Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Инициативная аудиторская проверка проводится по решению экономического субъекта, обязательная - в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации. Так, Правительством Российской Федерации определены приведенные ниже основные критерии (система показателей) деятельности предприятий (организаций), бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.

Содержание

Введение
3.
I.
Общие понятия аудита
5.

п.1.1. Сущность аудита и аудиторской деятельности
5.

Цели и задачи аудита.
7.

3. Принципы проведения аудита.
10.
II
Обязательная аудиторская проверка
13.
III
Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту
17.

1. Организации, подлежащие обязательному аудиту.
20.

2. Особенности проведения обязательного аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий.
26.
Заключение
33
Список используемой литературы
35

Вложенные файлы: 1 файл

КР готовя.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

3.

I.

Общие понятия  аудита

5.

 

 п.1.1. Сущность аудита и аудиторской деятельности

5.

 

Цели и задачи аудита.

7.

 

3. Принципы проведения аудита.

10.

II

Обязательная  аудиторская проверка

13.

III

Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту

17.

 

1. Организации, подлежащие  обязательному аудиту.

20.

 

2. Особенности проведения  обязательного аудита государственных  и муниципальных унитарных предприятий.

26.

Заключение

33

Список используемой литературы

35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Организация контроля является обязательным элементом  управления общественными финансовыми  средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность  перед обществом.

Наличие достоверной  финансовой информации, подтвержденной независимым лицом, позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия ряда экономических решений. Это как никогда актуально в условиях глобализации экономики, появления транснациональных корпораций. Поэтому именно независимый аудит способен удовлетворить интересы широкого круга заинтересованных лиц в обеспечении достоверности финансовой информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций в условиях современной экономики.

      Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов  и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Инициативная аудиторская проверка проводится по решению экономического субъекта, обязательная - в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации. Так, Правительством Российской Федерации определены приведенные ниже основные критерии (система показателей) деятельности предприятий (организаций), бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.

Обязательный аудит, являясь одним из основных средств, понуждающих экономические субъекты предоставить достоверную информацию об их реальном финансовом положении заинтересованным пользователям финансовой информации, на современном этапе приобретает особую значимость.1

К экономическим субъектам  относятся независимо от организационно - правовых форм и видов собственности  предприятия, их объединения, организации  и учреждения, банки и кредитные  учреждения, а также их союзы и  ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Обязательной ежегодной  аудиторской проверке подлежат предприятия, имеющие организационно - правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала.

Целью курсовой работы является изучение особенностей проведения обязательного аудита экономических субъектов.

Задачи курсовой работы – дать понятие и виды аудиторской деятельности, рассмотреть субъекты обязательного аудита и особенности его проведения в экономических субъектах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ АУДИТА
    1. Сущность аудита и аудиторской деятельности.

Существует множество  определений аудита - одни закреплены в нормативных документах, другие даются специалистами в области аудита.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01г. определяет понятие аудиторской деятельности как «предпринимательской деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей». АУДИТОРОМ согласно закону является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность как работник соответствующей организации или как индивидуальный аудитор.

Аудит - вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения организаций, осуществляемый компетентными независимыми лицами. На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

    1. бухгалтерская отчетность используется для принятия решения решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественности в целом;
    2. бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни;
    3. степень достоверности бухгалтерской отчетности не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов. Аудит не подменяет государственного контроля, осуществляемого уполномоченными органами государственной власти.

Одной из международных  организаций, контролирующей и координирующей деятельность аудиторских компаний, был Комитет по аудиторской деятельности (IFAC), который был ответственен за установление стандартов и инструкций аудита с 1976г. по 1991г. В настоящее время эту функцию выполняет Совет по аудиторской практике. По мнению данного Комитета, аудит - это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом. Положение об основных концепциях аудита, опубликованное Комитетом в 1973г., определяет и цели аудита: аудитом называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельства об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих учреждений установленным критериям и представление результатов проверки заинтересованным пользователям.

Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя предусматривает и различные аудиторские услуги. В последнее время главное внимание уделяется повышению эффективности системы управления предприятием, системы внутреннего контроля. Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом. Различаются они и rjg. результатам: результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности - реальности статей баланса, достоверности бухгалтерского учета, законности и целесообразности хозяйственных операций; результатом аудиторских услуг - возможное состояние объектов в будущем, качественные характеристики организованной системы управления, системы учета и контроля.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих ему работ и услуг. Основные направления сопутствующей аудиторской деятельности: бухгалтерские услуги; услуги по проведению проверок и экспертиз, не являющихся собственно аудитом; консультационные услуги; обучение и прочее.

В России существует 2 формы  аудита: обязательный и инициативный. Аудит может проводиться в  отношении любых юридических лиц и физических, занимающихся предпринимательской деятельностью.

 

    1. Цели и задачи аудита.

