Функции отделов и звеньев бухгалтерской службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:04, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является овладение информацией о функциях отделов и звеньев бухгалтерской службы.

Вложенные файлы: 1 файл

Бухдело2 сем.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. Набережные Челны

Кафедра «Финансы и бухгалтерский учет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бухгалтерское дело»

на тему: «Функции отделов и звеньев бухгалтерской службы»

 

 

 

Выполнил: студент группы 4150 –с

Л.Ф.Галиева

Проверил: к.э.н.,ассистент А.Р.Газизова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Набережные Челны 2013

 

Содержание

 

 

Введение

Учет был и остается важнейшей функцией управления независимо от общественной формации. Он оказывает  непосредственное влияние на качество управленческих решений, на эффективность  системы управления, являясь ее органической функцией.

Совершенствование управления экономикой во многом определяется организацией бухгалтерского учета. Рост объема перерабатываемой информации, изменение хозяйственного механизма требует постоянного поиска эффективной структуры бухгалтерской службы. Оптимальный вариант структуры бухгалтерии должен соответствовать интенсивному пути развития организации учета в сочетании с качественной обработкой данных, своевременностью представления информации для управления, действенностью выполнения контрольных функций.

Выполнить все возрастающий объем работ  по управлению предприятием, лишь увеличивая штаты, просто невозможно. Есть два пути решения данной проблемы. Оба пути между собой тесно связаны и взаимозависимы: совершенствование организации и компьютеризации работников бухгалтерии.

К вопросам рациональной организации б/у предприятий и  организаций можно отнести следующее:

  • вопросы организации сбора и обработки экономической  информации, охватываемой бухгалтерией (исследование документации первичной информации, исследование принципов построения носителей первичной информации и группировки ее на счетах и др.)
  • вопросы улучшения организации работы бухгалтерской службы (типизация и унификация структур аппарата бухгалтерий, разработка методов расчета численности занятых в них работников, принципы разделения труда между ее подразделениями и исполнителями и т.д.)

Целью контрольной работы является овладение информацией о функциях отделов и звеньев бухгалтерской службы.

 

Глава I Организационная структура бухгалтерской службы

Организационная структура бухгалтерской службы зависит прежде всего от организационной структуры самой организации, поскольку в состав могут входить филиалы, представительства, обособленные подразделения.

Гражданским законодательством  ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) регулируются понятия представительств и филиалов юридического лица:

  • представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенного вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
  • филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительств.

Представительства и  филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных положений, т. е. в рамках, строго ограниченных головной организацией, и только в интересах всего юридического лица.

При наличии у организации обособленных подразделений должно быть принято решение относительно уровня централизации учетных работ. Это должно быть отражено как одна из составных частей организационного аспекта учетной политики:

  • при централизованной форме (рис.1) вся учетная работа проводится в центральной бухгалтерии, т. е. подразделения не составляют не только внутренние балансы, но и бухгалтерские регистры, а в установленные графиком сроки документооборота сгруппированные первичные документы передаются в центральную бухгалтерию;

Рис.1 Схема централизованной организации учета

Рис.2 Схема децентрализованной организации учета

  • при децентрализованной форме (рис.2) в подразделениях создаются собственные учетные службы (отделы бухгалтерского учета), которые ведут бухгалтерские регистры и составляют обособленные балансы данных подразделений.

Численность бухгалтерского аппарата и организационная структура бухгалтерии зависят от условий организации и технологии производства, объема учетной работы, форм учета. Предполагаются три типа организации работы бухгалтерского аппарата: линейная (иерархическая); по вертикали (линейно-штабная); комбинированная (функциональная).

При линейной организации бухгалтерского аппарата все работники бухгалтерии подчиняются главному бухгалтеру. При децентрализованном учете организационная схема совпадает со схемой, представленной на рис. 2. При централизованном учете линейная организация бухгалтерской службы подразумевает создание структурных подразделений для обработки данных в этих подразделениях (рис.3).

Рис.3 Схема линейной организации бухгалтерского аппарата

При организации работы по вертикали (рис. 4) учет ведется в разрезе промежуточных звеньев (отделов, групп, бюро), которые возглавляют старшие бухгалтеры, подотчетные главному бухгалтеру. В самих бухгалтерских службах могут выделяться следующие группы по участкам учетной работы:

  • материальная, ведущая учет по МПЗ, их поступлению и выбытию, хранению и использованию;
  • расчетов по оплате труда, осуществляющая учет расчетов с работниками, бюджетом, с государственными внебюджетными фондами и т. п.;
  • производственно-калькуляционная, которая ведет учет затрат, осуществляет калькулирование себестоимости продукции и готовит производственный отчет;
  • учета готовой продукции, осуществляющая учет готовой продукции на складах и ее реализацию;
  • общая, ведущая учет по остальным операциям. Вертикальная организация работ бухгалтерии применяется на средних и крупных предприятиях. На крупных предприятиях также могут выделяться группы учета по основным средствам, денежным средствам, расчетам с поставщиками и подрядчиками.

