Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 17:59, шпаргалка
1. Виды хозяйственного учета и применяемые измерители.
2. Задачи и требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету.
3. Функции бухгалтерского учёта
4. Принципы бухгалтерского учёта.
5. Техника, формы бухгалтерского учета и способы исправления ошибок в учетных регистрах.
6. Законодательно-нормативная база регулирования бухгалтерского учета.
7. Внеоборотные и оборотные активы, их классификация и характеристика.
8. Источники образования средств и их классификация.
9. Метод бухгалтерского учета и его элементы.
В первом случае на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщика делается запись:
Д-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Запись по дебету счета 15 и кредиту счета 60 производится независимо от того, когда поступили материалы - до или после получения расчетных документов поставщика.
При этом по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» показывается стоимость приобретенных запасов по покупным ценам.
Одновременно отражают налог на добавленную стоимость:
Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
После оприходования и оплаты материалов НДС, уплаченный поставщикам, относится на расчеты с бюджетом по НДС.
Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»
К-т 19 «НДС по приобретенным ценностям».
В зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов могут быть также сделаны следующие бухгалтерские записи:
Д-т 15 «Заготовление и приобретение материальныхценностей»
К-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п.
Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, осуществляется по учетным ценам и отражается записью:
Д-т 10 «Материалы»
К-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
В результате произведенных записей по каждой партии материалов на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» возникает разность между оборотом дебета и оборотом кредита. Если дебетовый оборот оказывается больше кредитового, это означает, что фактическая себестоимость заготовленных материалов выше учетной цены. На эту разницу делается бухгалтерская запись:
Д-т 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
К-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
В результате этого обороты по дебету и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» будут отражать сумму заготовленных производственных запасов по фактической себестоимости.
Если оборот по кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» превышает дебетовый оборот этого счета, значит, учетная цена выше фактической себестоимости. В этом случае делают бухгалтерскую запись отрицательными числами («красное сторно»):
Д-т 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
К-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
При таком порядке учета поступления материалов их фактическая себестоимость будет слагаться так: сальдо счета 10 «Материалы» по учетным ценам плюс или минус сальдо счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Аналитический учет по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» ведут по группам материальных ценностей с приблизительно одинаковым уровнем отклонений.
Остаток по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на конец месяца представляет собой стоимость материалов, находящихся в пути или не вывезенных со складов поставщиков.
Известен вариант учета заготовления материалов без сальдо по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», при котором в конце месяца делается запись без оприходования материалов на складе:
Д-т 10 «Материалы»
К-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
В начале следующего месяца эти суммы сторнируются. Во втором случае (учет ведется только по фактической себестоимости) оприходование материалов, полученных от поставщиков, отражается записью:
Д-т 10 «Материалы»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
НДС по оприходованным материалам отражается бухгалтерской проводкой:
Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям»
К-т 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками ».
Следует отметить, что материалы, поступающие от поставщиков, приходуются независимо от того, когда они поступили - до или после получения расчетных документов. Стоимость оплаченных материалов, находящихся в пути или не вывезенных со склада поставщика по состоянию на конец месяца, отражается:
Д-т 10 «Материалы»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В начале следующего месяца эти суммы сторнируются, а в текущем учете показывается как дебиторская задолженность поставщика, которая погашается по мере оприходования материалов на склад.
При поступлении материалов из других источников могут быть сделаны записи:
Д-т 10 «Материалы»
К-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Фактический расход материалов в производство и на другие нужды отражается бухгалтерскими записями:
Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.
К-т 10 «Материалы».
Если материалы учитывались на счете 10 «Материалы» по учетным ценам, то при передаче их в производство на счета учета затрат списывается отклонение, учитываемое на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При этом делается бухгалтерская проводка:
Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» 26 «Общехозяйственные расходы» и др.
К-т 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Продажа материалов на сторону отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета показывается фактическая себестоимость проданных ценностей, расходы, связанные с продажей ценностей, НДС, полученный в составе выручки от продажи. По кредиту счета отражается выручка, полученная за проданное имущество.
Операции по продаже материалов отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом.
