Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 21:51, доклад
К июню 1999 года экономика находилась в ситуации сбалансирования своих параметров -- в условиях уменьшения спроса на белорусском и внешнем рынках. В центре внимания находились вопросы сельского хозяйства, хотя внешнеполитическая ситуация сказалась на самоощущении белорусских лидеров.
Исполнение бюджета: при высоком уровне инфляции темпы роста расходов значительно превышали темпы роста доходов. Полностью обеспечено выполнение всех социальных программ, выплата зарплат, пенсий, пособий. Более того, были изысканы ресурсы для погашения более половины задолженности по зарплате в аграрном секторе, средства направлены в виде авансов под выращенную продукцию.
На 1998 год пришелся пик погашения внешнего госдолга. Ситуацию с его выплатой усугубило снижение примерно на 20 процентов поступлений валюты в страну по сравнению с 1998 годом. Тем не менее, было выплачено 129,8 миллиона долларов очередных платежей, в том числе 66 миллионов - МВФ по кредитам, полученным в 1992 - 1995 годах. В 2000 году предстоит выплатить 130 миллионов долларов долга.
Небольшая задолженность есть по обязательствам предприятий, сумма которой около 20 миллионов долларов. Самые крупные долги у ЗАО Атлант”, но и там положение улучшается. В 2000 году придется серьезно поработать с должниками внутри страны, за которых бюджет погасил долги на сумму 105 миллионов долларов.
В 2000 году будет сделана попытка сократить количество налогов: отчисления в три бюджетных целевых фонда в местные бюджеты будут вноситься в виде единого платежа. Налоговая нагрузка практически не менялась, три года подряд величина ее составляет 30,5 - 30,6 процента. Правда, в 2000 году в связи с необходимостью увеличения поддержки сельхозпроизводителей несколько возрастут отчисления в соответствующие целевые бюджетные фонды. Они в консолидированном бюджете составят примерно 6,9 процента от ВВП, в том числе 3,9 процента - в местный и республиканские фонды поддержки сельхозпроизводителей. Несколько более 10 процентов составляют отчисления еще в один централизованный государственный фонд - социальной защиты населения.
Перераспределение государственных средств через бюджеты всех уровней и фонд социальной защиты составляет примерно половину объема ВВП. Это достаточно высокий уровень нагрузки на производителей, но снизить ее сегодня нет возможности. Многие предприятия получали поддержку через различного рода льготы и преференции. В 2000 году подходы по представлению их будут ужесточаться, будет проходить переход на иные формы поддержки, в частности - налоговые кредиты и другие методы регулирования, что позволит усилить ответственность субъектов хозяйствования за эффективное их использование.
Доход = 2,6 триллиона рублей
Расход = 2,7 триллиона рублей
Дефицит = 118 мрд р. (1,7 % ВВП).
Бюджет 2000-го года был определен как бюджет экономии. При этом социальная направленность бюджета не только сохранялась, но и усиливалась. Все расходы бюджета на социальную сферу, а также субсидии на ЖКХ, городской транспорт, компенсацию по вкладам, льготы и т. д. составили 63 % бюджета - 2000 против 60,9 процента в предыдущем году.
Предполагалось, что в целях сближения уровня оплаты труда занятых в бюджетной и производственной сферах темпы роста ассигнований на оплату труда бюджетникам будут в три раза выше, чем рост расходов бюджета в целом. В 2000 году через бюджет должны были идти все эмиссионные средства Нацбанка - 76 миллиардов рублей, в том числе
В расходной части бюджета сохранялись прежние расходы на здравоохранение, образование, иные социальные цели. За счет всех источников значительно увеличивались расходы на поддержку сельского хозяйства. Если в 1999 году на эти цели было затрачено 120 триллионов рублей, то в 2000 году было запланировано 360 млрд. Основной рост обеспечивался за счет увеличения отчислений в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей с 1 до 1,5 процента. Менялись также подходы к поддержке сельхозпроизводителей, она, через надбавки к ценам на продукцию, становилась более адресной.
Главные цели развития страны:
На социальные нужды предполагалось направить 62,8 процента всего бюджета. В 2000 году эти затраты в сопоставимых ценах возрасли больше, чем в 1998 и 1999 годах. На здравоохранение, развитие спорта и физкультуры было выделено 13,9 % всех средств. Расходы на медикаменты и другие цели, связанные с валютной составляющей, возрасли в 3,5 раза. Доля затрат на образование возрасла с 6,4 до 6,6 процента ВВП. В социальном плане особенностью бюджета был опережающий, в 2,9 раза, рост затрат на заработную плату в бюджетной сфере: учителям, врачам, работникам культуры. Тем самым были сделаны шаги по приближению их заработков к отраслям народного хозяйства. Первый шаг в этом направлении должен был состояться уже в январе.
Продолжалось сближение прожиточного минимума и минимальной заработной платы: если первый возрастал в 2,4 раза, то фонд оплаты труда - в 2,9 раза. Соответственно увеличивались средства, выделяемые на удешевление питания, пособия на детей, малообеспеченным слоям населения и т.д.
О жилищном строительстве. Квартир предстояло соорудить даже больше, чем реально можно было построить в 2000 году. Структура источников финансирования строительства изменялась: больший упор делался на средства предприятий и организаций, свободные средства граждан и т.д. Эту переориентацию, кстати, планировалось осуществить уже в 1999 году, но не все удалось, во многом потому, что не сработали механизмы аккумуляции средств населения, строительство жилья неоправданно дорожало и т.д. Предстояло задействовать эти резервы. Социальное жилье, а также за счет льготных госкредитов предполагалось построить только для малообеспеченных граждан, молодежи и определенного числа других категорий населения.
Главный их источник налоги, о снижении которых говорить не приходилось. Более того, были пересмотрены налоговые льготы и преференции. Тем не менее, собираемость налогов в Беларуси выше, чем в других странах СНГ. Предполагалось увеличение доходов от акцизов -- на ликероводочные изделия, нефтепродукты, табачные изделия. Возрастали все налоговые отчисления, связанные с фондом оплаты труда, поскольку и он значительно увеличивался.
Традиционных источников средств не хватало, например, на поддержание продовольственной безопасности страны. Из года в год доля затрат на сельское хозяйство растет. Однако представители аграрного ведомства убеждают, что в нынешних условиях этого мало. Поэтому Президент дал поручение изыскать дополнительные резервы. Возможно, придется несколько увеличить отчисления субъектов хозяйствования в фонд поддержки сельского хозяйства. В целом же превышение расходов над доходами, т.е. дефицит бюджета планировался в 1,7-1,8 процента от ВВП, что на уровне последних лет. Разница должна была быть покрыта за счет ограниченных кредитов Нацбанка, которые будут направлялись преимущественно на строительство жилья, выпуска ценных бумаг и других неинфляционных источников.
Исполнятлся бюджет - 2000 в условиях более жесткой денежно - кредитной политики, уменьшения объемов эмиссионных кредитов, снижения уровня государственных расходов. Прежней оставалась налогооблагаемая база за исключением некоторых изменений, вызванных унификацией налогового законодательства Беларуси и Российской Федерации.
В организациях и учреждениях, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, задолженности по зарплате в течение года не допускалось. Выплата заработной платы работникам бюджетной сферы находилась под особым контролем министерства финансов. Например, чтобы не допустить возникновения задолженности по зарплате работникам социальной сферы, из республиканского бюджета с опережением плановых назначений перечислялись дотации местным бюджетам из фонда финансовой поддержки административно - территориальных образований.
Петр ЖУШМА,
заместитель председателя Комиссии Палаты
представителей Национального собрания
Оценивая бюджет на 2000 год, нельзя не остановиться на основных прогнозных показателях социально-экономического развития Беларуси в 2000г. В бюджете есть весьма важные установки на снижение инфляции, стимулирование реального сектора производства, стабилизацию социальной сферы, обеспечение инвестиционной активности.
Если сравнивать основные прогнозные показатели на 2000г. с показателями 1999 года, то они почти совпадают. Это означает, что валовой внутренний продукт увеличится на 2--3%, не более. Уровень реальных денежных доходов должен составить 101%, инвестиции -- 102--103%. Промышленность несколько более динамична -- 2--3% прироста объема выпуска продукции за год. Прогнозные показатели для сельского хозяйства (не могут же быть два года подряд абсолютно неудачными) увеличены на 8--9%. С учетом нынешнего десятипроцентного падения оно должно вернуться к параметрам 1998г. Реальная цена неудач здесь зафиксирована в проектной смете: в 2000г. финансирование сельского хозяйства увеличивается в 2раза.
Заявленное сдерживание инфляции в 2000г. должно привести по официальному прогнозу к 160--180% годового показателя (или 4--5% в месяц). Собственно, такие цифры планировались и в 1999г., однако они не были достигнуты. К концу 1999г. мы имели 340%. Анализ программы убеждает, что планируемого уровня инфляции мы не сможем достичь и в 2000г. Уж очень противоречивы цифры бюджета. К примеру, реальный рост денежных доходов граждан по прогнозу должен составить 101%, рост номинальной заработной платы -- в 2,4 раза, то есть денежная масса возрастет в 2,4 раза, а купить на выданные нам деньги можно будет всего на 1% товаров больше.
Вместе с тем в прогнозе намечен рост товарооборота на 2,5--3,5%. Разве это реально, если цены возрастут в 2,5--3 раза? Следует учесть иполитику курсообразования при расчетах. К примеру, по прогнозу курс белорусского рубля к концу 1999г. должен был составить 320 тыс.руб. за 1 USD, а 1.07.2000г. -- 800 тыс. неденоминированных рублей. Что мы имеем в реальности? Уже к концу декабря 1999г. наличный курс достиг 750 тыс., безналичный -- 960 тыс. Все это -- результат нежелания правительства менять методы экономической политики и философии.
