Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:14, курсовая работа
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, бюджетной политики обрело в настоящее время особую актуальность.
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Бюджетная политика как основной инструмент экономической политики государства…………………………………………………………….5
1.1. Понятие бюджетной политики, ее цели и этапы разработки……….5
1.2. Этапы реформирования бюджетной политики…………………….10
Глава 2. Теоретические основы бюджетной политики……………………….14
2.1. Государственные доходы и методы их мобилизации……………...14
2.2. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение……………………………………………………………………18
2.3. Сбалансированность бюджетов……………………………………..22
Глава 3. Пути укрепления доходной базы федерального бюджета на современном этапе………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Библиографический список……………………………………………………..32
Риск для стабильности доходной части бюджета по-прежнему представляет практика использования схем уклонения от уплаты налогов.
В этой связи целесообразно реализовать следующий комплекс мер.
Первое. Законодательно закрепить инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях минимизации налогов, используя при этом практический опыт, накопленный арбитражными судами.
Второе. Оперативно принять поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части, касающейся контроля за трансфертным ценообразованием. При этом соответствующие поправки должны исключить риски неоднозначного толкования законодательных норм участниками налоговых правоотношений, гарантировать работоспособность нового механизма контроля и быть направлены на минимизацию существующих рисков, связанных с использованием трансфертных цен.
Третье. Законодательно закрепить механизмы противодействия использованию соглашений об избежании двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.
Необходимо совершенствовать процедуры администрирования, ведения и представления действительно востребованной налоговой отчетности, устраняя дублирующие друг друга показатели, энергичнее избавляясь от излишних процедур, форм отчетности, которые, кроме неэффективных затрат государственных средств, потери рабочего времени сотрудников налоговых органов Российской Федерации и граждан, не несут какой-либо значимой информации.
В условиях объективного снижения налоговых поступлений в бюджет особо пристального внимания требует проблема неналоговых доходов бюджета. Необходимо формирование экономически обоснованной дивидендной политики, обеспечивающей баланс дивидендов и инвестиций.
Прибыль компаний не должна рассматриваться как бесплатный ресурс для инвестиций. При ее распределении приоритет должен быть отдан не поощрительным выплатам руководству компаний, а выплатам дивидендов акционерам. Данная мера направлена прежде всего на сохранение инвестиционной привлекательности компаний и их капитализацию. Особое внимание в этой сфере должно быть уделено компаниям, осуществившим в последние годы открытые размещения акций на фондовом рынке.
Необходимы также решения и активная работа по следующим направлениям:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.
Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи. Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста.
Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Основными целями бюджетной политики на современном этапе являются: бюджетная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики в целом; усиление роли бюджета в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения; повышение устойчивости бюджета в условиях непредсказуемости ситуации в мировой экономике; создание налоговых стимулов для увеличения инвестиций в человеческий капитал; повышение эффективности налоговой системы; интеграция российской налоговой системы в международные налоговые отношения; кардинальное повышение эффективности бюджетных расходов; реформирование и оптимизация бюджетного сектора; создание устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу; реализация механизма частно-государственного партнерства; обеспечение максимальной эффективности созданных институтов развития.
Из-за происходящего в последние годы роста отклонения совокупного спроса от предложения, в 2008 г. были предприняты меры по ужесточению денежно-кредитной политики, что приводит к замедлению темпов роста денежного предложения. Для обеспечения целей по инфляции ужесточается денежно-кредитная политика и пересматривается дальнейшее наращивание расходов бюджета. Для обеспечения долгосрочной устойчивости бюджета требуется удлинение горизонта бюджетного планирования. В 2008 г. Минфином РФ разработана первая долгосрочная Бюджетная стратегия на период до 2023 года, что позволит мобилизовать бюджетные ресурсы.
Политика государства в сфере доходов предполагается сокращение нефтегазовых доходов, планируется рост поступлений из ненефтегазовых источников.
В трехлетней перспективе приоритетами в области бюджетной политики являются создание эффективной налоговой системы и сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени.
Проектировки бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2009 - 2011 годы основаны на стратегических приоритетах:
Основной характеристикой федерального бюджета будет оставаться его социальная ориентированность.
Государственная долговая политика Российской Федерации на рассматриваемый период не предусматривает привлечения финансовых несвязанных кредитов на внешнем рынке. В области внутренних заимствований проведение долговой политики будет исходить из целей развития рынка государственных ценных бумаг.
