Договорное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:11, реферат

Краткое описание

Для защиты прав «слабой» стороны, в украинском законодательстве предусмотрены императивные нормы, устанавливающие четкие правила для определенных договоров, которые должны выполняться, так как именно их выполнение будет предметом первоочередного внимания суда при решении спора между сторонами. Поэтому закреплять франчайзинговые правоотношения, теоретически, можно в любой форме, однако, вряд ли найдется франчайзер или франчайзи, которого устроит устный договор франчайзинга.

Вложенные файлы: 1 файл

Договорное право.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Выбор - заключать один договор коммерческой концессии  или закреплять правоотношения в  виде несколько других договоров, остается за Вами. И в первом и во втором случаях имеются свои преимущества и недостатки.

Франчайзинг — один из всё более популярных способов распространения  товаров и услуг. Впрочем, при  более близком рассмотрении франчайзинг  оказывается куда более многогранным явлением, чем элементарное право  на аренду торговой марки. Ведь франшиза — это полная бизнес-система, которую франчайзер передает партнеру (франчайзи). По этой схеме франчайзи получает готовый проект предприятия (и именно в этом главная привлекательность франчайзинга), за пользование которым платит вступительный взнос и определенный процент из оборота — роялти.

По договору коммерческой концессии (франшизе) согласно п.1 ст. ГКУ  предоставляется право (прошу заметить — предоставляется, а не передается) на использование в предпринимательской  деятельности пользователя комплекса  исключительных прав, которые принадлежат правособственнику, в том числе право на фирменное (коммерческое) наименование и (или) коммерческое обозначение.

Например, по договору франшизы от корпорации «Макдоналдс Корпорейшн»  может предоставляться право  как на использование товарного знака этой фирмы (на вывесках, в рекламе, на продукции и т.д.) или нескольких знаков (а в Украине зарегистрировано как минимум 6 товарных знаков, которые принадлежат этой фирме, в том числе словесные, изобразительные и комбинированные, причем относительно разных видов деятельности), так и на использование одноименного фирменного наименования — Корпорация «Макдоналдс Корпорейшн». Такое использование дает возможность потребителю лишний раз убедиться в том, что пользователь знака (знаков) получил законное право на их использование от правособственника, а не старается обратиться к недобросовестной конкуренции, используя подобные знаки. При этом владельцем знаков и фирменного наименования как и раньше остается франчайзер.

Соответственно пункту 2 статьи 1118 Гражданского кодекса Украины и пункта 2 статьи 367 Хозяйственного кодекса Украины договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации органом, который осуществил регистрацию субъекта хозяйствования, которое выступает по договору, как правособственник. В связи с отсутствием нормативно-урегулированной процедуры государственной регистрации договоров коммерческой концессии п.4 ст. 1118 ГКУ не работает. В 2009 году планируется внести изменения в Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины, а также в специальное законодательство в сфере интеллектуальной собственности и закрепить таким образом принцип «единого окна». Т.е., предусмотреть для сторон договора коммерческой концессии возможность подавать заявление о регистрации договора и о предоставлении прав на использование объектов права интеллектуальной собственности в один орган, которым предполагается и станет Госдепартамент. Конечно, стоит проблема разработки и принятия как первоочередноймеры урегулирования проблемы регистрации договоров коммерческой концессии (франчайзинга), подзаконного нормативно-правового акта (например, постановления КМУ), который бы определял порядок осуществления государственной регистрации таких договоров.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за плату (роялти) право пользования в соответствии с ее требованиями комплексом принадлежащих этой стороне прав с целью изготовления и (или) продажи определенного вида товара и (или) предоставления услуг.

Договор коммерческой концессии  является одним из новейших договорных институтов в гражданском праве  Украины. В мировой практике соответствующий  институт называется «франчайзинг» (фр. franchissage - льгота, привилегия).

Суть отношений, возникающих  в результате договора коммерческой концессии заключается в том, что одна сторона передает другой стороне за плату на определенный срок или бессрочно права на использование торговой марки, фирменного наименования, ноу-хау и т.д., придает ей консультационную или техническую помощь в производстве и реализации продукции, выполнении работ и оказании услуг. Такая схема дает крупным компаниям возможность расширять рынки сбыта, а маленьким и средним - эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность, используя при этом средства индивидуализации, ноу-хау, репутацию и деловой опыт первых.