На сумму выручки от продажи материалов в зависимости от принятого в организации метода учета продажи делают запись:
Д-т 50 «Касса », 51 « Расчетные счета », 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т 91 « Прочие доходы и расходы », субсчет « Прочие доходы».
Сумма НДС, полученная в составе выручки, отражается:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».
Списывается фактическая (балансовая) стоимость проданных материалов:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»
К-т 10 «Материалы» (по соответствующим субсчетам).
На разницу между фактической себестоимостью материалов и стоимостью по учетным ценам (если учет в организации ведется по учетным ценам) делается запись:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»
К-т 16 «Отклонение в стоимости материалов».
Суммы расходов, связанных с продажей материалов, отражаются:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»
К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Финансовый результат от продажи материалов определяется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» путем сопоставления оборота дебета субсчета 91-2 и оборота кредита субсчета 91-1. Если оборот дебета будет больше оборота кредита, то это убыток, и он списывается в отчетном периоде на финансовые результаты, что отражается записью:
Д-т 99 «Прибыли и убытки»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов ».
Если оборот кредита больше оборота дебета, то это прибыль, на сумму которой делается запись:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов».
К-т 99 «Прибыли и убытки».
Для обеспечения сохранности материальных ценностей в организации не реже одного раза в год проводится инвентаризация.
Излишки материалов, выявленные в ходе инвентаризации, приходуются на счет 10 «Материалы», а соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. При этом делается запись:
Д-т 10 «Материалы»
К-т 91 « Прочие доходы и расходы », субсчет « Прочие доходы».
Недостачи материальных ценностей списываются на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по фактической себестоимости, а по частично испорченным материалам - в сумме определившихся потерь. На сумму недостач и порчи ценностей составляется бухгалтерская проводка:
Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т 10 «Материалы» (по соответствующим субсчетам).
Списание недостач отражается записями:
• в пределах норм естественной убыли - на счета издержек производства или обращения –
Д-т 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» и др.
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
• при хищении, а также сверх норм естественной убыли, когда установлены конкретные виновники, -
Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 3 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
• сверх норм естественной убыли, а также при хищении, когда конкретные виновники не установлены, или при отказе суда во взыскании вследствие необоснованности исков -
Д-т 91 « Прочие доходы и расходы »
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
В результате инвентаризации уточняются фактическое наличие и оценка материальных ценностей, что необходимо для составления отчетности.
41. Документация по учеты движения материалов.
Для учета движения материалов
применяется первичная учетная документация,
отвечающая требованиям основных положений
по учету материалов и приспособленная
для автоматизированной обработки информации.
Количество экземпляров выписываемых
документов и их документооборот устанавливаются
в зависимости от характера предприятий,
особенностей организации производства,
материально-технического снабжения и
от системы организации учета. Количество
экземпляров должно быть минимальным:
при использовании ЭВМ - один экземпляр,
а при ручной обработке - не более двух.
Поступлени6е материалов в организацию
контролирует в первую очередь отдел маркетинга,
который следит за выполнением поставщиками
договорных обязательств, предъявляет
им претензии по качеству и недостачам
материалов, разыскивает грузы, если они
своевременно не прибыли в организацию.
Материалы на склад от местных
и иногородних поставщиков, обычно, доставляет
экспедитор. Принимая грузы от транспортных
организаций, экспедитор особое внимание
уделяет состоянию тары, а в случае их
повреждений требует проверки и сдачи
груза. Если обнаружится недостача или
порча груза, составляется коммерческий
акт на право предъявления претензий к
транспортной организации или к поставщику.
В момент сдачи экспедитором
материалов на склад материально ответственное
лицо проверяет соответствие количества,
качества и ассортимента поступивших
материалов документам поставщика. Одни
из них отражают количество отправленного
груза, другие - качество. При полном соответствии
количества фактически поступивших ценностей
документам поставщика материально ответственное
лицо выписывает приходный ордер (Ф.№"М-4).
В случае доставки материалов
автотранспортом со слада поставщик выписывает
товарно-транспортную накладную (Ф.№5
и М-6) в четырех экземплярах:
а) покупателю - для оприходования
материалов вместо приходного ордера;
б) поставщику для списания ценностей;
в) для предъявления в банк на
оплату.
