Формирование отчетности по наличию и движению материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Ускорение социально-экономического развития страны предусматривает увеличение эффективности общественного производства на основе всемерной экономии материальных, трудовых и денежных ресурсов. Политика ресурсосбережения – реальный источник удовлетворения растущих потребностей общества. В этой связи снижение удельных затрат различных видов материальных ресурсов в производстве приобретает определяющее значение.

Содержание

Введение……………………………………………………………..2-3
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета материалов……
1.1. Понятие, классификация и оценка материалов………………4-10
1.2. Нормативное правовое регулирование учета материалов…10-15
1.3. Особенности бухгалтерского учета материалов в российской и международной практике…………………………………………..15-20
Глава 2. Общий порядок ведения бухгалтерского учета материалов…..
2.1. Документальное оформление движения материалов………..21-24
2.2. Синтетический и аналитический учет материалов…………...24-30
2.3. Предложения по совершенствованию бухгалтерского учета материалов……………………………………………………………30-36
Глава 3. Формирование отчетности по наличию и движению материалов…
3.1. Инвентаризация материалов……………………………………37-38
3.2. Отражение в отчетности информации о наличии и движении материалов…………………………………………………………….39
Заключение…………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

Бух учет.docx

— 73.37 Кб (Скачать файл)

 

В России учет производственных запасов регулируют нормативные  документы:

— ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утверждено приказом Минфина  России от 9 июня 2001 г. № 44н);

— Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина  России от 28 декабря 2001 г. № 119н (далее  — Методические указания).

Вопросы учета и оценки сырья, материалов, готовой продукции, товаров и незавершенного производства рассматриваются в Положении  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности. Этот документ утвержден приказом Минфина  России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Международные правила, по которым  ведется учет МПЗ, сформулированы в  стандарте (IAS) 2 «Запасы». Некоторые  правила и определения содержатся также в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности.

В ПБУ 5/01 материально-производственными  запасами признаются: сырье, материалы  и готовая продукция, товары для  перепродажи. Принять материально-производственные запасы на баланс можно, только если у  организации есть на них право  собственности, хозяйственного ведения  или оперативного управления. Если же такого права у компании нет, то МПЗ должны быть учтены за балансом — об этом прямо говорится в  пункте 10 Методических указаний.

Согласно МСФО 2 к запасам  относятся: материалы, сырье, незавершенное  производство, готовая продукция, товары для перепродажи. МСФО 2 не содержит в себе определения понятия «запасы», однако в Принципах запасам дается определение, такое как ресурсы, которые компания контролирует и  намеревается использовать ради получения  выгоды. Под контролем же понимают возможность управлять активами по собственному усмотрению и не позволять  пользоваться ими другим организациям. Что же касается права собственности, то в МСФО на учет запасов оно  не влияет.

Основное отличие в  финансовой отчетности, составленной на основании МСФО, от Российской финансовой отчетности это отражение стоимости  всех готовых и незавершенных  товаров. То есть вне зависимости  от права собственности активы должны быть признаны запасами и учтены на балансе организации. В Российском законодательстве право собственности  является обязательным условием для  учета на балансе.

В соответствии с МСФО 2 запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин — себестоимости  или возможной чистой цене реализации. В международной практике данный порядок соблюдают, так как он позволяет лучше осветить положение  дел компании для ее руководства.

В России запасы можно списывать:

1) списание по себестоимости единицы запасов;

2) списание по себестоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

3) списание по средней себестоимости.

С 1 января 2008 года в российском бухгалтерском учете запрещено  использовать метод ЛИФО. Это когда  стоимость выбывающих запасов определяют по цене последней поступившей или изготовленной партии.

В МСФО 2 предусмотрены следующие  способы, которыми можно списывать  материально-производственные запасы:

1. Метод сплошной идентификации.  Его используют в отношении  запасов, которые не являются  взаимозаменяемыми. То есть когда  точно известно, какие МПЗ остались  на складе, а какие переданы  в производство или реализованы.

2. Метод ФИФО. Проданным  запасам присваивают себестоимость  первых по времени закупок.  То есть стоимость запасов  на конец периода определяется  по ценам последних поступлений.

3. Метод средней стоимости  — когда все запасы имеют  одинаковую среднюю цену в периоде.

