Этапы развития бухгалтерского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 18:53, реферат

Краткое описание

В развитии бухгалтерского дела можно выделить пять основных периодов.
Первый период – с момента зарождения товарно-денежных отношений до конца XVII века. Характеризуется:
мануфактурное производство;
сосуществование натурального обмена и товарно-денежных отношений;
появление различных способов регистрации фактов хозяйственной жизни в специальных журналах, книгах, ведомостях и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Этапы развития бухгалтерского дела.docx

— 37.91 Кб (Скачать файл)

Указанными нормативными документами представлено предприятиям право выбора вариантов оценки в учете производственных запасов продукции, ее реализации и др. в соответствии с принятой предприятием учетной политикой. Введены новые объекты учета — нематериальные активы, финансовые вложения, займы, арендные и лизинговые операции и другие. 

Существенно изменена методология учета многих объектов учета — основных средств, уставного капитала, капитальных вложений и других.  
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях возложена на их руководителей. 

Значительные изменения внесены в бухгалтерскую отчетность.  
Основные направления совершенствования организации бухгалтерского учета определены с учетом перехода к рыночной экономике. 

Необходимо разработать рабочие инструкции и положения по бухгалтерскому учету отдельных операций, объектов или разделов учета, в которых должна быть зафиксирована учетная политика на длительный период деятельности объекта. 

Появление совместных предприятий, привлечение иностранного капитала в экономику Республики Беларусь требуют разработки отечественных стандартов (положений, инструкций) по бухгалтерскому учету и отчетности применительно к международным стандартам. 

Одним из направлений является разработка стратегической системы учета, основанной на гармонизации учета и маркетинга. Эта система призвана прежде всего систематизировать информацию, связанную с реализацией продукции. 

В условиях рыночной экономики для того, чтобы выбрать наиболее выгодный рынок реализации продукции, необходима информация о финансовых результатах от реализации продукции по значительному числу позиций (по зонам, странам, группам населения и другим позициям), конкурентоспособности товаров и по другим вопросам маркетинга.  
Вторым важным элементом стратегической системы учета является определение финансового положения предприятия на ближайшую и отдаленную перспективу. К одному из основных направлений совершенствования бухгалтерского учета относится повышение уровня автоматизации учетно-вычислительных работ. 

Одним из трудоемких процессов в начальной стадии организации бухгалтерского учета является документирование хозяйственных операций. По подсчетам экономистов, этой рабо-той занято около 40% всех работников управления.

Следовательно, основным направлением совершенствования на этой стадии учетного процесса является заполнение документов с помощью средств автоматизации в процессе совершения хозяйственной операции. Необходимо упростить первичные документы, совместив их с машинными носителями. 

Автоматизация учета требует дальнейшего развития его методологии, применения более совершенных форм бухгалтерских регистров. 

Развитие методологии бухгалтерского учета, улучшение его организации требует активизации научных исследований в этой области и внедрения результатов в практику учета. 

 

Литература:

1. Профессиональный бухгалтер [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://profbuh.by.

2. Константинова, Е. П. Международные  стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие / Е. П. Константинова. – М.: Издательско-торговая корпорация  «Дашков и Ко», 2011. – 288 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов и их роль в реформировании бухгалтерского учета и подготовки высококвалифицированных кадров

Международная координация в сфере бухгалтерского учета ведется уже более 100 лет. Начало ей было положено в 1904 году, когда в Сент-Луисе (США) прошел первый Международный конгресс бухгалтеров.

Одним из наиболее важных для организации учета событий стало создание в 1973 году Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). . В 2001 г. в результате реорганизации Комитета по МФСО был образован Совет по международным стандартам финансовой отчетности.

Совет по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Board – IASB) является независимой организацией, разрабатывающей стандарты финансовой отчетности общего назначения для компаний, относящихся к негосударственному сектору экономики. Цель Совета – гармонизация правил, бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности во всем мире.

Главная задача СМСФО заключается в создании условий для составления и публикации прозрачной и общепонятной финансовой отчетности, способствующих стабилизации рыночных отношений.

Работа Совета финансируется профессиональными бухгалтерскими организациями, входящими в его состав, транснациональными компаниями, финансовыми институтами и другими организациями. Совет также получает прибыль от продаж собственных разработок и публикаций.

Международная федерация бухгалтеров (МФБ, IFAC) была создана для развития и укрепления престижа бухгалтерской профессии. Цели этой организации в значительной степени совпадают с целями IASC; однако приоритет отдается собственно бухгалтерской профессии. В настоящее время IFAC объединяет 159 членов из 118 стран, представляющих более 2,5 миллиона бухгалтеров.

Действуя через свои комитеты и рабочие группы, IFAC:

  • разрабатывает высококачественные профессиональные стандарты и руководства для использования бухгалтерами в каждом секторе;
  • действует как лидер по важнейшим направлениям, чтобы обеспечить либерализацию бухгалтерских услуг, а также объединить мнения бухгалтеров по всему миру по вопросам, касающимся профессии, в интересах всего общества;
  • способствует развитию и гармонизации бухгалтерской профессии посредством укрепления и поддержки национальных и региональных профессиональных организаций.

