Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 19:21, курсовая работа
На современном этапе Россия стремится укрепить свои позиции на мировой арене. Этого она добивается, вступая в различные членства, организации, сообщества. Для более тесного сотрудничества России с другими крупными государствами необходимо установить стандарты международного уровня. Такой процесс влечет за собой очень крупные реформы, в том числе и реформу бухгалтерского учета. Бухгалтерская отчетность является важным документом, поэтому реформирование должно проводиться очень грамотно, основываясь как на отечественном, так и на зарубежном опыте.
Введение
1. Теоретические аспекты формирования показателей бухгалтерской отчетности
1.1 Сущность и назначение бухгалтерской отчетности для управления промышленным предприятием
1.2 Качественные характеристики бухгалтерской отчетности и предъявляемые к ней требования
1.3 Сравнительный анализ МСФО и российских нормативных актов по основным элементам финансовой отчетности
2. Формирование показателей бухгалтерской отчетности на оао «Этанол»
2.1 Бухгалтерский баланс как основной источник информации о финансовом состоянии предприятия, строение и содержание баланса
2.2 Экономические и правовые основы исчисления финансового результата в отчете о прибылях и убытках на ОАО «Этанол»
2.3 Методика учета денежных потоков на ОАО «Этанол»
2.4 Отчетность о состоянии имущества предприятия
Заключение
Список литературы
Согласно российским нормативным актам (Закону «О бухгалтерском учете» [1], ПБУ 1/98 [5], ПБУ 4/99 [6]) требование сопоставимости связывается с формированием учетной политики: принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.
Таким образом, сопоставимость в российском законодательстве по бухгалтерскому учету применяется как допущение последовательности применения учетной политики. При реализации данного допущения имеет большое значение определение перспектив развития организации, ее стратегии, взвешенный анализ действующего законодательства.
Требование сопоставимости выражается также в применении форм бухгалтерской отчетности. В соответствии с ПБУ 4/99 [6] организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.
Кроме того, согласно российскому законодательству по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному, в чем также проявляется действие требования сопоставимости.
В целом международные и российские подходы к характеристике сопоставимости совпадают, поскольку подчеркивают важность сравнения пользователями информации об организации за разные периоды времени и о разных организациях. При этом условием сопоставимости является то, что пользователи информируются о вариантах учетной политики, использованной при подготовке отчетности, любых изменениях в ней и результатах этих изменений.
Как МСФО, так и российские нормативные акты по бухгалтерскому учету говорят о том, что финансовая отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении, финансовых результатах и изменении в финансовом положении. Однако согласно МСФО, достоверной будет считаться отчетность, составленная в соответствии с МСФО. Согласно российским нормативным актам достоверной считается отчетность, составленная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации. Таким образом, достоверность отчетности ставится в зависимость от «достоверности» устанавливаемых (как МСФО, так и российскими нормативными актами) требований к порядку составления, финансовой отчетности. Вместе с тем, следует отметить, что и МСФО, и российские нормативные акты предусматривают возможность отступления от установленных правил, если последние не позволяют в силу каких-либо исключительных причин отразить реальное финансовое положение предприятия.
Для осуществления трансформации бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с нормативными актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации, в финансовую отчетность, соответствующую Международным стандартам финансовой отчетности, необходимо провести детальный анализ статей российской бухгалтерской отчетности на предмет соответствия требованиям МСФО, и в случаях несоответствия - внести необходимые корректировки.
2. Формирование показателей
бухгалтерской отчетности на ОА
2.1 Бухгалтерский баланс как основной источник информации о финансовом состоянии предприятия, строение и содержание баланса
Под бухгалтерским балансом понимают способ экономической группировки состава и размещения ресурсов хозяйствующего субъекта, включаемых в актив баланса, и юридических источников их формирования в виде заемного и собственного капитала, отражаемых как пассив (обязательства) баланса на отчетную дату, как правило, на 1-е число месяца [16].
Бухгалтерский баланс ОАО «Этанол» (Приложение 1) служит основным источником информации для обширного круга пользователей, поскольку он знакомит собственников, менеджеров и других лиц, причастных к управлению, с имущественным состоянием организации. Другими словами, из баланса заинтересованные пользователи узнают, какой имущественной массой, то есть собственным капиталом, располагает собственник.
Из баланса получают ответ на вопрос - сумеет ли организация в ближайшее время выполнить взятые на себя обязательства перед третьими лицами (инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и др.) или ей угрожают финансовые затруднения [24].
По бухгалтерскому балансу определяют финансовые результаты работы ОАО «Этанол» в виде наращения собственного капитала за отчетный период (четвертая функция), на основании которых судят о способности руководителей сохранять и приумножать вверенные им материальные и денежные ресурсы.
По своему строению бухгалтерский баланс - это два ряда чисел, итоги которых должны быть постоянно равны друг другу.
Особенность бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем сопоставляются имущество, права и обязательства (долги). В теории бухгалтерского учета имущество стали называть активом, долги (обязательства) - пассивом.
В состав актива включаются имущество и права [18].
К имуществу ОАО «Этанол» относятся различные предметы, имеющие хозяйственную ценность в силу своих физических свойств (деньги, товары, материалы, строения, машины, оборудование).
В актив бухгалтерского баланса ОАО «Этанол» включаются статьи, в которых показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств. Так, в разделе I «Внеоборотные активы» отражаются: нематериальные активы, основные средства (здания, сооружения, машины, оборудование, находящиеся в собственности организации, земельные участки, объекты природопользования и т. д.); незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения (инвестиции в дочерние и зависимые общества, другие организации) и др. Раздел II «Оборотные активы» объединяет разные статьи, включающие оборотные средства (текущие активы).
Статьи актива в соответствии с законодательством и традициями отдельных стран располагаются по определенной системе. Статьи актива размещаются в балансе по степени ликвидности, то есть в прямой зависимости от того, с какой быстротой данная часть имущества приобретает в хозяйственном обороте денежную форму.
В отечественной практике актив строится, как правило, в порядке возрастающей ликвидности, при которой в разделе I баланса показывается недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму [19].
Если актив баланса раскрывает предметный состав имущественной массы организации, то пассив баланса имеет иное назначение. Он показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность организации и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании ее имущественной массы.
В бухгалтерском учете слово «пассив» имеет два значения. В более узком смысле - это совокупность денежных обязательств, которые могут быть двоякого рода. Одни из них связаны с различными ценными бумагами, выданными хозяйствующим субъектом, эти обязательства погашаются при предъявлении ценной бумаги (выданные векселя, акцептованные чеки, выпущенные облигации и т. д.). Другие обязательства возникают в силу кредиторской задолженности поставщикам за полученные товары и услуги, задолженности перед работниками, бюджетом и т. п.
В широком смысле под пассивом понимают всю совокупность юридических отношений, лежащих в основе финансирования хозяйствующего субъекта. Таким образом, пассив включает все разнообразные источники средств хозяйства, включая как заемные средства (заемный капитал), так и собственный капитал. Если представить, что хозяйствующий субъект обособлен от его собственника (владельца), то пассив выражает обязательства как перед третьими лицами, так и перед самим собственником (владельцем). Такое понимание пассива исторически всегда было присуще бухгалтерскому балансу.
Обязательства в учете могут быть дифференцированы: по срокам погашения, виду обеспечения, группе получателей (поставщики, кредитные учреждения и т. д.) [15].
Важным моментом является группировка обязательств, которые различаются, прежде всего, по субъектам: одни из них являются обязательствами перед собственниками хозяйства, другие - перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.). Такое деление обязательств в балансе имеет важное значение при определении срочности их погашения, другими словами, изымаемое из источников средств. Обязательства перед собственником составляют практически постоянную часть баланса, например, уставный капитал не подлежит погашению за время деятельности хозяйствующего субъекта.
Другой составляющей пассива являются внешние обязательства (долги), которые подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. В практике этот вид обязательств принято еще называть заемным капиталом.
Форма № 1 - Бухгалтерский баланс утверждена 22.07.03г. приказом Минфина РФ № 67н. Новая форма «Бухгалтерского баланса» содержит более агрегированные статьи, что способствует быстрому восприятию его показателей для пользователей.
В разделе 1 Внеоборотные активы показываются остатки имущества:
нематериальные активы; основные средства; незавершенное строительство; доходные вложения в материальные ценности; долгосрочные финансовые вложения; отложенные налоговые активы; прочие внеоборотные активы.
В разделе II Оборотные активы отражаются запасы ОАО «Этанол», в том числе материалы и другие аналогичные ценности; животные на выращивании и откорме; основное производство, затраты на незавершенное строительство; товары, готовая продукция, товары отгруженные по статье товары отгруженные; расходы будущих периодов; НДС по приобретенным ценностям; дебиторская задолженность; краткосрочные финансовые вложения; денежные средства; прочие оборотные активы.
Пассив баланса показывает, какая величина средств вложена в хозяйственную деятельность организации и кто и в какой форме участвовал в создании имущества организации.
В разделе III «Капитал и резервы» представлена сумма уставного капитала, причем отдельно дается информация о собственных акциях, выкупленных у акционеров. Далее отражается сумма добавочного капитала, резервного капитала. Ниже дается расшифровка о доли резервов, которые образованы в соответствии с законодательством Об акционерных обществах и о доли резерва, образованного в соответствии с учредительными документами. Также в данном разделе показывается нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).
В разделе IV Долгосрочные обязательства отражаются:
1)кредиты и займы, срок погашения которых больше 12 месяцев с отчетной даты,
2)отложенные налоговые обязательства,
3) прочие долгосрочные обязательства.
В разделе V Краткосрочные обязательства отражается сумма краткосрочных кредитов и займов со сроком погашения меньше 12 месяцев после отчетной даты. Далее отражается общая сумма кредиторской задолженности по видам задолженности.
Также в данном разделе отражается кредиторская задолженность участникам, учредителям по выплате доходов (суммы начисленных, но не выплаченных дивидендов), сумма доходов будущих периодов, полученных в отчетном периоде сумма резервов предстоящих расходов и платежей, прочая кредиторская задолженность и итоговая сумма раздела V[24].
По каждому разделу актива и пассива баланса подсчитывают итоги. Сумма итогов разделов записывается в последней строке «Баланс» и называется валютой баланса. Основным требованием правильности составления бухгалтерского баланса является равенство актива и пассива.
В данной форме бухгалтерского баланса приводится справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах. Далее отводится место для подписей и их расшифровки: руководителя и главного бухгалтера с указанием даты утверждения отчета.
2.2 Экономические и правовые основы исчисления финансового результата в отчете о прибылях и убытках на ОАО «Этанол»
Второй важнейшей составляющей бухгалтерской отчетности, как установлено в Законе «О бухгалтерском учете» (ст. 13 п. 2), является отчет о прибылях и убытках, который в соответствии с основной задачей бухгалтерского учета, сформулированной в законе, должен дать «полную и достоверную информацию о деятельности организации...» (ст. 1 п. 3). Такой подход к отчету о прибылях и убытках в полной мере соответствует Принципам подготовки и составления финансовой отчетности, предусмотренным Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) [15].
Если баланс является отражением имущества, обязательств и собственного капитала, то отчет о прибылях и убытках как составная часть годовой и промежуточной отчетности позволяет определить вид, величину и источники формирования финансового результата на основе произведенных расходов. Отчет о прибылях и убытках не только отражает прибыль или убыток как абсолютные величины, но и содержит информацию о доходности, что позволяет анализировать составляющие финансового результата [14].
Форма № 2 - Отчет о прибылях и убытках утверждена приказом Минфина № 67н от 22.07.03г. О формах бухгалтерской отчетности организации.
Показатели Отчета о прибылях и убытках ОАО «Этанол» (Приложение 2) представлены за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года в таблице, которая состоит из четырех разделов:
-доходы и расходы по обычным видам деятельности;
-прочие доходы и расходы;
прибыль (убыток) до налогообложения;
чистая прибыль (убыток) отчетного периода [25].
Его составляют на основе данных об остатках и оборотах синтетических счетов и субсчетов, взятых из Главной книги. Покажем взаимосвязь данных учета со статьями отчета о прибылях и убытках на рисунке 3:
Выручка от товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС и тому подобных налогов и обязательных платежей Сальдо субсчета 90-1, за минусом Сальдо субсчетов 90-3, 90-4Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг Сальдо субсчета 90-2, за минусом оборотов по счетам 26, 44Валовая прибыль Определяется расчетно Коммерческие расходы Оборот по счету 44Управленческие расходы Оборот по счету 26Прибыль (убыток) от продаж Сальдо субсчета 90-9Проценты к получению Аналитическая позиция 91-16Проценты к оплате Аналитическая позиция 91-26Доходы от участия в других организациях Аналитическая позиция 91-13Прочие операционные доходы Сальдо субсчета 91-1, за минусом а/п 91-13, 91-16Прочие операционные расходы Сальдо субсчета 91-2 минус а/п 91-26Внереализационные доходы Сальдо субсчета 91-3Внереализационные расходы Сальдо субсчета 91-4Прибыль (убыток) до налогообложения Сальдо субсчетов 90-9 + 91-9Налог на прибыль и другие аналогичные обязательные платежи Сальдо субсчета 99-5Прибыль (убыток) от обычной деятельности Определяется расчетно Чрезвычайные доходы Сальдо субсчета 99-4Чрезвычайные расходы Сальдо субсчета 99-3Чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток)Сальдо субсчета 99-9Рисунок 3 - Схема взаимосвязи данных учета со статьями отчета о прибылях и убытках
Информация о работе Формирование отчетных показателей о денежных средствах