Бюджетный федерализм в России, проблемы и перспективы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 16:18, курсовая работа
Краткое описание
Бюджетная система Российской Федерации основывается на модели бюджетного устройства и бюджетного процесса федеративного государства, получившей название бюджетного федерализма. Проблеме бюджетного федерализма по праву принадлежит важное место в реформировании бюджетной системы России на современном этапе.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..…3 Глава 1. Анализ бюджетного федерализма в России…………………………5 1.1 Сущность бюджетного федерализма……………………………………….5 1.2 Сущность межбюджетных отношений на современном этапе…………12 1.3 Проблема дотационности российских регионов…………………………17 Глава 2. Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма ……21 2.1 Основные проблемы бюджетного федерализма в России………………...21 2.2 Перспективы развития бюджетного федерализма………………………30
1.2 Сущность межбюджетных отношений
на современном этапе…………12
1.3 Проблема дотационности российских
регионов…………………………17
Глава 2. Проблемы и перспективы
развития бюджетного федерализма ……21
2.1 Основные проблемы бюджетного
федерализма в России………………...21
2.2 Перспективы развития бюджетного
федерализма………………………30
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………39
Введение
На карте мира не существует
федераций, сопоставимых с Россией по
числу административно-территориальных
образований низового уровня. Обеспечить
устойчивость подобной системы, тем более
эффективно управлять ею, чрезвычайно
сложно. Одним из наиболее важных механизмов,
позволяющих государству осуществлять
социально-экономическое регулирование,
является финансовая система общества,
главное звено которой - бюджетная система.
Именно посредством бюджетной системы
государство образует централизованные
фонды и воздействует на формирование
децентрализованных фондов денежных средств,
обеспечивая возможность выполнения возложенных
на государственные органы функций.
Бюджетная система Российской
Федерации основывается на модели бюджетного
устройства и бюджетного процесса федеративного
государства, получившей название бюджетного
федерализма.
Проблеме бюджетного федерализма
по праву принадлежит важное место в реформировании
бюджетной системы России на современном
этапе. От решения этой проблемы зависит
будущее России - сохранится ли она как
единое государство, развивающееся на
основах подлинного федерализма, или распадется
на ряд слаборазвитых территориальных
образований.
Бюджетный федерализм реализуется
через единую социально-экономическую
и бюджетно-финансовую политику государства.
Это такая организация бюджетных отношений,
которая позволяет в условиях самостоятельности,
автономии каждого бюджета органично
сочетать фискальные интересы Федерации
с интересами ее субъектов и органов самоуправления.
Однако не следует забывать, что проблема
бюджетного федерализма это не только
и не столько проблема взаимоотношения
бюджетов различных уровней бюджетной
системы, это, прежде всего проблема взаимоотношений
государства и его граждан посредством
организации рационального движения потоков
финансовых ресурсов.
Целью работы является раскрытие
основного экономического содержания
бюджетного федерализма. Для этого последовательно
рассмотрены сущность, принципы, модели,
механизмы функционирования, проблемы
и направления развития бюджетного федерализма.
Решение проблемы бюджетного
федерализма в конечном итоге позволит
стабилизировать российскую государственность,
повысить управляемость и объективность
рыночной экономической системы.
В общем, необходимым для России
является не только создание принципиально
новой системы межбюджетных отношений,
но и осознание того, что эта система должна
быть ориентирована на реализацию совокупности
интересов государства в целом, его субъектов
и граждан.
регион территориальный бюджет
федерализм
Глава 1. Анализ бюджетного
федерализма в России
1.1 Сущность бюджетного
федерализма
Существует множество определений
термина бюджетный федерализм. Согласно
одному из определений бюджетным федерализмом
называют систему налогово-бюджетных
взаимоотношений органов власти и управления
различных уровней на всех стадиях бюджетного
процесса. Другое определение данного
понятия называет бюджетным федерализмом
принцип построения бюджетных отношений,
который позволяет в условиях самостоятельности
каждого бюджета, сочетать интересы Федерации
с интересами каждого ее субъекта и органов
местного самоуправления. [13]
Для обновления бюджетного
устройства Российской Федерации необходим
пересмотр сложившихся отношений между
бюджетами различных уровней. России -
федеральному государству с трехуровневой
бюджетной системой - необходимо бюджетное
устройство, основанное на принципах бюджетного
федерализма, под которым понимается система
налогово-бюджетных взаимоотношений органов
власти и управления различных уровней
на всех стадиях бюджетного процесса.
