Государственным долгом являются долговые обязательства Российской
Федерации перед физическими и юридическими
лицами, иностранными государствами и
международными организациями.
Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами
в иностранной валюте.
Внутренний долг — обязательства перед резидентами в
рублях.
Государственный долг обеспечивается
в федеральной собственности.
Долговые обязательства
Российской Федерации существуют в форме:
кредитных соглашений, подписанных от
имени Российской Федерации с кредитными
организациями, иностранными государствами
и международными финансовыми организациями;
государственных ценных бумаг;
договоров о предоставлении государственных
гарантий;
переоформления долговых обязательств
третьих лиц в государственный долг.
Государственный
долг может быть краткосрочным (до одного
года), среднесрочным (от одного
года до пяти лет) идолгосрочным (от пяти до
тридцати лет).
Государственный долг погашается в сроки,
установленные условиями займов, но эти
займы не могут превышать 30 лет.
Управление государственным долгом осуществляется
правительством РФ.
Российская Федерация не несет ответственности
по долговым обязательствам субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований, если они не были гарантированы
федеральным правительством.
Максимальные объемы государственного внутреннего
и внешнего долга определяются законом
о федеральном бюджете на очередной
год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного
кодекса РФ предельный объем государственных
внешних заимствований не должен превышать
годовой объем платежей по обслуживанию
и погашению государственного внешнего
долга.
Законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год утверждается Программа
государственных внешних заимствований.
Эта программа представляет собой перечень
внешних заимствований федерального бюджета
на очередной финансовый год с указанием
цели, источников, сроков возврата и общего
объема заимствований. В ней оговариваются
все займы и государственные гарантии,
величина которых превышает сумму, эквивалентную
10 млн. долл.
Решение об эмиссии государственных
ценных бумаг принимается соответственно
правительством в соответствии с предельными
объемами дефицита бюджета и государственного
долга, установленными в соответствии
с законом о бюджете, а также с Программой
внутренних заимствований.
В решении об эмиссии государственных
ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте
ценных бумаг, объем и условия эмиссии.
Управление государственным
долгом
Система государственного кредита создает систему государственных долгов: внутренних и внешних
Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.
Система госдолгов требует
создания системы управления долгами.
Обслуживание госдолгов, внутренних и
внешних, включает в себя поэтапно: погашение
процентов; погашение капитальной суммы
долга и его рефинансирование в случае
необходимости.
Также используются
следующие инструменты управления государственным
долгом:
консолидация — объединение нескольких займов в один
более долгосрочный с изменением ставки
процента;
конверсия государственного
займа — изменение первоначальных условий
займа, касающихся доходности. Чаще всего
в ходе конверсии правительство снижает
ставку процента;
конверсия внешнего долга — средство
сокращения внешнего долга путем выполнения
долговых обязательств перед кредиторами
передачей им векселей и акций в национальной
валюте;
новация — замена первоначального обязательства
между сторонами другим обязательством
между этими же сторонами, предусматривающим
другой способ исполнения.