланса.

Раздел III «Капитал и резервы» пассива баланса объединяет собственные источники, т.е. предоставленные учредителями или полученные в ходе работы самой организации:

  • уставный капитал;
  • собственные акции, выкупленные у акционеров;
  • добавочный капитал;
  • резервный капитал;
  • нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Алгебраическая сумма всех статей отражается как итог раздела III и  показывает величину собственного капитала организации.

Раздел IV «Долгосрочные  обязательства» предоставлен следующими статьями:

  • займы и кредиты;
  • отложенные налоговые обязательства;
  • прочие долгосрочные обязательства.

Достаточно ясные уже по названию, эти статьи кредиторской задолженности наряду с основным долгом включают проценты, начисленные по кредитам и займам.

Общая сумма непогашенной долгосрочной кредиторской задолженности показывается в итоге раздела IV пассива баланса.

Раздел V «Краткосрочные обязательства» пассива баланса объединяет статьи различной кредиторской задолженности, срок погашения которой находится в пределах 12 месяцев после отчетной даты, а также некоторые другие статьи:

  • займы и кредиты;
  • кредиторская задолженность;
  • задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов;
  • доходы будущих периодов;
  • резервы предстоящих расходов;
  • прочие краткосрочные обязательства.

По разделу V пассива баланса  подводится итог, который вместе с  итогом разделов III и IV пассива баланса  показывает общий итог пассива баланса  или сумму всех источников средств. Итоги актива и пассива баланса должны быть равны и отражают величину имущества, принадлежащего организации. За балансом, в справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, показываются арендованные основные средства, в том числе по лизингу, товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, товары, принятые на комиссию, обеспечения обязательств, полученные и выданные, списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов, износ жилищного фонда, нематериальные активы, полученные в пользование.

Информация о работе Финансовая отчетность и анализ ее основных показателей