Общественное объединение «Белорусская ассоциация бухгалтеров» — старейшая профессиональная организация в Республике Беларусь, начавшая свою деятельность еще в период существования СССР. Устав действующего общественного объединения «Белорусская ассоциация бухгалтеров» (далее — ОО «БелАБ») принят в 1991 году.

Сегодня состав организаций (международных, национальных), занимающихся вопросами гармонизации и стандартизации учета и финансовой отчетности, достаточно представителен. Можно также отметить такие международные и межправительственные профессиональные организации как:

  • Межамериканская организация бухгалтеров;
  • Конфедерация бухгалтеров стран Азии и Тихого океана;
  • Федерация европейских бухгалтеров- экспертов;
  • Комитет взаимодействия реализации директив ЕС и др.

В настоящее время понятие гармонизации бухгалтерского учета является взаимодополняющим идеи стандартизации учетных процедур. Примером может служить Европейское сообщество, где в настоящее время реализуется идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета. Суть ее заключается в том, что в каждой стране может существовать собственная модель организации учета и система стандартов, регулирующих ее и не противоречащих аналогичным стандартам в странах - членах сообщества.

С 1 января 2014 г. в Республике Беларусь вступают в силу новые редакции Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З “О бухгалтерском учете и отчетности” (далее – Закон № 57-З) и Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З “Об аудиторской деятельности” (далее – Закон № 56-З). Следует особо подчеркнуть, что в обоих документах отведено по одной статье относительно общественных организаций (объединений), ассоциаций (союзов) (далее – профессиональных объединений). При этом в отношении Закона № 57-З это первый шаг по признанию прав профессиональных объединений.  
 
Так, статьей 6 Закона № 57-З определено, общественные организации (объединения) бухгалтеров, ассоциации (союзы) коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, вправе: 
 
– участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и отчетности; 
 
– участвовать в разработке учебно-программной и учебно-методической документации, информационно-аналитических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых при подготовке к аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера и сертификата профессионального бухгалтера банка; 
 
– оказывать методическую и иную помощь организациям по вопросам бухгалтерского учета и отчетности; 
 
– представлять интересы бухгалтеров в международных профессиональных организациях. 
В настоящее время в Республике Беларусь Беларуси функционируют: 
 
− Профессиональная ассоциация (ОО “Ассоциация сертифицированных бухгалтеров и аудиторов” (далее – АСБА)), которая является членом ЕССБА – Евразийского совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов, с которым непосредственно связана сертификационная программа CIPA. Председателем правления АСБА является заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита в отраслях народного хозяйства УО “Белорусский государственный экономический университет”, доктор экономических наук, профессор Панков Д.А.; 
 
− С 1991 года действует Общественное объединение “Белорусская ассоциация бухгалтеров”; 
 
– Ассоциация профессиональных аудиторов зарегистрирована 30.09.2009 и в нее входит 21 индивидуальный предприниматель аудитор. Согласно уставу предметом деятельности Ассоциации является консолидация усилий аудиторов и аудиторских компаний для защиты общих интересов и оказание всесторонней помощи для решения стоящих перед ними задач.  
 
− Ассоциация аудиторских организаций Республики Беларусь зарегистрирована 14.01.2010, и в ее состав входят 27 аудиторских организаций, в которых работает 209 аудиторов. Это объединение создано в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, а также систематически контролирующее их соблюдение.  
 
Статье 8 Закона № 56-З определено, что аудиторские организации и (или) аудиторы – индивидуальные предприниматели в целях координации своей деятельности, а также представления и защиты общих интересов могут создавать аудиторские объединения в соответствии с законодательством Республики Беларусь. 
 
Аудиторское объединение вправе: 
 
– представлять интересы членов объединения в государственных, общественных и международных организациях; 
 
– устанавливать обязательные для соблюдения членами объединения внутренние правила аудиторской деятельности; 
 
– утверждать кодекс профессиональной этики аудиторов, обязательный для соблюдения членами объединения; 
 
– вносить в Министерство финансов Республики Беларусь предложения о совершенствовании законодательства Республики Беларусь в области аудиторской деятельности; 
 
– участвовать в разработке учебно-программной и учебно-методической документации, информационно-аналитических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых в процессе подготовки к аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора; 
 
– обобщать опыт работы аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, разрабатывать рекомендации по выполнению правил аудиторской деятельности и иным вопросам, связанным с осуществлением такой деятельности, оказывать аудиторским организациям, аудиторам – индивидуальным предпринимателям методическую помощь; 
 
– осуществлять внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, являющихся членами аудиторского объединения, в соответствии с уставом и внутренними правилами аудиторской деятельности аудиторского объединения; 
 
– выполнять иные функции, определенные уставом аудиторского объединения. 
 
Таким образом, в настоящее время в Республике Беларусь действует ряд общественных объединений бухгалтеров и аудиторов, каждая из которых консолидирует усилия бухгалтеров, аудиторов и аудиторских организаций для защиты общих интересов и оказание помощи в профессиональной деятельности в решении стоящих перед ними задач; стремится поднять статус представителей этой профессии не только на территории нашего государства, но и за рубежом. Все вышеизложенное позволяет считать возможным дальнейшее плодотворное функционирование данных объединений по координации своей деятельности, а также представления и защиты общих интересов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.


Информация о работе Этапы развития бухгалтерского дела