ЛИФО в международном  учете отменен и признан необъективным. Ведь в период роста цен из всех упомянутых способов метод ЛИФО дает самый низкий показатель чистой прибыли. Отечественная практика сформировала собственные подходы к учету  МПЗ, которые во многом даже превосходят  нормы МФСО с позиции заинтересованного  пользователя релевантной информацией. Понимая всю важность приведения национальных стандартов в соответствии с международными, нельзя абстрагироваться от накопленного позитивного опыта. Российские правила бухгалтерского учета постепенно сближаются с МСФО. Однако необходимо осознавать ключевое отличие между этими двумя  системами отчетности: по международным  стандартам она составляется, прежде всего, на консолидированной основе и предназначается для представления  инвесторам и крупным кредиторам. Отчетность по МСФО, в дополнение к  отчетности, составляемой в соответствии с российскими Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), уже принята  большинством крупных российских компаний. Большинство российских организаций  продолжает использовать для подготовки своей документации только ПБУ. Трудности, стоящие на пути внедрения МСФО в России, во многом совпадают с проблемами, с которыми сталкиваются государства, переходящие к использованию международных стандартов вместо национальных или пытающиеся изменить национальные стандарты учета таким образом, чтобы различия с МСФО были минимальными и объяснялись объективными причинами. Основной проблемой является недостаток ресурсов, необходимых для успешного перехода на эти стандарты. Это финансовые и кадровые ресурсы. Переход на МСФО и их применение — довольно затратная задача, особенно в условиях, когда организациям приходится одновременно готовить отчетность, во-первых, налоговую, во-вторых, бухгалтерскую в соответствии с ПБУ и, в-третьих, финансовую в соответствии с МСФО (параллельно или методом трансформации). Внедрение международных стандартов диктуется экономической необходимостью. Прозрачная и качественная финансовая отчетность является неотъемлемым условием развития, как финансового рынка, так и реального сектора экономики в условиях кризиса и выхода из него. Поэтому перспективы МСФО в России рано или поздно будут в том или ином виде внедрены в национальную систему бухгалтерского учета. Скорость этого процесса будет зависеть от эффективного взаимодействия между государством, бизнесом и профессиональным бухгалтерским и аудиторским сообществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Общий  порядок ведения бухгалтерского учета материалов

2.1. Документальное  оформление движения материалов

Операции по движению материальных ценностей все юридические лица независимо от формы собственности должны оформлять унифицированными первичными документами по учету материалов, разработанными Госкомстатом России. Первичные документы на получение и отпуск материалов должны быть правильно оформлены, иметь соответствующие подписи и быть заранее пронумерованы.

Список лиц, имеющих право подписи на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов, и перечень таких материалов устанавливаются руководителем организации по представлению начальника отдела снабжения и главного бухгалтера.

Перечислим документы  по учету материально-производственных запасов [5, стр. 272].

  • Доверенность (ф. № М-2 и № М-2а) — применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщика. Доверенность составляется в одном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под расписку получателю. Срок действия доверенностей, как правило, не может превышать 15 дней; в исключительных случаях она может выдаваться на календарный месяц.
  • Приходный ордер (ф. № М-4) — используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления ценностей на склад. Он выписывается на фактически принятое количество ценностей. Бланки приходных ордеров вручаются материально ответственным лицам в заранее пронумерованном виде.
  • Акт о приемке материалов (ф. № М-7) — применяется для оформления приемки материальных ценностей в тех случаях, когда имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приемке запасов, поступивших без документов (при неотфактурованных поставках). Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику; он составляется в двух экземплярах членами приемочной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. Утверждается акт руководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр акта с приложенными первичными документами передается в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей, другой — в отдел снабжения или бухгалтерию для направления претензионного письма поставщику.
  • Лимитно-заборная карта (ф № М-8) — нужна для учета отпуска со склада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и т.п. в производственные подразделения организации в пределах утвержденного лимита. Лимит отпуска определяется на основе существующих нормативов расчетным путем, исходя из объемов производственных заданий цехов с учетом переходящих остатков запасов на начало отчетного периода. Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах сроком на один месяц, а при небольших объемах — на квартал. Один экземпляр карты до начала месяца передается структурному подразделению — потребителю материалов, другой — складу.

Материалы отпускаются в  производство складом только при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита материала. В лимитно-заборной карте структурного подразделения расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада — представитель структурного подразделения. Лимитно-заборные карты склад сдает в бухгалтерию после использования лимита.

  • Требование-накладная (ф. № М-11) — применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации, их отпуска филиалам, расположенным за его пределами, и при продаже запасов.

Накладная составляется в  двух экземплярах материально ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности. Первый экземпляр предназначен для списания ценностей (складом, цехом), второй — для оприходования ценностей принимающей стороной (складом, цехом). Сверхлимитный отпуск материалов со склада может производиться только с разрешения руководителя или главного инженера и оформляется требованием-накладной (ф. № М-11).

Замена одних видов  материалов другими, сходными по своим свойствам, также допускается только с разрешения руководителя и оформляется требованием-накладной указанной формы. Этот документ вместе с лимитно-заборной картой заменяемого материала передается на склад, и кладовщик уменьшает остаток лимита с учетом выдачи материалов-заменителей.

  • Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) — используется для учета отпуска материальных ценностей сторонним организациям на основании договоров и других документов. Накладная выписывается в двух экземплярах по предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передается на склад в качестве основания для отпуска материалов, второй — получателю.

При отпуске материалов самовывозом  или выносом кладовщик передает в бухгалтерию накладную, подписанную получателем, для выписки расчетно-платежных документов, если материалы отпускались с последующей оплатой.

  • Карточка учета материалов (ф. № М-17) — служит для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру. Карточки являются документом строгой отчетности и выдаются кладовщику под расписку. Материально ответственное лицо (кладовщик, заведующий складом) производит записи в карточках на основе первичных приходно-расходных документов в день совершения операции в натуральном выражении.
  • Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) — применяется для учета материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств, пригодных для использов<span c

Информация о работе Формирование отчетности по наличию и движению материалов