Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:49, реферат
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………………………………………3
Понятие бюджета. Бюджетная система и бюджетное
устройство Российской Федерации……………………………………………………………….4
Принципы бюджетной системы……………………………………………………………………..5
Бюджетная классификация……………………………………………………………………………. 7
Доходы и расходы. Сбалансированность бюджета……………………………………….8
Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы……………………………12
Внебюджетные фонды……………………………………………………………………………………14
Межбюджетные отношения…………………………………………………………………………..15
Бюджетный процесс……………………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………………………………………. 23
Список литературы……………………
-
наличие собственных
-
законодательное закрепление
-
право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления самостоятельно
в соответствии с
-
недопустимость изъятия
-
недопустимость компенсации за
счет бюджетов других уровней
потерь в доходах и
Принцип полноты
отражения доходов и расходов
бюджета, бюджетов государственных
внебюджетных фондов означает, что
все доходы и расходы и иные
обязательные поступления, определенные
налоговым и бюджетным
Принцип сбалансированности
бюджета означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать
суммарному объему доходов бюджета
и поступлений из источников финансирования
его дефицита. При составлении, утверждении
и исполнении бюджета уполномоченные
органы должны исходить из необходимости
минимизации размеров дефицита бюджета
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств
Принцип общего (совокупного)
покрытия расходов означает, что все
расходы бюджета должны покрываться
общей суммой доходов бюджета
и поступлений из источников финансирования
его дефицита. Доходы и поступления
не могут увязываться с
Принцип гласности
означает: обязательное опубликование
в открытой печати утвержденных бюджетов,
отчетов об их исполнении, полноту
информации о ходе исполнения бюджетов,
доступность иных сведений;
Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В зарубежных публикациях большое внимание уделяется принципупрозрачности бюджета (transparency), который означает открытость и гласность в отношении структуры и функций государственного аппарата, целей фискальной политики, государственных счетов и бюджетных прогнозов. Реализация этого принципа предполагает беспрепятственный доступ к достоверной, полной, актуальной, отвечающей международным стандартам информации о государственных операциях. Соблюдение принципа прозрачности в бюджетной сфере позволит реально оценить текущее и перспективное финансовое положение государства, принять обоснованную экономическую политику; обеспечить контроль за действиями правительства, сравнить финансовые операции, предусмотренные бюджетами, с фактическими
3. Бюджетная классификация.
Особую роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный, при наличии самостоятельных бюджетов, сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, являетсябюджетная классификация.
Доходы и расходы
бюджетов разных уровней по
своим характеристикам очень
разнообразны, именно поэтому при
составлении, рассмотрении, утверждении
и исполнении бюджетов
Действующая в настоящее время редакция бюджетной классификации утверждена Приказом МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации».
Бюджетная классификация
является группировкой доходов и
расходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы и источников финансирования
дефицитов этих бюджетов с присвоением
объектам классификации группировочных
кодов. Бюджетная классификация
дает возможность экономического и
статистического анализа
Согласно БК РФ (Глава
4) бюджетная классификация
-
классификацию доходов
-
функциональную классификацию
-
экономическую классификации
-
классификацию источников
-
классификацию источников
-
классификацию видов
-
классификацию видов
-
ведомственную классификацию
Бюджетная классификация
в части классификации доходов
бюджетов Российской Федерации, функциональной
классификации расходов бюджетов Российской
Федерации, экономической классификации
расходов бюджетов Российской Федерации,
классификации источников финансирования
дефицита бюджетов Российской Федерации
является единой для всех уровней
бюджетной системы и
4. Доходы и расходы. Сбалансированность бюджета.
Доходы бюджета -
это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
Денежные средства
юридических лиц, сбережения населения,
иностранный капитал (посредством
продажи на финансовом рынке государственных
облигаций; получения кредита под
залог пакета акций крупных предприятий;
получения государственных
Именно поэтому
средства, мобилизуемые на основе государственных
займов, необходимо рассматривать не
в качестве источника формирования
доходов бюджета, а в качестве
способа временного пополнения бюджетного
фонда. Аналогичным образом следует
характеризовать и эмиссию
Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К неналоговым доходам относятся доходы:
-
от использования, продажи и
иного возмездного отчуждение
имущества, находящегося в
-
от платных услуг, оказанных
государственными или
-
средства, полученные в результате
применения мер гражданско-
-
финансовая помощь и бюджетные
ссуды от бюджетов других
- иные неналоговые доходы.
Помимо собственных,
в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют
т.н. регулирующие доходы - федеральные
или региональные налоги и платежи,
по которым устанавливаются
Расходы бюджета, являясь
важной составной частью государственных
расходов в целом, выражают экономические
отношения, возникающие в связи
с использованием средств общегосударственного
денежного фонда. Формой проявления
этих отношений выступают конкретные
виды бюджетных расходов, причем их
многообразие обусловлено действием
целого ряда факторов: природой, функциями
государства, уровнем социально-
Расходы бюджетов в
зависимости от их экономического содержания
подразделяются на текущие расходы
(обеспечение текущих
-
ассигнования на содержание
-
оплата по государственным (
- трансферты населению;
-
ассигнования на осуществление
полномочий, передаваемых на другие
уровни власти и на
- бюджетные кредиты юридическим лицам;
-
субвенции и субсидии
-
инвестиции в уставные
-
бюджетные ссуды, дотации,
-
кредиты иностранным
-
средства на обслуживание и
погашение долговых
При этом под дотацией
понимаются средства, предоставляемые
бюджету другого уровня на безвозмездной
и безвозвратной основе для покрытия
текущих расходов, субвенция - средства,
предоставляемые на той же основе
бюджету другого уровня или юридическому
лицу на осуществление целевых