Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 11:53, контрольная работа
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – « …имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций».
Наибольшая централизация социально-культурных расходов имеет место для культуры и искусства. Однако именно в этой статье расходов наиболее высока доля сельских бюджетов, финансирующих наиболее «массовые» учреждения (библиотеки и дома культуры).
3.3 Распределение доходов между уровнями бюджетной системы субъектов Российской Федерации
Общие (с учетом межбюджетных трансфертов) доходы субъектов РФ почти на 50% сосредоточены в региональных бюджетах. На долю бюджетов городов областного подчинения приходится 31% доходов, районных бюджетов - 15%, а на местные бюджеты 2-го уровня - суммарно менее 5% (табл.3). Устранение из доходов межбюджетных трансфертов, доходы от которых в основном сосредоточены в местных бюджетах, увеличивает централизацию доходов бюджетной системы регионов до 59%. Доля областных городов практически не меняется, зато заметно снижается удельный вес районных, поселковых и сельских бюджетов, сильно зависящих от «внешних» поступлений. Из налоговых поступлений максимальная централизация характерна для акцизов, которые почти на 80% зачисляются в областные бюджеты. Из местных бюджетов по этому виду налогов относительно велика лишь доля бюджетов городов областного подчинения, где и формируется львиная доля акцизов. Довольно высока - 57-61% - централизация налога на прибыль и НДС. Остальная часть этих федеральных налогов зачисляется в местные бюджеты 1-го уровня, тогда как доля местных бюджетов 2-го уровня составляет менее 1%. Налог на имущество примерно поровну разделен между областными и городскими (областного подчинения) бюджетами.
Что касается ресурсных платежей, то фактические пропорции их распределения между региональными и местными бюджетами примерно соответствуют пропорциям, предусмотренным Федеральным законом «О недрах» (по регионам эти пропорции- меняются в зависимости от структуры ресурсной базы).
Наиболее децентрализованным является подоходный налог с физических лиц (населения). Однако и в этом случае региональные власти забирают 27% поступающих от населения платежей (при том, что 10-процентное изъятие подоходного налога в федеральный бюджет воспринимается ими как явная несправедливость). 53% достается бюджетам городов областного подчинения, 11% - районным бюджетам и почти столько же - местным бюджетам 2-го уровня вместе взятым (при довольно заметной доле сельских бюджетов)
На верхнем уровне бюджетной системы регионов оседает 37% межбюджетных трансфертов (в основном это поступления из федерального бюджета). Добавив к ним часть собственных доходов, региональные власти перераспределяют их местным бюджетам 1-го уровня, суммарная доля которых в этом виде доходов составляет 52%. При этом, если доля бюджетов городов областного подчинения в межбюджетных трансфертах ниже их налоговых доходов, то для районных бюджетов пропорция обратная. Еще более заметен этот контраст в местных бюджетах 2-го уровня.
Таблица 3.
Распределение доходов между уровнями бюджетной системы субъектов РФ в 2004 году, %
Статьи доходов |
Бюджеты | ||||||
Субъектов РФ |
Региональные |
Городов областного подчинения |
Районные |
Городов районного подчинения |
Поселковые |
Сельские | |
Всего доходов |
100 |
48,9 |
31,1 |
15,2 |
0,7 |
1,2 |
2,9 |
Итого расходов |
100 |
59,1 |
30,3 |
8,3 |
0,5 |
0,8 |
0,8 |
Налоговые доходы |
100 |
50,8 |
36,9 |
9,8 |
0,6 |
0,9 |
1 |
Налог на прибыль |
100 |
60,6 |
31 |
7,5 |
0,4 |
0,4 |
0,2 |
НДС |
100 |
57 |
31,4 |
10,8 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
Подоходный налог |
100 |
26,6 |
53,3 |
11,4 |
1,6 |
2,8 |
4,3 |
Акцизы |
100 |
78,5 |
17,6 |
3,6 |
0,1 |
0,1 |
0 |
Налог на имущество |
100 |
44,4 |
42,7 |
10,9 |
0,7 |
0,7 |
0,4 |
Ресурсные платежи |
100 |
48,1 |
27,2 |
22,1 |
0,5 |
1,1 |
1,0 |
Прочие налоги |
100 |
44,8 |
43,8 |
9,9 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
Межбюджетные трансферы |
100 |
37,4 |
21,9 |
29,8 |
0,9 |
2,2 |
7,8 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Ресурсы Интернет:
18. www.budgetrf.ru - сайт посвященный бюджету РФ
19. www.minfin.ru – сайт министерства финансов РФ
20. www.expert.ru – электронная версия журнала «Эксперт»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Макроэкономические показатели
социально-экономического положения города.
январь – декабрь 2004 г. |
в % к соответствующему периоду | ||
январю – декабрю 2003 г. |
декабрю 2003 г. | ||
Экономические индикаторы Объем промышленной продукции, млн рублей в том числе: потребительские товары, из них, пищевые Ввод в действие жилых домов, тыс.кв.м. Розничный товарооборот по всем каналам реализации, млн.руб. Грузооборот предприятий транспорта, млн.т/км. |
6599,3
2303,5 1882,5
109,2
5589,1
419,5 |
159,0
155,2 150,3
82,3
115,4
97,2 |
135,7
148,1 129,3
116,7 |
Социальные индикаторы Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, рублей Реальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника (без выплат социального характера) Численность официально зарегистрированных безработных на конец отчетного периода, человек Индекс потребительских цен на товары и услуги |
1655,6
2417
101,6* |
141,2
115,5
63,6
122,3 |
131,9
111,1
118,7 |
\
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Распределение зарегистрированных предприятий города Октябрьского
по организационно-правовым формам и формам собственности
Наименование организационно-правовой формы, формы собственности |
01.01.2003 г. |
01.01.2004 г. |
Всего единиц |
8241 |
8807 |
По организационно-правовым формам в том числе: юридические лица, в том числе: коммерческие организации, из них: государственные предприятия муниципальные предприятия акционерные общества и товарищества некоммерческие организации филиалы, представительства и другие обособленные подразделения юридических лиц |
7861
6641
122 169 6150 1420
380 |
8455
6781
98 160 6523 1674
352 |
По формам собственности государственная собственность муниципальная собственность частная собственность собственность обществ, объединений, организаций прочие формы собственности |
464 455 6054 802 466 |
471 492 6439 932 473 |
Распределение общего числа зарегистрированных предприятий по формам собственности на 1 января 2004 года представлено в диаграмме.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Объем полученной прибыли по отдельным отраслям экономики
Балансовая прибыль, млн.руб. |
Январь-декабрь 2004 г. в % к январю-декабрю 1999 г. |
Доля предприятий, получивших убыток, в % | |
Всего по г.Октябрьскому |
1114,0 |
112,6 |
32,3 |
Промышленность |
-40,2 |
- |
32,3 |
Транспорт и связь |
1000,8 |
187,4 |
39,6 |
Строительство |
22,3 |
41,8 |
30,8 |
Торговля и общепит |
16,0 |
69,5 |
32,3 |
ЖКХ |
-24,8 |
- |
46,7 |
Информация о работе Бюджетная система РФ понятие и устройство