Я сознательно уделил столько внимания прогнозным показателям, ибо Закон о бюджете на 2000г., к сожалению (как, впрочем, и предыдущих лет), не является серьезным инструментом нашей экономической политики. Это, скорее всего, технический документ, который важен для Минфина, чтобы он более-менее сбалансированно проводил финансирование секторов экономики.
Я не сомневаюсь, что этот бюджет будет выполнен, ибо при оптимистическом прогнозе инфляции в 160--180% вполне можно говорить о его наполнении. Не только у нас, в любой другой стране мира достаточно простимулировать инфляцию хотя бы на 70% -- и бюджет получится сбалансированным. Так произошло в Беларуси в 1999г. Вместо небольшого дефицита бюджета мы получили приличный профицит. Он составил к сентябрю 3,5 трлн.руб. Судя по всему, бюджетная политика будет примерно такой же и в 2000г. Таким образом, инфляционные деньги заполнят бюджет, а реальное положение дел с доходами населения, занятого в бюджетной сфере, финансирование социальных программ пойдут в привычной гонке по спирали: рост цен -- индексация доходов -- рост издержек производства -- опять рост цен и т.д.
Бюджет-2000 интересен и некоторыми статьями расходов. К примеру, ст.13 -- расходы на национальную оборону -- составила 69 трлн.руб., на содержание правоохранительной системы -- 127 трлн.руб. Складывается парадоксальная ситуация: мы собираемся тратить больше денег на правоохранительные органы, чем на армию. В связи с этим напрашивается закономерный вопрос: что, внутренняя угроза государству у нас больше внешней?..
Можно сравнить и финансирование в 2000г. органов государственной и исполнительной власти (20 трлн.руб.) и денежное обеспечение деятельности финансовых и налоговых органов (19 трлн.руб.). Так кто кому служит в нашем государстве?
Нельзя обойти вниманием и статью "прочие расходы", на которые направляется 253 трлн.руб. Если прибавить к ним те средства, что попадут в "прочие расходы" по отдельным статьям, которые есть в планах финансирования каждого сектора экономики, получается достаточно большая сумма денег. Она становится мощным инструментом перераспределения финансовых ресурсов, находящимся в руках исполнительной власти.
Хочу вспомнить добрым словом активно развивавшиеся в недавнем прошлом частные нотариальные конторы. Они не только содержали себя за счет собственных ресурсов, но и давали неплохой доход государству. Однако после проведения реформы была введена монополия государства на нотариальную деятельность. В результате из бюджета выделяется 1,5 трлн.руб. для того, чтобы содержать государственные нотариальные конторы. (Кстати, это больше, чем на международные и культурные связи.) Вместо того чтобы делегировать полномочия частным предприятиям, государство, по сути, отказалось от реальной прибыли.
Одним словом, в 2000г. мы, скорее всего, будем жить в таких же условиях, в каких жили и в 1999г. Конечно, мы знаем, что не все так просто в экономике... Однако, на мой взгляд, правительству тяжело работать, потому что, к сожалению, в нашей экономической политике не последнюю роль играет чистая политика, а еще то, что оно, правительство, не собирается ничего менять.
Я понимаю, что есть объективные причины нежелания перемен. И все же глубоко убежден, что в стране уже созрели объективные условия для объявления новой экономической политики, если хотите НЭПа. В основе этой политики должен лежать очень жесткий контроль монетарной сферы. Именно сбалансированная денежно-кредитная политика, единый механизм ее осуществления, жесткое сдерживание эмиссии позволят нам заложить здоровые начала экономики. Мы должны не требовать от правительства увеличения расходов, а в какой-то мере отказаться от тех, которые есть в нынешнем проекте, чтобы спасти экономическую ситуацию в целом.
Вторым важным направлением новой экономической политики, должна стать большая самостоятельность предприятий, реальное развитие рыночных отношений. Нам от этого не уйти. Да, мы можем оттянуть время принятия поворотных решений. Страна может дождаться и провести и парламентские, и президентские выборы. Однако последствия поздних перемен будут еще тяжелее, чем сейчас, если мы все же начнем проводить новую экономическую политику.
Конечно, во многом такую политику определяет Президент, его политическая воля. Однако не менее ответственны за ее формирование и проведение и правительство, и Национальное собрание. Мы должны готовить наш электорат к тому, что можем тратить не больше того, что зарабатываем. Народ должен знать: ситуация тяжелая, и мы обязаны жить по средствам. Только в таком случае у страны появится более благоприятные перспективы. Люди ожидают и вполне оправданно рассчитывают, что они наступят.
Информация о работе Бюджетная политика в Республике Беларусь