 

Рис. 4 Схема организации бухгалтерского учета по вертикали

 

При комбинированной организации структурные подразделения бухгалтерии создаются по участкам учетной работы, кроме того, в ее структуру могут быть включены секторы внутреннего аудита, управленческого и налогового учета (рис.5)

Рис.5 Схема комбинированной организации бухгалтерского учета по участкам учетной работы

 

 

Глава II Статус бухгалтерской службы

Правовой статус бухгалтерской службы регулируется действующим законодательством, нормативными документами, организационно-правовой формой и общей структурой управления организацией.

В соответствии с Федеральным  законом «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию  бухгалтерского учета в организациях, а также за соблюдение действующего законодательства при выполнении фактов хозяйственной жизни несет ее руководитель. Он обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное соблюдение всеми подразделениями и службами, работниками, имеющими отношение к учету, порядка формирования и представления учетных документов для отражения в учете содержащихся в них данных.

Основу построения процесса учета  в хозяйствующем субъекте любой  формы собственности составляет организация работы учетного персонала.

Бухгалтерский учет в  зависимости от объема учетной работы может осуществляться по следующим вариантам:

  • бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • штатная должность бухгалтера;
  • передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета специализированной организации;
  • ведение бухгалтерского учета самим руководителем организации.

В последнее время  большая часть организаций стремится  систематизировать работу своих  финансовых служб, вводя внутренние стандарты бухгалтерского учета. При  стандартизации учета в организации  разрабатываются Положение о бухгалтерии, должностные инструкции для работников бухгалтерии и др.

Положение о бухгалтерии  представляет собой локальный нормативный  акт, определяющий порядок организации  бухгалтерской службы, права и  обязанности счетных работников. Данный документ относится к унифицированной системе организационно- распорядительной документации; его форма имеет четко установленную структуру.

1. Общие положения

2. Цели и задачи

3. Функции

4. Права и обязанности  главного бухгалтера (его заместителей)

5. Взаимоотношения, служебные  связи

6. Организация работ

Первый раздел «Общие положения» включает определение бухгалтерского учета, указание выбранной формы ведения учета, численность и штат бухгалтерии, наименования законодательно- нормативных актов, которыми руководствуется бухгалтерия в своей деятельности.

Во втором разделе «Цели и задачи» излагаются цели и задачи осуществления бухгалтерского учета на предприятии.

В третьем разделе «Функции» раскрываются предположительно возлагаемые на бухгалтерскую службу по ведению бухгалтерского учета функции: организационная, методологическая, аналитическая, учетная, контрольная, расчетная, отчетная, исполнительская, архивная. На основании перечисленных функций разрабатываются должностные инструкции работников бухгалтерии.

Четвертый раздел «Права и обязанности главного бухгалтера (его заместителей)» включает должностную инструкцию главного бухгалтера (его заместителей), составленную на основе Федерального закона «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Положения о главных бухгалтерах (действующее с 1980 г.).

В пятом разделе «Взаимоотношения, служебные связи» указываются службы, с которыми бухгалтерия взаимодействует:

  • все структурные подразделения – по вопросам бухгалтерского учета;
  • юридическая служба – по правовым вопросам, связанным с подготовкой документов;
  • кадровая служба – по вопросам подбора кадров для бухгалтерии, расчета заработной платы персонала в соответствии с приказами о зачислении (принятии) на работу, увольнении, отпуске, перемещении в организации и т. д.;
  • секретариат – по вопросам, связанным с предоставлением справок, сведений, сводок по запросам руководства, а также с представлением отчетов о результатах финансово-хозяйственной деятельности.

В этом же разделе отражаются внешние связи:

  • с налоговыми, статистическими и социальными органами – представление соответствующей отчетности;
  • с банковскими структурами – осуществление расчетов с помощью документов, оформляемых в бухгалтерии.

Шестой раздел «Организация работ» включает правила внутреннего распорядка работы бухгалтерии. В тех случаях, когда организация попадает в число субъектов, подлежащих обязательному аудиту, в данный раздел вносится соответствующая информация.

Таким образом, Положение о бухгалтерии – многопрофильный документ, четко регламентирующий порядок ее работы. От тщательности и детализации его разработки зависит эффективность системы бухгалтерского учета в организации.

Положение о бухгалтерии  составляет главный бухгалтер и утверждает руководитель организации. Логическим продолжением Положения о бухгалтерии являются должностные инструкции работников бухгалтерии, которые составляются для каждого работника бухгалтерии. В них определяют конкретные операции по учетной работе. Благодаря разграничению прав и обязанностей учетного персонала каждое должностное лицо может планировать свою деятельность в пределах возложенных на него обязанностей, избегая дублирования в выполнении трудовых функций.

Основу должностных  инструкций сотрудников бухгалтерии должны составлять квалификационные характеристики, которые предусмотрены постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. № 32.

Должностные инструкции – внутренний документ организации, определяющий организационно-правовое положение работника, поэтому необходимо, чтобы они отражали весь круг его служебных обязанностей, полномочий и ответственности.

Информация о работе Функции отделов и звеньев бухгалтерской службы