Для этой системы характерны:
- самостоятельность бюджетов
разных уровней (закрепление за
каждым уровнем власти и управления
собственных источников доходов
и права самостоятельно определять
направления их расходования; недопустимость
изъятия дополнительных доходов,
неиспользованных или дополнительно
полученных средств в вышестоящие бюджеты;
право на компенсацию расходов, возникающих
в результате решений, принятых вышестоящими
органами власти и управления; право предоставления
налоговых и иных льгот только за счет
собственных доходов и т. д.),
- законодательное разграничение
бюджетной ответственности и
расходных полномочий между федеральными,
региональными и местными органами
власти и управления;
- соответствие финансовых
ресурсов органов власти и
управления выполняемым ими функциям
(обеспечение вертикального и
горизонтального выравнивания доходов
нижестоящих бюджетов);
- нормативно-расчетные (формализованные)
методы регулирования межбюджетных
отношений и предоставления финансовой
помощи;
- наличие специальных
процедур предотвращения и разрешения
конфликтов между различными
уровнями власти и управления,
достижение взаимосогласованных
решений по вопросам налогово-бюджетной
политики.
Реализация концепции бюджетного
федерализма основана на сочетании двух
взаимодополняющих тенденций - конкуренции
между региональными органами на рынке
социальных услуг и выравнивании условий
этой конкуренции и обеспечении на всей
территории страны общенациональных минимальных
стандартов.
Таким образом, бюджетный федерализм
- одно из сложнейших направлений экономических
реформ, охватывающих область экономических,
финансовых и политических отношений.
[18]
С полным правом можно сказать,
что в Российской Федерации установлена
конституционная модель бюджетного федерализма,
так как именно Конституция определяет
такие общие принципы бюджетной системы,
как разграниченность и самостоятельность
бюджетов всех уровней. Особым звеном
конституционной модели бюджетного федерализма
являются совместные бюджетные и налоговые
полномочия Федерации и ее субъектов.
С одной, стороны, они взаимно
ограничивают полномочия центра и регионов,
а с другой - устанавливают их взаимосвязь
и взаимозависимость, определяя единство
бюджетной и налоговой системы. Конституцией
предоставлено в совместное ведение Федерации
и ее субъектов установление общих принципов
налогообложения и сборов, но в то же время
субъекты Федерации могут вводить собственную
систему налогов и сборов на основе общих
принципов налогообложения. По Конституции
действует три системы налогообложения,
однако это не означает полного отделения
бюджетов и налоговых систем: ведь Федерация
и ее субъекты совместно ведают экономической,
налоговой базой в виде государственной
собственности, земли, недр, водных и других
природных ресурсов. Предусмотрены также
федеральные фонды регионального развития;
следовательно, возникают межбюджетные
связи и взаимодействие налоговых систем.
Таким образом, конституционные
основы формирования эффективной модели
бюджетного федерализма уже существуют.
Однако реальная его сущность значительно
сложнее и представляет собой взаимодействие
экономических и политических интересов
властных структур государства разных
уровней, направленных на формирование,
присвоение, распоряжение и использование
денежных ресурсов общества посредством
системы налогов, платежей, сборов и системы
бюджетных ассигнований и расходов. Именно
в рамках данной системы заключен процесс
финансового обращения внутри государства,
выражающийся в специфических финансовых
кругооборотах бюджетных денежных ресурсов
между их источниками (юридическими и
физическими лицами), органами власти
и субъектами присвоения ресурсов. Бюджетный
федерализм выступает неким посредником
обмена в системе "экономика - государство
- экономика", где государство само по
себе является целой системой субъектов.
Бюджетный федерализм принято
разделять на две сферы: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя сфера выполняет функции централизации,
распределения и перераспределения бюджетных
средств между уровнями государственной
власти. Внешняя сфера отражает конечную
предназначенность бюджетных отношений,
осуществляя "обслуживание" государством
общества, при этом, чем это "обслуживание"
дешевле, тем эффективнее система бюджетного
федерализма. [11]
Следовательно, переход к рыночным
отношениям требует создания принципиально
новой системы управления экономическими
процессами, и прежде всего процессами
взаимодействия между тремя уровнями
власти федеральным, субъектов Федерации
и местного самоуправления.
Сущность бюджетного федерализма
как концепции бюджетно-налогового устройства
государства заключается в нормативно-законодательном
установлении бюджетных прав и обязанностей
двух равноправных сторон - федеральных
и региональных органов власти и управления,
правил их взаимодействия на всех стадиях
бюджетного процесса (составление, рассмотрение,
утверждение и исполнение бюджетов), методов
частичного перераспределения бюджетных
ресурсов между уровнями бюджетной системы
и регионами.