Созданная к 2008 г. система межбюджетных отношений обеспечила условия для устойчивого роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Сегодня на первый план выходит задача повышения эффективности использования бюджетных средств, реализация которой должна осуществляться по следующим направлениям:
1) продолжение
формирования стимулов к
2) совершенствование
механизмов предоставления
3) формирование
нового качества финансового
менеджмента в сфере
Таким образом, основная задача бюджетной политики на 2008 год и период до 2010 года – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства и его экономическому росту.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Справочная Правовая Система ГАРАНТ / НПП "Гарант - Сервис". - электрон. док. - [б. м.], 1990-2009.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // С изменениями и дополнениями. // Справочная Правовая Система ГАРАНТ / НПП "Гарант - Сервис". - электрон. док. - [б. м.], 1990-2009.
3. Налоговый кодекс РФ // Справочная Правовая Система ГАРАНТ / НПП "Гарант - Сервис". - электрон. док. - [б. м.], 1990-2009.
4. О бюджетной
классификации Российской
5. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" от 6 мая 2009 г. // Справочная Правовая Система ГАРАНТ / НПП "Гарант - Сервис". - электрон. док. - [б. м.], 1990-2009.
6. Бюджетное
послание Президента РФ
7. Бюджетное
послание Президента РФ
Научная и учебная литература:
1. Анисимов, С.А. К вопросу о реализации бюджетных принципов [Текст]: / С.А. Анисимов // Финансы. - 2006. - № 12. - С.31-33.
2. Бабич, А.М., Павлова, Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов [Текст]: / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. - 325с.
3. Бирюков, А.Г. К вопросу о назначении и результатах распределения средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ [Текст]: / А.Г. Бирюков // Экономика. - 2007. - №11. - С.11-17.
4. Бычков, С.С. Администрирование поступлений в бюджетную систему Российской Федерации [Текст]: / С.С. Бычков // Право и экономика. - 2006. - № 1 - С.18-19.
5. Горегляд,В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития [Текст]: / Под ред. В.П. Горегляд. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика". - 2008. - 348 с.
6. Вахрин, П.И., Нешитый, А.С. Финансы: учебник для вузов, 2-е издание, переработанное и дополненное [Текст]:/ П.И. Вахрин, А.С. Нешитый - М.: издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2006. - 345с.
7. Годин, А.М. Подпорина, И.В. Бюджет и бюджетная система РФ [Текст]:/ А.М. Годин, И.В. Подпорина - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2009. - 526 с.
8. Дробозина, Л.А. Финансы [Текст]: / Л.А. Дробозина - М.: ЮНИТИ, 2008. - 279 с.
9. Дробозина, Л.А. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: / Л.А. Дробозина - М.: ЮНИТИ, 2008. - 365 с.
10. Игудин, А.Г. Некоторые проблемы межбюджетных отношений [Текст] / А.Г. Игудин // - 2007. - № 5. - С.8-11.
11. Казанская, А.Ю. Финансы и кредит. Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах) [Текст]: / А.Ю. Казанская - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007
12. Лавров, А.М. Переход к новой системе межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации [Текст]: / А.М. Лавров // - 2007. - № 9. - С.4-15
13. Поляк, Г.Б. Финансы. [Текст]: / Г.Б. Поляк - М.: Финансы и статистика, 2008
14. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России. [Текст]: / Г.Б. Поляк - М.: Финансы и статистика, 2007. - 369 с.
15. Романовский, М.В. Основы теории и практики государственных финансов[Текст]: / М.В. Романовский. - СПб.: Питер, 2005.
16. Силуанов, А.Г. Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований на 2009 год и на среднесрочную перспективу [Текст]: / А.Г. Силуанов // Финансы. - 2008. - №8. - С.3-13
17. Яковлев, П.А. Особенности российских финансов [Текст]: / П.А. Яковлев - М.: МР3 Пресс, 2005
18. www.minfin.ru - официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
19. www.gks.ru - официальный сайт Госкомстат РФ
1 Горегляд В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития .[Текст] / Горегляд В.П. "Издательство "Экономика". - 2008
2 Вахрин, П.И., Нешитый, А.С. Финансы: учебник для вузов, 2-е издание. Вахрин П.И, Нешитый А.С. - М.: издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2006
3 Годин, А.М. Подпорина, И.В. Бюджет и бюджетная система РФ / А.М. Годин, И.В. Подпорина - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2009
4 Дробозина, Л.А. Финансы. / Л.А. Дробозина - М.: ЮНИТИ, 2008
5 Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: [Текст]: учебник для вузов / – М.: Юристъ, 2007