По распределению прав и обязанностей в обязательстве, оказываемое им, договор является двусторонним - права и обязанности  имеют обе стороны.

По способу заключения договор  коммерческой концессии является консенсуальным - он считается заключенным с момента достижения сторонами согласия по всем существенным условиям.

Сторонами в договоре выступают  субъекты предпринимательской деятельности.

Коммерческая концессия

Статья 1115. Договор коммерческой концессии 
1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правоволоділець) обязуется предоставить второй стороне (пользователю) за плату право пользования соответственно ее требованиям комплексом надлежащих этой стороне прав с целью изготовления и (или) продажи определенного вида товара и (или) предоставление услуг. 
Отношения, связанные с предоставлением права пользование комплексом прав, регулируются этим Кодексом и другим законом.

Статья 1116. Предмет договора коммерческой концессии 
1. Предметом договора коммерческой концессии есть право на использование объектов права интеллектуальной собственности (торговых марок, промышленных образцов, изобретений, произведений, коммерческих тайн и т.п.), коммерческого опыта и деловой репутации. 
2. Договором коммерческой концессии может быть предусмотрены использования предмета договора с указанием или без указания территории использование относительно определенной сферы гражданского оборота.

Статья 1117. Стороны в  договоре коммерческой концессии 
1. Сторонами в договоре коммерческой концессии могут быть физического того юридического лица, которые являются субъектами предпринимательской деятельности.

Статья 1118. Форма договора коммерческой концессии и его  государственная регистрация 
1. Договор коммерческой концессии укладывается в письменной форме. В случае несоблюдения письменной формы договора концессии такой договор есть никчемной. 
2. Договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации органом, который осуществил государственную регистрацию правоволодільця. 
3. Если правоволоділець зарегистрированный в иностранном государстве, регистрация договора коммерческой концессии осуществляется органом, который осуществил государственную регистрацию пользователя. 4. В отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии имеют право ссылаться на договор коммерческой концессии лишь из момента его государственной регистрации.

Статья 1119. Договор коммерческой субконцесії 
1. В случаях, предусмотренных договором коммерческой концессии, пользователь может заключить договор коммерческой субконцесії, за которым он предоставляет другому лицу (субкористувачу) право пользования предоставленным нему правоволодільцем комплексом прав или частью комплекса прав на условиях, согласованных из правоволодільцем или определенных договором коммерческой концессии. 
2. К договору коммерческой субконцесії применяются положение о договоре коммерческой концессии, установленные этим Кодексом или другим законом, если другое не вытекает из особенностей субконцесії. 
3. Пользователь и субкористувач отвечают перед правоволодільцем за причиненную нему вред солидарно. 
4. Признание недействительным договора коммерческой концессии имеет следствием недействительность договора коммерческой субконцесії.

Статья 1120. Обязанности правоволодільця 
1. Правоволоділець обязанный передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить другую информацию, необходимую для осуществления прав, предоставленных нему по договору коммерческой концессии, а также проинформировать пользователя и его работников по вопросам, связанных с осуществлением этих прав. 
2. Правоволоділець обязанный, если другое не установлен договором коммерческой концессии: 
1) обеспечить государственную регистрацию договора; 
2) предоставлять пользователю постоянное техническое и консультативное содействия, включая содействия в обучении и повышении квалификации работников; 
3) контролировать качество товаров (работ, услуг), которые вырабатываются (выполняются, предоставляются) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

Статья 1121. Обязанности  пользователя 
1. С учетом характера и особенностей деятельности, которая осуществляется пользователем по договору коммерческой концессии, пользователь обязан: 
1) использовать торговую марку и прочие обозначения правоволодільця определенным в договоре способом; 
2) обеспечить соответствие качества товаров (работ, услуг), которые вырабатываются (выполняются, предоставляются) соответственно договору коммерческой концессии, качества аналогичных товаров (работ, услуг), которые вырабатываются (выполняются, предоставляются) правоволодільцем; 
3) придерживаться инструкций и указаний правоволодільця, направленных на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса предоставленных прав использованию этих прав правоволодільцем; 
4) предоставлять покупателям (заказчикам) дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, покупая (заказывая) товары (работы, услуги) непосредственно в правоволодільця; 
5) информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом об использовании ним торговой марки и других обозначений правоволодільця по договору коммерческой концессии; 
6) не разглашать секреты производства правоволодільця, другую полученную от него конфиденциальную информацию.