Цель аудита - конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора; она определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. Основной целью аудита, согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации, является выражение мнения о достоверности, полноты и точности отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц активов, обязательств, собственных средств и финансовых результатов деятельности за определенный период и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Основная цель аудита может дополняться обусловленным договором с клиентом выявлением резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой! мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.2

Задачами аудитора в  процессе проверки являются: оценка уровня организации бухгалтерского учета  и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки  бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово - хозяйственную деятельность предприятия и ее конечные результаты; оказание помощи администрации предприятия путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, повлиявших на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности; ориентирование руководства предприятия на будущие события, способные повлиять на деятельность и конечные результаты (проведение перспективного анализа); предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем неясным вопросам. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой отчетности, позволяющая пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности.3

В ходе аудита бухгалтерской  отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие сделать выводы относительно:

    1. соответствия бухгалтерской отчетности требованиям нормативных актов;
    2. соответствия данных отчетности тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация.

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что  рассматриваемая финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Причины, влияющие на существование ограничений, присущих аудиту и влияющих на возможность  обнаружения аудитором искажений в отчетности:

а) применяются выборочные методы и тестирование;

б) любые системы бухгалтерского учета являются несовершенными и не могут гарантировать отсутствие сговора;

 в) аудиторские доказательства не носят исчерпывающего характера, а лишь предоставляют доводы в подтверждение определенного вывода;

г) работа аудитора основывается на его профессиональном суждении в отношении:

    • сбора аудиторских доказательств;
    • подготовки выводов на их основе.

Особые процедуры предусмотрены  для обеспечения достаточных аудиторских доказательств при отсутствии:

    • необычных обстоятельств, увеличивающих риск существенного искажения финансовой отчетности сверх ожидаемого в привычных условиях;
    • признака, указывающего на наличие какого-либо существенного искажения финансовой отчетности.

Аудитор должен проверить: полноту выполнения решений собственников  предприятия об изменении объема установленного капитала; тождество  данных синтетического и аналитического учета по счетам актива и пассива  баланса; полноту отражения в  отчетности дебиторской и кредиторской задолженностей. В процессе подготовки аудиторского заключения проверяется: соблюдение принятой на предприятии учетной политики отражения хозяйственных операций и оценки имущества; правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам; разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений; обеспечение тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам аналитического учета на первое число каждого месяца. АУДИТОР должен составить мнение по следующим вопросам:

1) общая приемлемость отчетности;

2) обоснованность;

3) законченность;

4) оценка;

5) классификация;

6) разделение;

7) аккуратность;

8) раскрытие. 

Аудитор выполняет функции  высококлассного сборщика и оценщика свидетельств для подтверждения точности, полноты и истинности предоставленной в отчете информации.

 

    1. Принципы проведения аудита.

Принципы проведения аудита - основополагающие начала, идеи, на основании которых развивается деятельность аудиторов (аудиторских организаций) и которыми они руководствуются в своей деятельности.

Основополагающими в  аудите являются ПРИНЦИПЫ:

  • независимости - принцип аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения различного рода заинтересованности (зависимости - имущественной, родственной, финансовой и др.) в делах проверяемого экономического субъекта. Независимость аудиторов регулируется нормативными актами, а также этическими кодексами аудиторов;
  • принцип честности заключается в осязательной приверженности аудитора своему профессиональному долгу, а также в следовании общим нормам морали. Данный принцип подразумевает, что аудитор (аудиторская организация) при осуществлении своих профессиональных полномочий должен руководствоваться нормами законов, а также других нормативно-правовых актов, которые регулируют процесс выполнения ими своих обязанностей;
  • принцип объективности - принцип аудита, заключающийся в обязательности применения аудитором (аудиторскими организациями) беспристрастного, непредвзятого, не подверженного никаким влияниям подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию выводов и заключений;
  • принцип профессиональной компетенции - принцип аудита, состоящий в том, что аудитор (аудиторская организация) должен владеть определенным необходимым объемом профессиональных знаний и навыков, позволяющих ему обеспечить качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг. Для этого необходимо привлекать к аудиту экономического субъекта хорошо подготовленных, профессиональных, компетентных специалистов, а также необходимо постоянно осуществлять контроль над качеством, своевременностью их работы. Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетенции и Пределы полномочий, которыми она обладает в соответствии с выданными ей лицензиями на осуществление аудиторской деятельности;
  • принцип добросовестности заключается в обязательном оказании аудитором своих профессиональных услуг с тщательностью и оперативностью. Принцип подразумевает ответственное отношение аудитора к своей работе;
  • принцип конфиденциальности состоит в том, что аудиторы (аудиторские организации) обязаны обеспечивать сохранность документации и не вправе передавать эти документы (их копии) любым третьим лицам или устно разглашать содержащуюся в них информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Принцип должен соблюдаться даже после завершения контракта аудиторов с экономическими субъектами. Аудиторская организация не вправе использовать полученную информацию о клиенте в своих целях или в интересах других лиц.

Информация о работе Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту