Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 11:13, реферат
Бюджетные правоотношения - это урегулированные нормами бюджетного права общественные правоотношения, субъекты которых, будучи участниками бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, наделены субъективными правами и обязанностями.
Бюджетное правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений и обладает как общими признаками, присущими правоотношениям вообще, так и особенными признаками.
Бюджетные правоотношения - это урегулированные нормами бюджетного права общественные правоотношения, субъекты которых, будучи участниками бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, наделены субъективными правами и обязанностями.
Бюджетное правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений и обладает как общими признаками, присущими правоотношениям вообще, так и особенными признаками. Общими признаками бюджетных правоотношений следует считать те, что, во-первых, возникают на основе норм бюджетного права; во-вторых, имеют волевой характер; в-третьих, охраняются государством; в-четвертых, характеризуются индивидуализированностью субъектов, определенностью их поведения; наконец, субъекты правоотношения связаны между собой взаимными субъективными правами и обязанностями.
Характерные особенности бюджетных правоотношений заключаются в следующем.
1. Бюджетные правоотношения - вид финансовых правоотношений. Финансовые правоотношения возникают в сфере образования (формирования), распределения (перераспределения) и использования денежных фондов, финансовых средств государства и муниципальных образований. Бюджетные правоотношения возникают по поводу определения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с установлением порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, утверждения и исполнения указанных бюджетов, осуществления контроля над их исполнением и т.д. Иными словами, бюджетные правоотношения возникают в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.
2. Обязательным
субъектом бюджетных
3. Бюджетные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе функционирования бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. При этом трехуровневая бюджетная система определяет особенности бюджетных правоотношений, возникающих в процессе функционирования федерального бюджета, региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований.
4. Бюджетные
правоотношения в
В структуру бюджетного правоотношения входят четыре элемента: объекты, субъекты, субъективное право и юридическая обязанность.
В зависимости от характера и видов бюджетных правоотношений объектами бюджетных правоотношений могут являться:
а) поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета (доходы бюджета);
б) часть бюджетных средств, которая используется и расходуется из соответствующих бюджетов (бюджетные расходы);
в) часть государственной казны (бюджетные средства). В бюджетном законодательстве отсутствует определение государственной казны, несмотря на то, что Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную казну как объект бюджетных правоотношений. В данном аспекте следует исходить из финансово-правовой категории государственной казны;
г) проекты федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;
д) законы о федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ;
е) деятельность по осуществлению бюджетного контроля, бюджетного учета и др.
В процессе финансового (бюджетного) контроля в соответствии с нормами действующего законодательства между субъектами бюджетного контроля возникают бюджетно-контрольные правоотношения - особый вид финансовых (бюджетных) правоотношений.
Субъекты бюджетных правоотношений - непосредственные участники бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, они принимают участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, являются участниками бюджетного процесса.
В круг субъектов бюджетного права по действующему законодательству входят:
а) государство и его территориальные подразделения - Российская Федерация в целом, ее субъекты, муниципальные образования;
б) территории
со специальным правовым
режимом (закрытые административно-
в) органы государственной власти и местного самоуправления - представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления;
г) органы денежно-кредитного регулирования, кредитные организации;
д) главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств в лице учреждений и иных организаций;
е) главные администраторы и администраторы доходов федерального бюджета.
Теперь рассмотрим, что представляют
собой субъективные права и обязанности
субъектов финансовогобюджетного правоотношения
в регулятивных финансовыхбюджетных
правоотношениях пассивного типа. Как
известно, развитие такого правоотношения
происходит за счет активного поведения
управомоченной стороны и соединено с
правомочием требовать от других лиц воздержаться
от действий, препятствующих осуществлению
субъективного права.
Субъективным правом на активные действия
в регулятивных финансовыхбюджетных правоотношениях
пассивного типа обладают главным образом
Российская Федерация, субъекты РФ, а также
уполномоченные ими государственные органы.
Причем права этого вида, как правило,
четко выражены в законодательстве. Так,
в соответствии со ст. 71 Конституции РФ,
с Налоговым кодексом РФ Российская Федерация
имеет право на установление федеральных
налогов и сборов. Налоговый Кодекс РФ
ряд прав на собственные действия закрепляет
за налоговыми органами. В частности, им
предоставляется право проводить налоговые
проверки, вызывать налогоплательщиков
в налоговые органы и т.д. Эти права, как
и права-требования государственных органов
в финансовых правоотношениях активного
типа, не являются в полной мере правами,
так как государственный орган не может
свободно распоряжаться ими, т.е. решать:
использовать это право или отказаться
от его использования. Это обусловлено
тем, что все перечисленные права на собственные
действия государственных органов являются
их компетенционными правами, которые,
как отмечалось в науке, государственный
орган обязан реализовать при соответствующих
обстоятельствах. Однако анализ показывает,
что законодательство дает субъектам
этих прав определенную свободу усмотрения
в их реализации, а именно: позволяет самостоятельно
оценивать обстановку и принимать в зависимости
от этого решения. Например, налоговый
орган, обладая правом и одновременно
обязанностью осуществлять налоговую
проверку, волен сам решать, когда и как
это делать.
В финансовом праве в числе юридических
фактов, вызывающих движение финансовых
правоотношений, могут быть названы и
события. Здесь, как и во многих других
отраслях права, имеют место относительные
и абсолютные события. Относительные события
— это явления, вызванные деятельностью
человека, но выступающие независимо от
причин, их породивших. Число относительных
событий в финансовом праве невелико.
Главным образом они выступают в качестве
оснований налоговых правоотношений,
а точнее, правоотношений по использованию
налоговых льгот. Например, в соответствии
с Законом РФ «О подоходном налоге с физических
лиц» к относительным событиям как юридическим
фактам могут быть отнесены; проценты
и выигрыши по вкладам в банках (в пределах
ставки рефинансирования ЦБ РФ).
Помимо относительных событий,
движение финансовых