Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:09, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- Рассмотреть историю создания, источники формирования и особенности каждого внебюджетного фонда.
- изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ;
- Раскрыть сущность внебюджетных фондов социального назначения
ВВЕДЕНИЕ
Внебюджетные фонды –
специфическая форма
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определённых расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определённых целей.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
- Запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
- Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
- Формируются в основном за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;
- Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
- Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа.
Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
В статье 144 Бюджетного Кодекса РФ перечислен состав социальных государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, это:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Актуальность темы курсовой работы: в современных условиях рыночной экономики важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.
Объектом исследования являются внебюджетные фонды в целом, а предметом – внебюджетные фонды социального назначения и механизм их функционирования, так как с момента своего создания они занимают ведущую позицию.
Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- Рассмотреть историю создания, источники формирования и особенности каждого внебюджетного фонда.
- изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ;
- Раскрыть сущность внебюджетных фондов социального назначения
Структурно работа состоит из двух глав, введения, заключения
Глава I. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ
ФОНДЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. История возникновения внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х годов XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой – в рамках реформы социальной защиты населения.
В системе финансов бывшего
Советского Союза, куда входила и
Россия (бывшая РСФСР), не существовало
внебюджетных фондов как самостоятельного
звена государственных
В начале 90-х годов в нашей стране сложились неблагоприятные экономические и социально-политические условия:
С учетом опыта европейских государств, свидетельствующего о неэффективности финансирования социальных затрат из бюджета в условиях экономического кризиса, Правительство РФ приняло решение о реформировании системы социальной защиты населения России. Был ликвидирован бюджет государственного социального страхования, упразднен ряд социальных статей бюджета, а взамен созданы новые государственные финансово-кредитные учреждения, на которые возлагается обязанность обеспечить финансовую гарантию конституционных прав граждан на социальную защиту. Новые структуры получили название государственных внебюджетных фондов. Будучи автономными от бюджета, они были предназначены для решения важных задач, которые требовали особого внимания со стороны государства1.
Предполагалось, что внебюджетные
фонды в качестве инструмента
мобилизации и использования
государственных финансовых ресурсов
будут иметь следующие
Для финансирования одних и тех же нужд целесообразно создавать только один внебюджетный фонд. Это очень важно, так как множественность фондов, созданных для одной и той же цели, не позволяет оперативно оценить все имеющиеся ресурсы. Кроме того, важное требование к внебюджетным фондам – это определить оптимальную продолжительность их функционирования, она зависит от сложности и характера задач, для которых создается фонд. Они могут создаваться на очень длительную перспективу (например, такие, в которых аккумулируются средства для пенсионного обеспечения населения), или же на срок в несколько лет, образованные для финансирования важных расходов в определенный исторический период (это, например, внебюджетные фонды экономического назначения). Как правило, с решением поставленных задач необходимость в таких фондах отпадает.
Государственные внебюджетные
фонды социального назначения формировались
в течение 1991-1993 гг. на основании
постановлений Правительства, Верховного
Совета РСФСР, указов Президента с учетом
принятых федеральных законов. Таким
образом, были созданы Пенсионный фонд
Российской Федерации (введен в действие
1 января 1991 г.), Фонд социального страхования
Российской Федерации (26 июля 1992 г.), Федеральный
и территориальный фонды
Кроме того, в 1990-х гг. было создано множество внебюджетных фондов экономического назначения на всех уровнях управления. Появились дорожные фонды, экологические фонды, фонды финансирования жилищного строительства, в которых аккумулировались средства для финансирования отдельных мероприятий и программ, имеющих важное экономическое значение для общества на данный период времени. В 1994 г. таких фондов насчитывалось более 40.
В российской действительности
концентрация огромных средств (почти
равных федеральному бюджету) в многочисленных
внебюджетных фондах при ослаблении
государственного финансового контроля
в ряде случаев привела к
Таким образом, в настоящее
время в России функционируют
только три государственных
1.2.Социально-экономическая сущность государственных
внебюджетных фондов
В странах с развитой рыночной
экономикой в распоряжении органов
государственной власти и местного
самоуправления имеются целевые
средства, используемые в качестве
дополнительного источника
Внебюджетные фонды - совокупность
финансовых ресурсов, находящихся в
распоряжении органов государственной
власти и местного самоуправления,
которые не входят в состав бюджетов,
имеют самостоятельные
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе финансов.
Система финансов – это совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений3.
Система финансов включает в себя две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы. В каждой из выделенных сфер используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, что позволяет подразделять их на подсистемы: государственные финансы, муниципальные финансы, финансы домохозяйств и финансы организаций. В свою очередь, каждая из подсистем подразделяется на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных средств у конкретных экономических субъектов.
Внебюджетные фонды как
часть сферы государственных
и муниципальных финансов страны
имеют взаимосвязи с финансами
субъектов хозяйствования – при
уплате организациями и
Организация функционирования
внебюджетных фондов находится в
ведении государственных
Особенностями внебюджетных фондов является то, что они: