Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 17:33, реферат
Целью государства в отношении реализации своих прав на дивиденды является обеспечение дивидендных поступлений в бюджет. Право Российской Федерация на получение дивидендов от акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, непосредственно реализуют Минимущество России и Российский фонд федерального имущества на основании Федерального закона «Об акционерных обществах», других нормативно-правовых актов.
Основными задачами дивидендной политики Министерства являются:
выполнение бюджетного задания по дивидендным поступлениям в федеральный бюджет;
улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности обществ, акции которых находятся в федеральной собственности;
Подобная
тенденция перераспределения
Справедливость
того тезиса, что российская экономика
и фондовый рынок после кризиса
1998 года вступили в фазу долгосрочного
роста, слабо коррелирующую с
состоянием мировой экономики, подтверждает
рост котировок акций крупнейших
российских эмитентов. Как уже отмечалось,
с начала 1999-го по конец 2000 г. индекс
РТС увеличился в 3 раза, несмотря на
то что индексы ведущих мировых
фондовых бирж за этот период существенно
снизились. Причем в 2001 г. тенденция
роста как отечественной
Наиболее негативным сценарием развития мировой экономики является одновременное падение фондовых и товарных рынков (фаза кризиса), что отрацитально скажется как на российском фондовом рынке, так и на экспортных отраслях отечественной промышленности. Определенная вероятность этого, как отмечалось выше, сохранится в ближайшие несколько лет. Однако последствия возможного мирового кризиса не отразятся на российском финансовом рынке столь сильно, как это было, например, в 1998 г., в силу существенной заниженности курса рубля.
В период кризиса проведение приватизации государственной собственности оказывается неэффективным — при одновременном возрастании роли дивидендной политики. Так, поступления от приватизации в 1998 г. сократились по сравнению с 1997 г. в 40 раз: с 18 до 0,44 млрд. руб. Дивидендные же поступления в федеральный бюджет за тот же период возросли в 5 раз: с 270 до 1357 млрд. руб.
Одним
из существенных резервов повышения
инвестиционной привлекательности
отечественных предприятий
Между
тем мировой опыт показывает: для
обеспечения повышения
Безусловно, основным фундаментом для постоянного роста дивидендных выплат является увеличение прибыли предприятий. И здесь в качестве другой формы дивидендной политики можно назвать политику дивидендных премий. Так, в случае, если уровень прибыли компании превышает обычный (плановый), полученное по итогам года избыточное количество денежных средств направляется на выплату дивидендов.
Существует также третий, наиболее распространенный в странах Запада вариант дивидендной политики — политика стандартных выплат дивидендов. Данный подход основан на проведении ежеквартальных выплат относительно стабильной суммы дивидендов на каждую акцию. При этом компаниями поддерживается максимально возможная регулярность и последовательность в уровне выплачиваемых дивидендов. Целью такой политики является поддержание стабильного интереса инвесторов к акциям компании, поскольку инвестиции в подобные акции можно сопоставить с размещением денежных средств на банковском депозите — с той существенной разницей, что помимо дивидендов акционер также получает прибыль от роста курсовой стоимости акций. Не случайно интерес к корпоративным ценным бумагам в промышленных странах Запада традиционно столь велик. Так, среднестатистический американский частный инвестор около 70% своих средств направляет именно на покупку акций. В России же, к сожалению, своевременность перечисления акционерными обществами дивидендов все еще оставляет желать лучшего.
В
связи с многообразием
В
целях обеспечения роста
прогнозирование дивидендных поступлений по итогам предстоящего финансового года;
участие в планировании обществами основных финансовых показателей их деятельности на предстоящий финансовый год;
контроль за результатами финансово-хозяйственной деятельности обществ, в том числе через представителей государства в их советах директоров и ревизионных комиссиях;
подготовка
предложений по вопросу о размере
начисляемых дивидендов с учетом
оптимальной для данного
влияние через представителей государства в органах управления обществ на процесс утверждения советами директоров рекомендованного Министерством размера дивидендов за отчетный период и сроков их перечисления, а также на процесс принятия соответствующих решений на общих собраниях акционеров;
контроль за своевременностью и полнотой перечисления обществами начисленных дивидендов.
При этом особое внимание Министерством уделяется дивидендообразующим предприятиям.
