Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 15:01, контрольная работа
Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.
Задание 1……………………………..…………………………………….
3
Задание 2.…………………..………………………………….……………
14
Список использованной литературы ………………..……………………
15
Содержание
Задание 1……………………………..……………………………………. | 3 |
Задание 2.…………………..………………………………….…………… | 14 |
Список использованной литературы ………………..…………………… | 15 |
Задание 1 . Бюджетное законодательство Российской Федерации Понятие и структура бюджетного законодательства Российской Федерации. Источники права, регулирующие бюджетные правоотношения. Конституционные основы бюджетной деятельности государства и муниципальных образований. Соотношение норм бюджетного законодательства и норм международного права. Особенности действия бюджетного законодательства во времени в пространстве и по кругу лиц
Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-
Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д.
К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию Российской Федерации и сферу совместной деятельности Федерации и ее субъектов в области бюджета.
В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.).
Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, установлены в ст. 3 Бюджетного кодекса РФ.
Законодатель закрепляет приоритет норм БК РФ над нормами иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, составляющих бюджетное законодательство Российской Федерации.
Действие актов бюджетного законодательства в пространстве:
акты бюджетного законодательства, принятые федеральными органами власти, действуют на всей территории РФ (к государственной территории РФ относятся суша, воды, недра и воздушное пространство).
Основным условием действия на территории РФ нормативных правовых актов, включаемых в состав бюджетного законодательства, является их полное соответствие положениям БК РФ; акты бюджетного законодательства субъектов РФ и органов местного самоуправления распространяют свое действие лишь на территорию соответствующего субъекта федерации или муниципального образования.
Действие актов бюджетного законодательства по кругу лиц подразумевает, что выраженные в нормах бюджетного права предписания адресованы широкому кругу лиц, являющихся субъектами бюджетных правоотношений.
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.
Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту - БК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в соответствующих статьях кодекса.
Источник бюджетного права - это внешняя форма выражения нормы бюджетного права или, другими словами, нормативный правовой акт, содержащий нормы бюджетного права.
Классификация видов норм права может быть проведена по самым различным основаниям.
Таковыми могут выступать:
- назначение норм;
- содержание норм;
- метод воздействия на поведение субъектов;
- порядок реализации прав и обязанностей участников правоотношений;
- порядок действия норм во времени, в пространстве и по кругу лиц;
- их юридическая сила.
Рассмотрим виды норм бюджетного права подробнее.
В зависимости от их назначения нормы бюджетного права делятся на:
- регулятивно-
- охранительные.
Назначение регулятивно-правоустанавливающ
Охранительные бюджетно-правовые нормы направлены на обеспечение эффективности функционирования бюджетной системы страны.
Например, для этого нормами такого вида устанавливаются меры защиты бюджетных интересов государства и в целом - долженствующего быть правопорядка в сфере бюджетных правоотношений - меры юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
При классификации видов норм бюджетного права в зависимости от их содержания они могут подразделяться, например, на следующие виды:
- регулирующие бюджетное устройство РФ;
- определяющие порядок осуществления межбюджетных отношений;
- регулирующие расходы и доходы бюджета;
- регулирующие бюджетный процесс и определяющие основные положения о правовом статусе его участников;
- определяющие порядок, формы и методы осуществления государственного и муниципального финансового контроля (бюджетного контроля); устанавливающие ответственность за совершение бюджетных правонарушений и т. д.
При классификации видов норм бюджетного права в зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников регулируемых бюджетным правом общественных отношений бюджетно-правовые нормы делятся на две большие группы:
- материальные нормы;
- процессуальные нормы. При этом материальные нормы определяют количественные и качественные параметры прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений, в том числе компетенцию государственных органов в данной сфере, например: материальные нормы бюджетного права определяют в стоимостной форме состав доходов и направления расходов каждого из уровней бюджета, механизм взаимоотношений между бюджетами и др.
Процессуальные нормы закрепляют, в частности, порядок и процедуры
осуществления бюджетного процесса.
