Формирование учетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 23:21, контрольная работа

Краткое описание

Учётная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учётной политики предприятия впервые были раскрыты в ПБУ 1/94 «Учётная политика предприятия», утверждённом Приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100. Вследствие реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами впоследствии указанное Положение было заменено на ПБУ 1/98 (Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н), а в 2008 г. — на ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации».

Вложенные файлы: 1 файл

Учет, бюджетирование и калькулирование в сфере общественного питания.docx

— 52.76 Кб (Скачать файл)

 

 

1. Формирование  учетной политики.

Учётная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учётной политики предприятия  впервые были раскрыты в ПБУ 1/94 «Учётная политика предприятия», утверждённом Приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100. Вследствие реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами впоследствии указанное Положение было заменено на ПБУ 1/98 (Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н), а в 2008 г. — на ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации».

Понятие «учётная политика»  в данных нормативных актах тождественно. Под учётной политикой организации  понимается «принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».

В соответствие с утверждённой Правительством РФ в 1998 году Программой реформирования бухгалтерского учёта  в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности целью реформирования системы бухгалтерского учёта является приведение национальной системы бухгалтерского учёта в  соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчётности.

За период реформирования не претерпели изменения допущения, используемые при формировании учётной  политики организации, к которым  относятся:

  • допущение имущественной обособленности: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций;
  • допущение непрерывности деятельности: организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;
  • допущение последовательности применения учётной политики: принятая организацией учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому;
  • допущение временной определённости фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Почти не изменились требования, предъявляемые к качеству информации, полученной в бухгалтерском учёте  в результате применения учётной  политики организации (в ПБУ 1/98 по сравнению  с ПБУ 1/94 добавлено требование своевременности).

ПБУ 1/2008 предъявляет следующие  требования к качеству информации:

  • требование полноты (полнота отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности);
  • требование своевременности (своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности);
  • требование осмотрительности: учётная политика организации должна обеспечивать бо́льшую готовность к признанию в бухгалтерском учёте расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
  • требование приоритета содержания перед формой: отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;
  • требование непротиворечивости: тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта на последний календарный день каждого месяца;
  • требование рациональности: рациональное ведение бухгалтерского учёта исходя из условий хозяйствования и величины организации.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ «все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт». Таким образом, требование приоритета содержания перед формой неприменимо в российских организациях, так как положения федерального закона имеют приоритет над ведомственными нормативными актами. Следовательно, требование, предъявляемое к ведению бухгалтерского учёта, — следование юридическому оформлению сделки, а не её экономическому содержанию.

Принятая во вновь созданной  организации учётная политика должна применяться из года в год. Если:

  • изменилось законодательство
  • вводятся новые способы ведения бухгалтерского учёта
  • происходит смена собственника и т. д.,

то учётную политику можно  дополнить или изменить. В частности  с 1 января 2013 года в России действует новый закон о бухгалтерском учёте от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Согласно этому закону унифицированные формы первичных документов перестают быть обязательными. То есть, компания как и прежде может их использовать в своей деятельности, но для этого она должна их утвердить в учётной политике[

Содержание и  основы разработки учетной политики

Термин “учетная политика предприятия” вошел в употребление в конце восьмидесятых годов  в качестве вольного перевода на русский  язык словосочетания “accounting policies”, употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и на практике.

В экономической литературе приводятся разнообразные определения: “Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и  правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения  бухгалтерского учета на предприятии  в условиях действующей нормативной базы на данный момент времени” (5.страница48); “… совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий хозяйствования” (2.страница7); “… это совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявляемая предприятием исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности” (7.страница10). В приложении к приказу Министерства финансов РФ от 28 июля 1994г. №100 под учетной политикой предприятия понимается “…совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности” (1.страница5). Данное определение совпадает с определением метода бухгалтерского учета. 

Метод бухгалтерского учета  как наука сложился 500 лет тому назад и никакой общественно  – экономический строй, как показывает практика, не может поменять его. Изменения  же происходят только в техническом  и организационном плане с  целью более рационального и  эффективного использования метода бухгалтерского учета. Поэтому международные  стандарты предусматривают не совокупность методов и способов ведения бухгалтерского учета, а принципов и правил организаций  и технологической основы реализации его способов. Поэтому, учетная политика предприятия представляет собой  совокупность принципов и правил (вариантов) организации и технологии реализации способов (метода) бухгалтерского учета на предприятии с целью  формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной  финансовой и управленческой информации предприятия.

Взаимосвязь метода бухгалтерского учета и учетной политики предприятия  наглядно отражена на рисунки приведенном ниже.

 

 

 Учетная политика предприятия 

организационный аспект

3.1 Организационная  форма бухгалтерской службы.