При получении материалов, доставляемых
экспедитором, материально ответственное
лицо проверяет соответствие количества,
качества, ассортимента поступивших материалов
документам поставщика.
Акт о приемке материалов (Ф.
№-7) применяется для оформления поступивших
материальных ценностей без платежных
документов и в случае расхождений с данными
сопроводительных документов поставщика.
Акт составляется приемной комиссией
с обязательным участием представителя
поставщика или представителя незаинтересованной
организации, заведующего складом и представителя
отдела снабжения организации. Составляется
акт в двух экземплярах: первый передается
в бухгалтерию организации как основание
для бухгалтерских записей на счетах и
расчета сумм недостач или излишков; второй
- поступает в отдел маркетинга для предъявления
претензий поставщику или сообщения ему
о предоставлении платежного требования
на излишки. Наличие акта исключает выписку
приходного ордера.
Кроме перечисленных документов,
составляются требования - накладные на
отпуск материалов (Ф. №М-11) при внутреннем
перемещении материалов со склада на склад
или при сдаче цехам на склад неиспользованных
с экономленных материалов или ценных
отходов производства, отходов от брака
продукции, от ликвидации основных средств,
от выбытия из эксплуатации малоценных
и быстроизнашивающихся предметов.
Материально ответственные
лица, сдающие материалы выписывают накладные
в двух экземплярах: один цеху - для списания
материалов, другой складу - для их оприходования.
Расходные документы отражают
отпуск материалов на производственные
нужды, на хозяйственные нужды, реализацию
на сторону излишних, не используемых
в хозяйственной деятельности организаций
материалов. К ним относятся: лимитно-заборные
карты, накладные, требования.
Лимитно-заборная карта (ф. №
М-8, М-9) выписывается отделом маркетинга
на одну или несколько позиций (видов материалов),
от-носящихся к определенному коду производственных
затрат (заказу). Расчет потребности необходимого
объема и вида материальных ценностей
цеху для выполнения производственной
программы осуществляет плановопроизводственный
отдел. Лимит расходования и отпуска материалов
при этом сокращается на количество ценностей
данного вида, оставшихся в цехах на начало
месяца.
Выписываются карты в двух экземплярах:
один - цеху, другой - складу. При отпуске
ценностей со склада кладовщик расписывается,
в лимитно-заборной карте цеха, а представитель
получателя - в лимитно-заборной карте
склада. В обеих картах после каждого отпуска
выводится остаток неиспользованного
лимита. При использовании лимита и по
окончании месяца лимитно-заборные карты
сдаются в бухгалтерию организации. На
основании их оформляется отпуск материалов
и осуществляется текущий контроль за
соблюдением установленных лимитов их
отпуска на производственные нужды.
По лимитно-заборной карте ведется
также учет материалов, не использованных
в производстве (возврат). При этом никаких
дополнительных документов не составляется.
В целях сокращения количества
лимитно-заборных карт возможно применение
поквартальных карт с отрывными месячными
талонами. Если лимитно-заборные карты
используются при постоянном систематическом
отпуске материалов, то для оформления
однократного их отпуска на хозяйственные
и прочие нужды применяется акт-требование
на замену (дополнительный отпуск) материалов
ф. № М-10.
Накладные (Ф. №М-11) применяются
для учета и оформления отпуска материалов
на сторону или хозяйством своей организации,
расположенным за пределами его территории.
Выписываются они отделом сбыта в трех
экземплярах на основании нарядов или
договоров.
40. Организация учета и оценка материалов
Основные задачи учета материальных ценностей следующие:
Правильная организация учета наличия и движения материальных ценностей на малых предприятиях, усиление контроля за их сохранностью и целевым использованием в значительной мере зависят от условий:
Для правильной организации учета материалов на предприятиях разрабатываются специальные документы – номенклатуру и номенклатуру-ценник. Под номенклатурой понимают систематизированный перечень наименований всех производственных запасов, имеющихся на данном предприятии.
Номенклатура материальных ценностей должна содержать исчерпывающую информацию о каждом материале: