Финансовый учет нематериальных активов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Данные бухгалтерского учета – это международный язык предпринимателей всех уровней. Опытный бизнесмен обязан разбираться в бухгалтерской отчетности в такой мере, в какой охотник «читает» следы зверя и птицы по первому снегу. Понимая публикуемые отчетные показатели, предприниматель устанавливает, можно ли при деловых сделках доверять партнеру. Без правильного ведения учета невозможно:
обеспечить контроль за наличием и движением имущества и рациональным использованием ресурсов;
своевременно предупреждать негативные факты хозяйственной деятельности, выявлять и мобилизовывать резервы, разрабатывать меры по их использованию;

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
1 Теоретические аспекты учета нематериальных активов………………5
1.1 Понятие, сущность и классификация нематериальных активов……5
1.2 Оценка нематериальных активов и раскрытие информации
в бухгалтерской отчетности…………..…………………………………10
1.3 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности
объекта ЗАО «Трест №7» …………………………….………………….14
2. Финансовый учет нематериальных активов предприятия…………..19
2.1 Анализ учетной политики предприятия……………………………..19
2.2 Документальное оформление и аналитический
учет нематериальных активов предприятия…………………………….23
2.3 Синтетический учет и отражение в отчетности
нематериальных активов предприятия……………..……………………25
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

К_нма_курсовая_24_05 2.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3

1 Теоретические аспекты учета нематериальных активов………………5

1.1 Понятие, сущность и классификация нематериальных активов……5

1.2 Оценка нематериальных активов и раскрытие информации

 в бухгалтерской отчетности…………..…………………………………10

1.3 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности

объекта ЗАО «Трест №7» …………………………….………………….14

2. Финансовый учет нематериальных активов предприятия…………..19

2.1 Анализ учетной политики предприятия……………………………..19

2.2 Документальное оформление и аналитический

учет нематериальных активов предприятия…………………………….23

2.3 Синтетический учет и отражение в отчетности

нематериальных активов предприятия……………..……………………25

Заключение………………………………………………………………..27

Список использованных источников…………………………………….30

Приложения………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данные бухгалтерского учета – это международный  язык предпринимателей всех уровней. Опытный  бизнесмен обязан разбираться в бухгалтерской отчетности в такой мере, в какой охотник «читает» следы зверя и птицы по первому снегу. Понимая публикуемые отчетные показатели, предприниматель устанавливает, можно ли при деловых сделках доверять партнеру. Без правильного ведения учета невозможно:

  1. обеспечить контроль за наличием и движением имущества и рациональным использованием ресурсов;
  2. своевременно предупреждать негативные факты хозяйственной деятельности, выявлять и мобилизовывать резервы, разрабатывать меры по их использованию;
  3. получать полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности;
  4. правильно рассчитываться с финансовыми органами.

С развитием рыночных отношений в составе имущества  предприятий появился новый вид  средств, отличительной особенностью которых является отсутствие  вещественно-натуральной формы – нематериальные активы.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных  условиях формирование полной информации о хозяйственных процессах практически  невозможно без информации о нематериальных активах. Данный вид внеоборотных активов уже имеет повсеместное применение, и поэтому, чтобы вести бухгалтерский учет в организации в соответствии с законодательными и нормативными актами, необходимо рассмотрение  вопросов учета нематериальных активов.

Целью данной курсовой работы является изучение учета нематериальных активов. Достижение этой цели осуществляется посредством выполнения следующих  задач:

Детально рассмотреть  классификацию и структуру нематериальных активов.

Представить оценку  нематериальных активов, документальное оформление движения нематериальных активов.

Рассмотреть особенности  учета поступления, создания и выбытия  нематериальных активов в тесной увязке с действующим законодательством.

Уделить большое внимание способам начисления амортизации объектов нематериальных активов.

Привести бухгалтерские  проводки, отражающие основной набор  хозяйственных операций.

Объектом исследования выступают нематериальные активы, а  предметом – их бухгалтерский  учет.

Теоретической и методологической основой работы служат законодательные и нормативные документы РФ, Гражданский и Налоговый кодексы РФ, труды отечественных авторов таких, как Кондраков Н.П., Богатая И.Н., Хахонова Н.Н., а также материалы периодической печати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретико-методические аспекты учета нематериальных активов

1.1 Характеристика нематериальных активов

 

Под нематериальными активами понимают объекты, не имеющие материально-вещественной структуры и обладающие стоимостной оценкой, используемые в хозяйственной деятельности более 12 месяцев, приносящие доход организации. Ценность нематериальных активов, воплощенная в их стоимостной оценке, прямо зависит от прав или привилегий собственников результатов интеллектуальной деятельности. Необходимо сказать, что нематериальные активы, так же как и основные средства являются объектами  долгосрочных инвестиций, и их бухгалтерский учет во многом совпадает с основными средствами.

В бухгалтерском учете понятие «нематериальные активы» раскрывается через определенный перечень условий, который должен быть соблюден единовременно для принятия объекта как нематериальный актив. Данный перечень условий установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» 14/2007 (далее ПБУ 14/2007).

В соответствии с п.3 ПБУ 14/2007 к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:

Объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем;

Организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем;

Возможность выделения или отделения объекта от других активов;

Объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

Организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

Фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

Отсутствие у объекта материально-вещественной формы.

