Бюджетный процесс: рассмотрение и утверждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 18:51, лекция

Краткое описание

1.Бюджетный процесс: общая характеристика.
2.Принципы бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса, их полномочия.
3.Составление проектов бюджетов.
4.Рассмотрение и утверждение бюджетов.

Вложенные файлы: 1 файл

бп.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

 Лекция

Бюджетный процесс: рассмотрение и утверждение

  1. Бюджетный процесс: общая характеристика.
  2. Принципы бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса, их полномочия.
  3. Составление проектов бюджетов.
  4. Рассмотрение и утверждение бюджетов.

 

Бюджетный процесс – это регламентируемая законом деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.


Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

 

    Бюджетный процесс осуществляется на очередной финансово-бюджетный год, который в РФ совпадает с календарным.

Задачами бюджетного процесса являются:

1) выявление материальных и финансовых ресурсов государства;

2) максимально приближенный  к реальности расчет расходов  и доходов бюджетов;

3) обеспечение сбалансированности бюджетов;

4) согласование бюджетной  политики с реализуемой экономической  программой;

5) осуществление бюджетного  регулирования (перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней)

   Длительность бюджетного процесса определяется бюджетным периодом.

Бюджетный период включает в себя все время, которое необходимо исполнительным органам для осуществления всех четырех стадий бюджетного процесса.


    Бюджетный период начинается с момента принятия решения исполнительными органами о начале составления бюджета и заканчивается утверждением отчета об исполнении бюджета законодательными органами.

 

 

 

Целями бюджетного планирования является:

  • Определение общего объема расходов бюджета и отдельных направлений использования средств в соответствии с экономической, функциональной и ведомственной классификацией расходов. Поиск путей наиболее эффективного использования бюджетных средств на основе максимально возможного обеспечения государственных бюджетных стандартов.
  • Определение максимально возможного объема доходов бюджета и отдельных источников образования доходов с учетом возможного роста поступлений налогов и других доходов.
  • Определение бюджетного результата (бюджетного дефицита или профицита). При этом установление возможных источников финансирования бюджетного дефицита на основе оптимального сочетания внутренних и внешних кредитных ресурсов. При бюджетном профиците – это определение возможных путей его использования и распределения по дополнительным расходам государства.
  • Установление необходимых форм и методов организации межбюджетных отношений и расчет нормативов распределения регулирующих доходов и выделяемых в нижестоящие бюджеты направлений финансовой помощи.
  • Определение параметров обслуживания государственного долга и установления предельной величины общего государственного долга, и, в том числе, внешнего государственного долга.
  • Контроль за деятельность государственных органов и бюджетных учреждений в процессе планирования доходов и расходов бюджета.

 

Принципы бюджетного процесса

 

  1. Децентрализация – наличие в структуре нормативно-правовой базы бюджетного процесса норм, регулирующих общий порядок его осуществления, и в то же время возможность для субъектов РФ и муниципальных образований ввести свои особенности в организацию бюджетного процесса на своей территории.
  2. Наделение отдельных органов управления правом бюджетной инициативы.
  3. Гласность – доступность и открытость для населения информации об осуществлении бюджетного процесса.
  4. Реализация отдельными органами права вето при утверждении бюджета. 
  5. Четкая регламентация процедур бюджетного процесса.
  6. Создание системы внутреннего и внешнего контроля за ходом бюджетного процесса.

Участники бюджетного процесса, их полномочия

   Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование или частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями.


    К ним относятся:

  • Президент РФ;
  • органы законодательной и представительной власти;
  • органы исполнительной власти;
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители бюджетных средств;
  • другие органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия;
  • бюджетные учреждения, унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

    Бюджетные компетенции и полномочия федеральных органов государственной власти закреплены в Конституции РФ и законодательных актах.

    Бюджетные процедуры, связанные с организацией бюджетного процесса, осуществляются различными государственными органами и бюджетополучателями, которые имеют соответствующие полномочия. К этим органам относятся финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования и государственного финансового контроля.

К финансовым органам относится министерство финансов РФ, федеральная налоговая служба, федеральная таможенная служба и региональные и местные финансовые органы.

Денежно-кредитное регулирование осуществляет центральный банк РФ.

Государственный финансовый контроль возложен на счетную палату РФ, на контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований и на контрольные финансовые органы в федеральных, региональных и местных исполнительных органах.

   Кроме этих органов в бюджетном процессе участвуют законодательные и исполнительные органы.

   Законодательные органы рассматривают и утверждают бюджеты, а также отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджета, утверждают налоговое и бюджетное законодательства, но при этом не имеют права выполнять функции по исполнению бюджета.

    Органы исполнительной власти осуществляют составление проекта бюджета, выносят его на утверждение законодательных органов и исполняют бюджет. Они же составляют и предоставляют в законодательные органы отчет об исполнении бюджета, управляют государственным и муниципальным долгом, осуществляют ведомственный контроль за исполнением бюджета и разрабатывают проекты законодательства в области бюджета и налогов.

    Расходование денежных средств осуществляется через распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей.

   Распорядители бюджетных средств это государственные и муниципальные органы, которые распределяют бюджетные средства по бюджетополучателям. Это министерства, службы, агентства, а также другие ведомства, которые являются первыми получателями средств из бюджета.