В настоящее время в уставах некоторых акционерных обществ существуют ограничения на размер выплачиваемых дивидендов, не предусмотренные статьей 43 Федерального закона «Об акционерных обществах». В частности, в некоторых обществах установлен фиксированный размер выплачиваемых дивидендов по акциям в виде определенного количества номиналов данных акций, или по привилегированным акциям установлен предельно допустимый размер выплат в виде фиксированного отношения величины дивидендов к размеру чистой прибыли, что автоматически ограничивает дивидендные выплаты. В отношении указанных обществ Министерство планирует проведение работы по внесению соответствующих изменений в их уставы, предусматривающих отмену таких ограничений.
В процессе приватизации некоторые акционерные общества, используя ряд доступных финансовых схем, выводили свои денежные ресурсы из хозяйственного оборота, искусственно занижая тем самым стоимость своих чистых активов, ухудшая свои экономические показатели для того, чтобы в дальнейшем руководство данных предприятий смогло выкупить акции обществ на аукционе (в том числе через подконтрольные ему структуры) по заниженной цене. При этом акционерам зачастую выплачивались символические дивиденды либо дивиденды не выплачивались вовсе, с тем чтобы провести скупку акций, размещенных по закрытой подписке, по минимальным ценам.
Борьбу с подобной практикой, в частности, призван обеспечить мониторинг финансового состояния акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, проводимый соответствующими структурными подразделениями Министерства совместно с заинтересованными органами федеральной исполнительной власти.
В
случае выявления аудитором, ревизионной
комиссией, представителями государства
в совете директоров и ревизионной
комиссии общества серьезных нарушений,
допущенных руководством АО в ходе
финансово-хозяйственной
Дивидендная
политика Министерства предполагает также
проведение мероприятий по стимулированию
руководства общества к повышению
прибыльности предприятия. В частности,
в целях усиления заинтересованности
менеджмента компаний в результатах
их деятельности предполагается распространить
практику премирования высшего управленческого
звена общества в соответствии с
полученной данным предприятием чистой
прибылью. В качестве одного из примеров,
демонстрирующих
Снижение
государством ставки налога на дивиденды
с 15 до 9% призвано повысить инвестиционную
привлекательность
Таким образом, комплекс мер, предпринимаемых государством в целях реализации своей дивидендной политики, позволит не только обеспечить повышение дивидендных поступлений в бюджет, но и получение прибыли в виде дивидендов другими акционерами, инвестировавшими свои денежные средства в корпоративные ценные бумаги. В свою очередь, это будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности предприятий, поскольку размер дивидендов, выплачиваемых акционерными обществами, а также величина их прибыли являются фундаментальными показателями, влияющими на капитализацию предприятий.
Вместе
с тем при реализации своей
дивидендной политики Министерству
приходится сталкиваться с рядом
проблем. Так, размер чистой прибыли, направляемой
на выплату дивидендов обществами,
зачастую устанавливается по остаточному
принципу, когда общество в течение
текущего года, до утверждения советом
директоров счета прибылей и убытков,
распределения прибыли
В
рамках практической реализации Стратегической
программы развития ОАО «РЖД»
проведен глубокий и всесторонний анализ
проекта программы научно-
Реализация инновационной политики компании осуществляется по алгоритму с использованием новых стратегических подходов:
рассмотрение
экономической эффективности и
технологической
оценка, выбор и утверждение проектов для реализации на Совете главных инженеров компании;
завершение работы по созданию инновационного проекта в виде обязательного оформления как нематериального актива с поставкой на бухгалтерский учет.
В
рамках выделенного на 2007 г. лимита
финансирования, осуществляемого по
нескольким источникам, проведен мониторинг
узких мест и выбраны приоритетные
направления инновационной
Рис. 2.4 – Распределение лимитов плана НТР в 2005 и 2007 гг.
Одновременно в несколько раз снижается доля затрат на научные разработки в области создания нового подвижного состава и путевой техники.
В течение 2006 г. был выполнен внутренний аудит НИОКР предыдущих периодов. В результате предложено к списанию работ на общую сумму 283 млн. руб., включая НИОКР МПС СССР. Предложено к реализации предприятиями машиностроительного комплекса работ на сумму 484 млн. руб. В настоящее время Департамент технической политики ведет юридическое оформление этих сделок.