Бухгалтерский учет на предприятии  может осуществляться:

- бухгалтерией, являющейся  самостоятельным структурным подразделением  данного предприятия;

- специализированной профессиональной  организацией на договорных началах,  том числе централизованной бухгалтерией; соответствующим специалистом на  договорных началах.

В первом случае речь о средних  и крупных предприятиях, на которых  выделение бухгалтерского учета  из общего управленческого процесса немыслимо. Остальные варианты ведения  учета используются малыми предприятиями, которых подчас содержание собственной  бухгалтерии – дорогостоящее  и нерациональное занятие.

Независимо от того, имеет  предприятие собственную бухгалтерию  или пользуется услугами сторонней  организации, ответственность за организацию  бухгалтерского учета несет руководитель предприятия. В его обязанности  входит создание необходимых условий  для правильного ведения бухгалтерского учета, выполнения всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера относительно порядка оформления и представления для учета документов и сведений. 

Главный бухгалтер или  лицо, исполняющее его функции, несет  ответственность за соблюдение общих  методологических принципов бухгалтерского учета. Основные его функции состоят  в обеспечении контроля и отражении  на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятием хозяйственной  операции, предоставление оперативной  информации, составлении в установленные  сроки бухгалтерской отчетности и осуществлении (с другими подразделениями  и службами) экономического анализа  финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

3.2.. Уровень централизации  учета.

Структура бухгалтерской  службы.

В зависимости от конкретных условий деятельности предприятия  учет на нем может быть организован  по централизованной, децентрализованной или смешанной форме.

При централизации учета  все работы по текущему обобщению  и систематизации информации, составлению  бухгалтерских отчетов, экономическому анализу и контролю сосредоточиваются  в едином подразделении предприятия. Это обеспечивает возможность рационального  разделения труда и организации  действенного контроля со стороны учетного аппарата за работой производственных подразделений.

При децентрализации учета  наряду с центральной бухгалтерией предприятия в отдельных подразделениях создаются свои бухгалтерии. Они  осуществляют законченный цикл учетных  работ, вплоть до составления отдельного бухгалтерского баланса, активы и пассивы  которого включаются в общий баланс предприятия. К несомненным достоинствам децентрализованной формы необходимо отнести приближение учетного персонала  к производственным подразделениям, повышение оперативности и аналитичности учета.

Предприятия может применять  и смешанную форму организации  учета, когда лишь некоторые (наиболее крупные) подразделения составляют отдельный баланс либо когда бухгалтерские  службы подразделений выполняют  только часть учетных работ (приемку  и проверку первичных документов, учет расчетов с работниками, группировку  информации в разрезах, необходимых  для руководства подразделением, и др.).

Состав и соподчиненность  отдельных бухгалтерских подразделений  и работников определяют исходя из численности персонала и объема учетно-контрольных работ, вытекающего  из масштабов хозяйственной деятельности предприятия, качества и рациональности постановки самого учета.

На небольших предприятиях функции ведения бухгалтерского учета распределяются между исполнителями, как правило, по предметному признаку: каждый исполнитель осуществляет весь комплекс работ на определенном участке  учета (учет материальных ценностей, учет производственных затрат и т.д.). Все  работники бухгалтерской службы подчиняются главному бухгалтеру.

На крупных и средних  предприятиях в составе бухгалтерской  службы предусматривается ряд подразделений (отделы, сектора). Они, как правило, выделяются так же по предметному признаку. Внутри этих подразделений работа может распределяться между исполнителями по линейному (когда работник обслуживает целиком какое-либо производственное подразделение) или функциональному (когда работник выполняет определенную группу операций) признаку.

Например, в состав бухгалтерии  предприятия может быть расчетный, материальный, производственный, сводный  отделы и другие подразделения. Расчетный  отдел обычно занимается комплексом работ по учету расчетов по оплате труда, расчетов с Фондом социального  страхования, Пенсионным фондом и другими  подобными органами, а также соответствующей  отчетностью. Материальный отдел отвечает за ведение учета и осуществление  контроля за наличием  и движением материальных ресурсов. Производственный отдел ведет учет затрат на производство, исчисляет себестоимость продукции. На сводный отдел возлагается обобщение данных бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности. Специальные подразделения бухгалтерии могут заниматься учетом капитальных вложений (при большом объеме капитального строительства), учетом готовой продукции и реализации, финансово-банковскими операциями, расчетами по налогам и неналоговым платежам в бюджет.

 

3.3. Выделение подразделений предприятия на отдельный баланс.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ предприятие может выделять на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и  другие обособленные подразделения, входящие в его состав. Активы и пассивы  отдельного баланса включаются в  бухгалтерский баланс предприятия.

Информация о работе Формирование учетной политики