При классификации видов норм бюджетного права по методу воздействия на поведение субъектов (или по форме выражения государственной воли) они делятся на:
- запрещающие;
- обязывающие;
- уполномачивающе-
- стимулирующе-поощрительные. Например, обязывающая норма бюджетного права содержится в п. 2 ст. 227 БК РФ, в соответствии с которой объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств".
Примером уполномачивающе-дозволительной нормы может выступать ст. 228 БК РФ, в которой закрепляются случаи допускающегося (правомерного) сокращения объемов бюджетных ассигнований.
Различают два варианта пределов действия норм во времени:
- перспективное действие (например, закон о бюджете на очередной финансовый год);
- действие с обратной силой (например, акт, устраняющий, смягчающий ответственность за совершение бюджетного правонарушения).
Классификация действия норм в пространстве выделяет:
- акты бюджетного законодательства, принятые федеральными органами власти, действующие на всей территории РФ;
- акты субъектов РФ и органов местного самоуправления - распространяют свое действие лишь на территорию соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.
Классификация действия норм бюджетного права по кругу лиц подразумевает, что выраженные в них предписания адресованы определенным субъектам бюджетных правоотношений.
Еще одним из оснований является классификация видов норм бюджетного права по их юридической силе. При этом следует учитывать, что юридическая сила бюджетно-правовых норм зависит от ветви власти (законодательная, исполнительная), к которой принадлежит орган, принявший акт, содержащий указанные нормы.
Кроме того, различаются нормы законодательные (содержащиеся в актах законодательства) и подзаконные (помещенные в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и т. д.).
Систематизировать источники бюджетного права можно в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов, начиная с Конституции РФ как правового акта, обладающего высшей юридической силой в Российской Федерации.
Источники бюджетного права состоят из нормативных правовых актов, принятых на:
а) федеральном уровне (федеральная составляющая источников бюджетного права);
б) уровне субъектов РФ (региональная составляющая источников бюджетного права);
в) уровне муниципальных образований (муниципальная составляющая источников бюджетного права).
Рассмотрим их подробнее.
Федеральная составляющая источников бюджетного права.
Первая группа источников. В Конституции РФ содержится ряд положений, регулирующих отношения в бюджетной сфере. Во-первых, это положения, которые, разграничивая предметы ведения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в бюджетной сфере, устанавливают основы бюджетного устройства и бюджетной системы в Российской Федерации.
Согласно п. "з" ст. 71 Конституции РФ, в исключительном ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет. В соответствии со ст. 73 Конституции РФ, устанавливающей "презумпцию компетентности" субъектов РФ, региональные бюджеты - это исключительный предмет ведения субъектов РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (ст. 132 Конституции РФ).
Во-вторых, это конституционные положения, закрепляющие полномочия государственных органов в бюджетной сфере. Так, для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату; Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов назначает Государственная Дума, а заместителя Председателя Счетной палаты и вторую половину состава ее аудиторов назначает Совет Федерации (ст. ст. 101 - 103 Конституции РФ).
В статье 114 Конституции РФ определяются основные полномочия Правительства РФ в бюджетной сфере. Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.
Вторая группа источников - федеральные конституционные законы. Среди таких законов в качестве источника бюджетного права можно выделить только Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <1>, в котором кроме полномочий Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики называются следующие: Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает совершенствование бюджетной системы.
Третья группа источников - федеральные законы, являющиеся составной частью структуры бюджетного законодательства. Основным федеральным законом, регулирующим бюджетные отношения, является Бюджетный кодекс РФ. Это прямо закреплено в ст. 2 БК РФ. Бюджетный кодекс возглавляет бюджетное законодательство РФ <1>.
Четвертая группа источников - подзаконные акты. Это - одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний, их толкования или установления первичных норм <1>. Подзаконные акты тоже имеют свою иерархию в соответствии с юридической силой. Так, возглавляют систему подзаконных актов федерального уровня - источников бюджетного права - Указы Президента РФ. Вообще, указов Президента РФ, издаваемых в бюджетной сфере, незначительное количество по сравнению с постановлениями Правительства или приказами Минфина России.
Информация о работе Бюджетное законодательство Российской Федерации