Главным в понимании проблем
бюджетного федерализма является то, что
они не ограничиваются сферой межбюджетных
отношений, а естественным образом пронизывают
всю бюджетную систему страны. По существу,
бюджетный федерализм есть не что иное,
как форма бюджетного устройства в федеративном
государстве, которая предполагает реальное
участие всех звеньев бюджетной системы
в едином бюджетном процессе, в равной
степени ориентированном и на учет общегосударственных
интересов, и на реализацию интересов
субъектов Федерации.
Бюджетный федерализм реализуется
через единую социально-экономическую
и бюджетно-финансовую политику государства.
Такая организация бюджетных отношений
позволяет в условиях самостоятельности,
автономии каждого бюджета органично
сочетать фискальные интересы Федерации
с интересами ее субъектов и органов самоуправления.
Проблема бюджетного федерализма не столько
проблема взаимоотношения бюджетов различных
уровней бюджетной системы, сколько проблема
взаимоотношений государства и его граждан
на основе организации рационального
движения потоков финансовых ресурсов.
[11]
При таком понимании бюджетного
федерализма меняется толкование доходной
базы государства. Услуги власти все более
приобретают смысл платного служения
гражданам в рамках ясного двустороннего
контракта. [12]
Отличительной особенностью
проблемы бюджетного федерализма является
то, что она фокусирует в себе общечеловеческие
интересы и трансформирует их в систему
координат денежных отношений. Соответственно
в зависимости от степени развития денежных
отношений каждое государство ищет и находит
свои решения этой проблемы, оптимальные
в конкретной исторической и экономической
ситуации. Вместе с тем бездумный перенос
найденных решений в другие условия дает
совершенно бессмысленные, а подчас и
просто опасные результаты. Поэтому Россия,
используя богатый опыт мировой экономической
теории и практики, должна найти свои собственные
пути решения проблемы бюджетного федерализма.
Модель бюджетного федерализма
в России во многом уникальна. Наличие
по состоянию на 1 января 2013 г. 83 субъектов
[Конституция Российской Федерации. Ст.
65 гл. 3 Федеративное устройство] Федерации
определяет сложность конструкции, которая
должна учесть различия не только экономического,
но и исторического, географического,
климатического, национального характера.
Кроме того, полная и последовательная
реализация механизма бюджетного федерализма
осложнена в настоящее время общей нехваткой
бюджетных средств, обусловленной тяжелыми
последствиями экономических и финансовых
кризисов. Поэтому главная задача государственной
власти - выбрать оптимальную модель бюджетных
отношений в стране и, реализуя ее, устранять
возникающие противоречия, диспропорции.
При этом, конечно, желательно принимать
упреждающие меры.
Сегодня, когда Россия все еще
находится на стадии "государственного
становления", а на местах сохраняются
не только определенные центробежные
тенденции, но и привычка "выбивания"
в закулисных переговорах особых привилегий,
построение эффективной системы бюджетных
отношений между различными уровнями
власти становится ключом к будущему единству
и даже условием сохранения Федерации.
Действующий ныне механизм межбюджетных
отношений в Российской Федерации, хотя
и предполагает наличие единой для всех
субъектов Федерации методологии регулирования,
закрепленной в законодательстве, вместе
с тем является недостаточно отработанным.
Российский бюджетный федерализм
проходит сложный, болезненный этап становления,
для которого характерны, с одной стороны,
неизбежная борьба регионов с бюджетными
"традициями" тоталитарного государства,
а с другой -- стремление сохранить Россию
как единое государство, не допустить
превалирования местных интересов над
общенациональными.
Различия в положении регионов
затрудняют решение проблем бюджетного
выравнивания, требуют выработки комплексного
подхода и использования различных инструментов.
При этом разрабатывать оптимальную систему
бюджетного выравнивания нужно с учетом
характера избранной страной модели бюджетного
федерализма.
Модель бюджетного федерализма
эффективна лишь при определенных условиях:
- при демократическом
и четком разграничении полномочий
между всеми уровнями власти,
как по расходам, так и по
доходам;
- если каждый из уровней
власти наделен для реализации
своих полномочий необходимыми
финансовыми ресурсами;
- если реально обеспечивается
с помощью системы бюджетного
выравнивания сглаживание вертикальных
и горизонтальных дисбалансов
с целью достижения определенных
гарантированных государством социальных
стандартов на всей территории
страны. [9]