Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:35, реферат

Краткое описание

Государственный финансовый контроль - неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы. Основная его цель - контроль за исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, осуществлению финансовых и налоговых льгот.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…….2
1. Организация государственного финансового контроля…………………..…3
2. Виды и формы государственного финансового контроля…………….……11
3. Органы государственного финансового контроля………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

Finansovy_kontrol.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Эффективность контрольной деятельности Главного контрольного управления при Президенте Российской Федерации высока. Так, только за 1999 г. им вскрыты факты нецелевого использования средств на сумму около 5,9 млрд руб. и 468 млн долл. США, возвращено в бюджеты всех уровней 76,5 млн руб. ,С учетом материалов проверок Главного контрольного управления пришиты два федеральных закона, шесть постановлений Правительства Российской Федерации, 32 нормативных правовых акта органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Счетная палата Российской Федерации — конституционный орган, создаваемый Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с целью осуществления независимого контроля за исполнением средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Счетная палата Российской Федерации является единственным органом государственного финансового контроля, задачи и порядок деятельности которого определены федеральным законодательством — Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Функции, права и обязанности составляют ее компетенцию. Это означает, что право осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, предоставленное только Счетной палате, одновременно является и ее обязанностью.

Отметим, что Счетная  палата Российской Федерации — также  единственный в стране орган государственного финансового контроля, контрольные функции которого охватывают весь бюджетный процесс от начала формирования бюджетной заявки до получения конечных результатов.

По своему правовому  статусу Счетная палата является независимым органом государственного финансового контроля. Она самостоятельно формирует свой план работы и графики контроля, в обязательном порядке представляет Федеральному Собранию Российской Федерации заключение о проверке исполнения бюджета за отчетный финансовый год.

Контрольные полномочия Счетной палаты Российской Федерации:

• позволяют полностью  и всесторонне охватить контрольными мероприятиями бюджетный процесс;

• распространяются на все государственные органы, учреждения и организации федерального подчинения, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные законодательством налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

• обеспечивают Федеральное Собрание Российской Федерации объективной, достоверной и квалифицированной информацией о состоянии исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Основными задачами Счетной  палаты Российской Федерации являются:

1) организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

2) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

3) финансовая экспертиза  проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4) анализ выявленных  отклонений от утвержденных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение и совершенствование бюджетного процесса в целом;

5) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

6) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Объем средств федерального бюджета, подлежавших контролю Счетной палаты Российской Федерации, в 2000 г., например, составил 855 млрд руб., или шестую часть валового внутреннего продукта России. Счетная палата вправе также проводить ревизии и проверки бюджетов субъектов Российской Федерации — получателей финансовой помощи из федерального бюджета.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Правительству Российской Федерации, руководителям органов государственной власти и проверяемых организаций направляются обязательные для исполнения представления и предписания Счетной палаты по устранению выявленных нарушений, совершенствованию организации бюджетного финансирования, возмещению в доход федерального бюджета установленных контрольными мероприятиями средств федерального бюджета, израсходованных не по целевому назначению.

Центральное место среди органов государственного финансового контроля исполнительной власти занимает Министерство финансов Российской Федерации и его структурные подразделения, наделенные контрольными полномочиями.

В соответствии с законодательством  Российской Федерации в системе  Минфина России в последние годы произошли структурные преобразования, касающиеся контрольной деятельности. В 1998 г. Контрольно-ревизионное управление, осуществлявшее финансовый контроль субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, выделено в самостоятельную федеральную службу путем преобразования его в Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России, в обязанности которого вошел финансовый контроль за расходованием средств федерального бюджета.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по оптимизации структуры территориальных органов Министерства финансов Российской Федерации» от 5 ноября 1999 г. № 1231 финансовые органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления с 1 января 2000 г. выведены из системы территориальных финансовых органов Минфина России. В результате этого полномочия финансового контроля за средствами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления перешли к финансовым органам областного и местного уровней.

Широкими контрольными полномочиями наделены Главное управление федерального казначейства Минфина России и его территориальные органы. Основными задачами его в сфере финансового контроля являются организация и осуществление контроля за исполнением бюджета и федеральных внебюджетных фондов. На него возложена функция перераспределения поступивших налогов между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными законодательством нормами. В целях укрепления финансовой дисциплины федеральное казначейство Минфина России производит проверки, связанные с зачислением, перечислением и использованием бюджетных средств любого уровня, в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных кредитных учреждениях любой формы собственности.

 

Заключение

Акцентируя внимание на направлениях усовершенствования системы  государственного финансового контроля в национальном хозяйстве на ближайшую перспективу, необходимо учесть, что она: - является способом осуществлением народом его личных и экономических прав; соответствующим способом взаимодействуют с контролирующими институтами органов местного самоуправления и субъектами аудиторского контроля.

Таким образом, разрешение проблемы повышения эффективности  государственного финансового контроля следует осуществлять с позиции системного подхода, а именно:

1. финансовый контроль должен рассматриваться как важнейший элемент общегосударственного контроля, который в свою очередь является сложной системой общественного контроля;

2. в процессе усовершенствования государственного финансового контроля должны учитываться принципы такой структуризации контроля в обществе, которая означает необходимость разворачивания взаимодействия системы государственного финансового контроля с контролирующими органами местного самоуправления;

3. дополнение финансового контроля, исполнителями которого являются органы государственной власти и местного самоуправления, независимым финансовым контролем, который осуществляют аудиторы и аудиторские фирмы;

4. получение субординаций при построении органов финансового контроля в структуре общегосударственных контрольных институтов.

 

Список использованной литературы

1. Лаврушин О.И. «Деньги. Кредит. Банки». – М.: «Финансы и статистика», 2004

2 . А. М. Ковалёва А.М. «Финансы и кредит». – М.: «Финансы и статистика», 2003

 


Информация о работе Финансовый контроль