Бюджетное законодательство РФ. Бюджетный кодекс и его значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 09:41, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетный кодекс. Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Содержание

Введение.
Определение бюджетного законодательства. Структура бюджетного законодательства РФ.
Бюджетный кодекс. Значение бюджетного кодекса.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджет и финансы РФ.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Бюджетное законодательство РФ. Бюджетный кодекс и его значение.

Содержание.

  1. Введение.
  2. Определение бюджетного законодательства. Структура бюджетного законодательства РФ.
  3. Бюджетный кодекс. Значение бюджетного кодекса.
  4. Заключение.
  5. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Бюджетные отношения  в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетный кодекс. Бюджетный кодекс Российской Федерации  служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Предметом регулирования  бюджетного права являются бюджетные  отношения, возникающие в связи  с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.

Бюджетная система России - важнейший элемент финансовой системы  страны, поэтому проблемы правового  регулирования бюджетной системы  занимают огромное место в финансовом праве и даже выделяются в особую подотрасль - бюджетное право.

Построение бюджетной  системы России во многом определяет эффективность функционирования финансовой системы государства. Россия - федеративное государство, отсюда вытекает необходимость  существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее субъектов. Каждый бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих соответственно федеральное, республиканское, областное, краевое, окружное или местное значение. Вообще бюджет - это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных и муниципальных денежных средств. В материальном смысле бюджет-это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований. Такое понимание бюджета является обыденным и имеется в виду в случаях, когда говорят о средствах бюджета, финансирования из бюджета и т.п.

Правовое регулирование  бюджетной системы призвано разрешить  многие вопросы: разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы, принципы формирования доходной и расходной  части бюджетов, объем прав РФ, ее субъектов и муниципальных образований при формировании бюджетов, полномочия, методы и принципы деятельности и взаимодействия различных государственных органов в бюджетной сфере и многое другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение бюджетного законодательства. Структура бюджетного законодательства РФ.

Бюджетное законодательство – это совокупность законодательных и других нормативных правовых актов, принятых на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, которыми регулируются бюджетные правоотношения, иерархическая система нормативных актов.

«Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в  соответствии с ним федеральных  законов о федеральном бюджете  на соответствующий год, законов  субъектов Российской Федерации  о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

Нормативные правовые акты, предусмотренные частью первой настоящей  статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу. В случае противоречия между настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами, предусмотренными частью первой настоящей статьи, применяется настоящий Кодекс» (ст.2, гл.1, ч.1 БК РФ).

Система реализуется на основе четкого их структурирования, прежде всего по содержанию правовых норм. В соответствии с ними все нормативные акты России подразделяются по четырем уровням:

  1. первый уровень – Бюджетный кодекс Российской Федерации – кодифицированный акт, регулирующий бюджетные правонарушения и устанавливающий механизм правовой ответственности за бюджетные нарушения. Бюджетный кодекс устанавливает: общие принципы бюджетного законодательства РФ; правовые основы функционирования бюджетной системы; правовое положение субъектов бюджетных правонарушений; порядок регулирования межбюджетных отношений; определяет порядок прохождения бюджетного процесса в России, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
  2. второй уровень – федеральные и субфедеральные законы, а также нормативные акты представительных органов местного самоуправления;
  3. третий уровень – постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и правительств субъектов Российской Федерации, а также нормативные акты органов местного самоуправления;
  4. четвертый уровень – правовые акты Министерства финансов Российской Федерации и других федеральных ведомств, касающиеся бюджетной сферы, а также нормативные акты субъектов нижестоящего уровня.

Иерархически построенное  бюджетное законодательство России устанавливает соответствующие приоритеты, если нормы одних законодательных актов противоречат другим.

Федеральные и субфедеральные законы, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принимаемые соответственно на федеральном, субфедеральном и муниципальном  уровнях, не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации. В случае их противоречия приоритетными являются правовые нормы, содержащиеся в статьях Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные бюджетным законодательством России, применяются правила международного договора. Закрепляя приоритет международных договоров по сравнению с внутрироссийским бюджетным законодательством, Бюджетный кодекс Российской Федерации одновременно подчеркивает, что правила международных договоров в сфере бюджетных отношений действуют непосредственно, за исключением случаев, когда из содержания международного договора вытекает, что для его применения требуется издание специального внутригосударственного правового акта. Акты бюджетного законодательства России не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации или федеральным законом.

 Структура бюджетной  системы Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень - федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты  субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные  бюджеты.

(ст.10, гл.3, раздел 1, ч.2 БК  РФ).

 

 

 

Бюджетное законодательство РФ, принятое на федеральном уровне, состоит из следующих федеральных законов: 
1) Бюджетного кодекса РФ, принятого 31 июля 1998 г. и вступившего в силу 1 января 2000 г., - первого кодифицированного акта бюджетного законодательства.

2) федеральных законов  о федеральном бюджете, которые  начиная с 2008 г. принимаются  не на один год, как раньше, а на три года - на соответствующий финансовый год и плановый период, состоящий из двух последующих

3) федеральных законов о бюджетах  государственных внебюджетных фондов РФ: 
4) иных федеральных законов, регулирующих бюджетные отношения.

Бюджетное законодательство РФ, принятое на региональном уровне, состоит из законов субъектов РФ: 
1) о бюджетах субъектов РФ. 
2) о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов 
3) регулирующих бюджетные отношения, таких, как, например, законодательные акты общего действия, регулирующие бюджетное устройство и бюджетный процесс в субъекте РФ

Муниципальный уровень бюджетного законодательства РФ состоит из следующих муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований: 
1) муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах

2) иных муниципальных  правовых актов представительных  органов муниципальных образований,  регулирующих бюджетные отношения.

 

 

  1. Бюджетный кодекс. Значение бюджетного кодекса.

«Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации» (преамбула БК РФ).

Бюджетный кодекс — это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной  системы Российской Федерации, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Бюджетный кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий  привлечения к ответственности  за нарушение бюджетного законодательства.

 

Бюджет в Российской Федерации есть ведущее звено всей финансовой системы и основная финансовая категория, предопределяющая жизнеспособность государства и его структур. В бюджетах концентрируются основные доходы и расходы государства и других его общественно - территориальных образований.

Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный и муниципальный кредит, расходы) в их статике и динамике, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов, их межбюджетный баланс и рациональное расходование. Бюджет как основная финансово-правовая и отправная для бюджетной деятельности категория по своей сущности многоаспектен, что находит свое отражение как в законодательстве, так и в научных формулировках.

В любом государстве бюджет - это наиболее точная форма выражения существа государственной власти. Процесс его планирования и исполнения наглядно демонстрирует ее характер. Политические силы, представленные в Правительстве РФ, Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ, имеют возможность существенно и ежегодно влиять на общую социально-экономическую политику посредством принятия того или иного варианта закона о бюджете.

От формирования реалистичного  закона о бюджете зависит общая  социальная и экономическая ситуация в России.

Современное развитие России как правового государства предполагает создание четкой системы законодательства. Несовершенство бюджетного законодательства отрицательно сказывается на финансовой обеспеченности Российской Федерации, ее регионов и муниципальных образований, в итоге приводя к невыполнению государством стоящих перед ним задач и функций.

Умело организованный бюджетный  процесс является одним из условий  эффективной реализации бюджетно-правовой политики государства в целом, субъектов Федерации и муниципальных образований.

Очевидно, что успех  экономического развития нашей страны в большой степени зависит  от того, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям  времени.

Анализ исторического  развития и формирования бюджета как правовой категории свидетельствует о том, что бюджет является действенным механизмом финансовой политики государства.

Развитие экономики России затрагивает различные стороны бюджета как важнейшего финансового источника и инструмента роста экономики страны, и делает актуальными поиски путей усиления его воздействия на повышение эффективности отечественного производства в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение.

Одним из важнейших  институтов государства является бюджетная  система. Построение бюджетной системы подчинено определенным принципам, которые установлены Бюджетным кодексом РФ. Он же закрепляет структуру доходов и расходов бюджетов различных уровней.

На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетный кодекс позволят регулировать экономические и социальные процессы в интересах членов общества. Таким образом, бюджетное устройство РФ обусловлено характером ее государственности и представляет собой единство трех уровней бюджетной системы - федерального, субъектов РФ и местного (муниципального).

Рассмотрев  бюджетную систему и бюджетное  устройство, можно сделать некоторые выводы:

  • Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - Федеральный бюджет. Средства Федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства.

Информация о работе Бюджетное законодательство РФ. Бюджетный кодекс и его значение