Статья 1122. Особые условия  договора коммерческой концессии 
1. В договоре коммерческой концессии могут быть предусмотренные особые условия, в частности: 
1) обязанность правоволодільця не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы прав для их использования на закрепленной за пользователем территории или содержаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории; 
2) обязанность пользователя не конкурировать с правоволодільцем на территории, на которую распространяется действие договора, относительно предпринимательской деятельности, которое осуществляет пользователь с использованием предоставленных правоволодільцем прав; 
3) обязанность пользователя не получать аналогичного права от конкурентов (потенциальных конкурентов) правоволодільця; 
4) обязанность пользователя согласовывать с правоволодільцем местоположение помещений для продажи товаров (выполнение работ, предоставление услуг), предусмотренных договором, а также их внутреннее и внешнее оформления. 
2. Условие договора, соответственно которой правоволоділець имеет право определять цену товара (работ, услуг), предусмотренного договором, или устанавливать верхнюю или нижнюю границу этой цены, есть никчемной. 
3. Условие договора, соответственно которой пользователь имеет право продавать товары (выполнять работы, предоставлять услуги) исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) или исключительно покупателям (заказчикам), которые имеют местонахождение (местожительство) на территории, определенной в договоре.

Статья 1123. Ответственность правоволодільця за требованиями, которые предъявляются к пользователю 
1. Правоволоділець несет субсидиарную ответственность за требованиями, которые предъявляются к пользователю в связи с несоответствием качества товаров (работ, услуг), проданных (выполненных, предоставленных) пользователем. 
За требованиями, которые предъявляются к пользователю как производителя продукции (товаров) правоволодільця, правоволоділець отвечает солидарно с пользователем.

Статья 1124. Право пользователя на заключение договора коммерческой концессии на новый срок 
1. Пользователь, который надлежащим образом исполнял свои обязанности, имеет право на заключение договора коммерческой концессии на новый срок на тех же условиях. 
2. Законом могут быть установленные условия, за которые правоволоділець может отказаться от заключения договора концессии на новый срок.

Статья 1125. Изменение договора коммерческой концессии 
1. Договор коммерческой концессии может быть изменен соответственно положениям главы 53 этого Кодекса. 
В отношениях с третьими лицами стороны в договоре коммерческой концессии имеют право ссылаться на смену договора лишь из момента государственной регистрации этого изменения соответственно статье 1118 этого Кодекса, если не докажут, что третье лицо знало или могла знать об изменении договора раньше.

Статья 1126. Прекращение  договора коммерческой концессии 
1. Любая из сторон в договоре коммерческой концессии, срок которого не установленный, имеет право в любое время отказаться от договора, сообщив об этом другу сторону не менее чем за шесть месяцев, если более продолжительный срок не установлен договором. 
2. Разрыв договора коммерческой концессии подлежит государственной регистрации соответственно статье 1118 этого Кодекса. 
3. Договор коммерческой концессии прекращается в случае: 
1) прекращение права правоволодільця на торговую марку или другое обозначение, определенное в договоре, без его замены аналогичным правом; 
2) объявление правоволодільця или пользователя 
неплатежеспособным (банкротом).

Статья 1127. Сохранение действия договора коммерческой концессии в случае изменения сторон 
1. Переход исключительного права на объект права интеллектуальной собственности, определенный в договоре коммерческой концессии, от правоволодільця к другому лицу не является основанием для изменения или разрыва договора коммерческой концессии. 
2. В случае смерти правоволодільця его права и обязанности по договору коммерческой концессии переходят к наследнику при условии, что он зарегистрирован или на протяжении шести месяцев от дня открытия наследства зарегистрируется как субъект предпринимательской деятельности или передаст свои права и обязанности лицу, которое имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. 
Осуществление прав и выполнения обязанностей лица, которое умерло, к переходу их соответственно этой части к наследнику илиd другого лица осуществляется лицом, которое управляет наследством и назначается соответственно статье 1285 этого Кодекса.

Информация о работе Договорное право