    Распорядители бюджетных средств определяют задания по предоставлению государственных и муниципальных услуг бюджетополучателям, утверждают сметы доходов и расходов бюджетополучателей, составляют бюджетную роспись и распределяют лимиты бюджетных обязательств по бюджетополучателям. При этом они выполняют функции контроля за использованием бюджетных средств бюджетополучателями, а также непосредственно расходует бюджетные ресурсы на свое содержание.

    По окончанию бюджетного года распорядитель бюджетных средств составляет отчет о выполнении заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг, а также составляет отчетную смету доходов и расходов по всем подведомственным бюджетополучателям.

 

Бюджетополучатели это бюджетные учреждения или другие организации, имеющие право на выделение им бюджетных средств и использования этих средств в соответствии с бюджетной росписью.


 

При этом бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной или местной власти для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и других функций некоммерческого характера, деятельность которых осуществляется на основе сметы доходов и расходов и финансируется из соответствующего бюджета.


 

    В соответствии с бюджетным законодательством бюджетополучатели имеют право на своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденной бюджетной росписью, имеют право на своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств и право на компенсацию в случае недофинансирования бюджетных расходов.

  При этом бюджетополучатели обязаны:

  • Своевременно подавать бюджетные заявки.
  • Эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением
  • Своевременно составлять и предоставлять отчет и другие сведения об использовании бюджетных средств.

 

Составление проектов бюджетов

 

   Бюджетный процесс включает следующие этапы:

  1. Президент и его Администрация определяет цели бюджета и разрабатывает бюджетное послание;
  2. На основании бюджетного послания Кабинет Министров РФ разрабатывает Государственный бюджет и вносит его на рассмотрение в Государственную Думу до 1 сентября;
  3. Этот Государственный бюджет обсуждается в 4 чтениях, корректируется и утверждается Государственной Думой и Федеральным Собранием РФ;
  4. Государственный бюджет подписывается Президентом РФ как закон;
  5. Кабинет Министров РФ и органы государственного управления субъектов Федерации и областей исполняют бюджет РФ;
  6. Счетная палата осуществляет мониторинг исполнения бюджета и представляет отчет в Государственную Думу;
  7. Государственная Дума утверждает отчет об исполнении бюджета.

   Значительная часть бюджетного процесса связана с подготовкой и утверждением проекта бюджета. Эта часть бюджетного процесса называется бюджетным планированием, которая включает в себя три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета.


   Бюджетное планирование решает задачу определения объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территорий.

    С 2008 г. в рамках реформы бюджетного процесса стали формироваться проекты трехлетних бюджетов, имеющих ряд существенных преимуществ. Утвердив ассигнования на 3 года, в следующем бюджетном году можно четко определить объем действующих обязательств и соответственно ресурсы для принятия новых. Главные распорядители бюджетных средств могут более обоснованно планировать результаты своей деятельности, возрастает их ответственность за эффективность использования бюджетных средств.

     Бюджет на очередной финансовый год должен являться составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего бюджета, что, с одной стороны, обеспечивает преемственность государственной политики и  предсказуемость распределения бюджетных ассигнований, а с другой – позволяет вносить в них ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения.

       Утверждение бюджета на 3 года не означает предопределенности структуры и объема доходов. В БК РФ описан широко применяемый в международной практике принцип скользящей трехлетки, когда проектировки 2 и 3 года становятся основой для формирования показателей 1 и 2 года в следующем бюджетном цикле.

      Таким образом, всегда есть возможность для реструктуризации действующих обязательств или принятия при наличии ресурсов новых обязательств – как минимум за счет зарезервированных условно утверждаемых расходов 2 и 3 года в размере не менее 5 % общего объема расходов в соответствующем году.

     Это позволяет перейти к новому принципу бюджетного планирования: действующие обязательства, т.е. ранее принятые акты и решения, должны быть исполнены (отменены) и только затем следует принимать решения о новых обязательствах.

     При формировании бюджета расходные обязательства должны быть разделены на действующие и принимаемые.

     Объемы ассигнований, необходимые для исполнения в планируемом периоде расходных обязательств РФ, обусловленных действующими нормативными правовыми актами,  представляют собой бюджет действующих обязательств.


 

Объемы ассигнований, необходимые для исполнения в планируемом периоде расходных обязательств РФ, обусловленных вступающими в силу нормативными правовыми актами, вводимыми или планируемыми к введению в планом периоде – бюджетом принимаемых обязательств.


 

     К принимаемым обязательствам относятся:

  • Увеличение действующих или введение новых видов трансфертов населению.
  • Увеличение заработной платы, денежного довольствия.
  • Досрочное погашение государственного (муниципального) долга.
  • Увеличение по сравнению с ранее предусмотренными планами ассигнований на реализацию действующих или новых бюджетных программ.
  • Новые бюджетные инвестиции.
  • Предоставление бюджетных кредитов.

Основным принципом бюджетного планирования  должно стать гарантированное обеспечение в полном объеме действующих обязательств в соответствии с целями и ожидаемыми результатами государственной политики.

Информация о работе Бюджетный процесс: рассмотрение и утверждение