При выполнении данных условий к нематериальным объектам могут быть отнесены произведения литературы, науки и искусства; изобретения; селекционные достижения; полезные модели; секреты производства (ноу-хау); программы для электронных вычислительных машин; товарные знаки и знаки обслуживания.

Согласно п.2 ПБУ 14/2007 определен перечень объектов, не относящихся к нематериальным активам:

Не давших положительного результата научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

Не законченных и не оформленных в установленном законодательством порядке исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

Материальных носителей (вещей), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;

Финансовых вложений.

Для того чтобы иметь более ясное представление о нематериальных активах, рассмотрим более детальную их классификацию.

На практике  выделяют 4 основные группы нематериальных активов:

1) Исключительные права обладателя патента на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и селекционные достижения. Правоохранным документом данных объектов является патент, удостоверяющий их приоритет, авторство создателя и исключительное право пользования результатами интеллектуальной собственности:

• право на изобретение – право на использование охраняемого патентом технического решения (устройство, способ, вещество, а так же самим объектом признается техническое решение, относящееся к названным объектам, если оно является принципиально новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо), а также на применение известного ранее устройства, способа, вещества по новому назначению;

• право на промышленный образец – право на использование охраняемого патентом художественно-конструктивного решения изделия, определяющего его внешний вид (рисунок, эскиз, макет и т.п.);

• право на полезную модель – право на использование охраняемого свидетельством конструктивного выполнения предметов производства и потребления, а также их частей;

• селекционное достижение – новый сорт растений или новая порода животных, т. е. определенная группа растений или животных, которая имеет отличительные признаки, присущие только данной группе.

2) Исключительные авторские права на программы для ЭВМ и базы данных:

• авторское право на программы для ЭВМ – право на опубликование, воспроизведение, распространение и иные действия по введению в производственный оборот совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения;

• авторское право на базу данных – право на опубликование, воспроизведение, распространение и иные действия по введению в производственный оборот совокупности данных (статей, расчетов и т. д.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Примерами баз данных являются такие базы нормативных документов как «Консультант Плюс», «Гарант» и др.

3) Исключительные права владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров:

• право на товарный знак и знак обслуживания – право пользования и распоряжения охраняемыми свидетельством обозначениями, способами отличить товары и услуги одних юридических или физических лиц от товаров и услуг других юридических и физических лиц. Товарный знак представляет собой словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации с использованием любых цветов или цветовых сочетаний. Обладатель такой символики имеет исключительное право на ее использование и право на запрещение ее пользования другими лицами;

• наименование места происхождения товара – название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.

Для признания товарного знака, знака обслуживания, и наименования места происхождения товара в бухгалтерском учете они должны быть зарегистрированы в Государственном реестре товарных знаков РФ. Регистрация данных объектов и соответствующее свидетельство о государственной регистрации (правоохранный документ) действует до истечения 10 лет от даты подачи заявки на регистрацию права в федеральный исполнительный орган.

Владение «ноу-хау», содержащими ценную информацию, дает право организации распоряжаться такими ноу-хау как собственными совершать с ними любые операции, что и с другими правами на объекты нематериальных активов.

4) Деловая репутация организации, организационные расходы:

• деловая репутация организации – в широком смысле представляет собой нематериальный актив, означающий цену репутации организации, выставленной на продажу, которую покупатель приобретает по результатам состоявшихся торгов. Есть давать более четкое определение, то деловая репутация – это разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и балансовой стоимостью ее имущества с учетом доходности приобретаемой организации, ее престижа на рынке производимой продукции и других факторов. При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации.

Объектом нематериальных активов является деловая репутация, которая рассматривается как надбавка к цене, уплачиваемой покупателем в ожидании будущих экономических выгод.

 Отрицательная деловая репутация рассматривается как скидка с цены, предоставляемая покупателю, и учитывается в качестве прочих доходов;

• организационные расходы – расходы учредителя на юридические и иные процедуры создания коммерческой организации: расходы, связанные с разработкой технико-экономических обоснований и учредительных документов; плата за юридические и другие организационные консультации; регистрационные сборы; расходы на рекламу;расходы, связанные с подготовкой персонала и т.п. В качестве нематериальных активоввыше перечисленные расходы принимаются к учету в том случае, когда учредительные документы рассматривают их как часть вклада в уставный капитал.

Необходимо сказать о том, что данный перечень активов в стандарте является примерным и открытым. При этом состав нематериальных активов в части интеллектуальной собственности изложен в ПБУ 14/2007 исходя из норм IV части Гражданского кодекса РФ.

 

 

1.2. Оценка нематериальных активов

 

При учете нематериальных активов в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденном приказом Минфина РФ от 31.10.00 № 94н, предусмотрено два счета: 04 «Нематериальные активы» - активный и 05 «Амортизация нематериальных активов» - пассивный.

В бухгалтерском учете и отчетности нематериальные активы отражаются по первоначальной стоимости, то есть стоимости приобретения и создания, включающей все затраты, произведенные организацией до момента передачи объекта в эксплуатацию, и остаточной стоимости. Указанные затраты носят характер капитальных вложений организации, то есть вложений во внеоборотные активы. Особенности формирования первоначальной стоимости нематериальных активов связаны с основными способами поступления их на предприятие.

Информация о работе Финансовый учет нематериальных активов предприятия