Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение роли местного бюджета в социально-экономическом и культурном развитии региона, на основе выделения основных функций местных бюджетов, их доходной и расходной частей. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
· были раскрыты содержание и понятие государственной бюджетной системы, местных бюджетов и их функции;
· была исследована структура доходной и расходной частей местных бюджетов, сделаны основные выводы по имеющимся данным;
· были сделаны основные выводы и заключения о роли местных бюджетов в социально-экономическом и культурном развитии региона.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ…………………………………...5
Понятие бюджета, муниципальные бюджеты. Функции местных бюджетов…………………………………………………………………...5
Доходная и расходная части муниципальных бюджетов………………13
Роль муниципальных бюджетов в развитии экономики и социальном обслуживании населения……………………………………………..…..16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ИЖЕВСКА…………………...….23
Краткая характеристика исследуемого образования - города Ижевска……………………………………………………………………23
Доходная и расходная части бюджета города Ижевска за 2007-2012……………………………………………………………..……….....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………41
В материальном аспекте государственный, как и местный, бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т.п.
Бюджет — совокупность
экономических (денежных) отношений, возникающих
в связи с образованием, распределением
и использованием централизованных
денежных фондов, предназначенных для
осуществления общих задач
Согласно статье 6 Бюджетного
кодекса (БК РФ) бюджет—это форма образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Сконцентрированные в
бюджете средства предназначены
для осуществления
Функции бюджета:
1. Перераспределение
2. Государственное регулирование и стимулирование экономики;
3. Финансовое обеспечение социальной экономики;
4. Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных
органов власти являются их бюджеты.
Бюджетные и имущественные
Местные бюджеты — один
из главных каналов доведения
до населения конечных результатов
производства. Через них общественные
фонды потребления
Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которой осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
Экономическая сущность местных
бюджетов проявляется в их назначении.
Они выполняют следующие
• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
• распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
Закрепленные доходы (
Регулируемые доходы — совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, зачисляемых в соответствующие бюджеты, исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.
В состав местных налогов и сборов входят:
Земельный налог
· Земельный налог и арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;
· Земельный налог и арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения;
· Доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;
· Возмещение потерь сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;
· Возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.
1. Налог на имущество физических лиц (13%);
2. Налог на рекламу (5%);
3. Налог на наследство или дарение (ставки налога указаны в законе "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения");
4. Местные лицензионные сборы;
5. Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям:
· Доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
· Доходы от продажи земли;
· Доходы от продажи квартир гражданам;
6. Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.
К числу главных регулируемых доходов местных бюджетов относятся отчисления:
1. От налога на добавленную стоимость;
2. От акцизов;
3. От налога на прибыль (доход) предприятий;
4. От подоходного налога с физических лиц.
Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.
По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении из заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.
Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема местных бюджетов.
Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране.
Главные стороны деятельности
местных органов власти – разработки
и осуществление планов экономического
и социального развития на подведомственной
им территории. Увеличение числа поселений,
особенно в новых районах освоения,
осуществление мероприятий по развитию
социально-коммунального
Расходы местных бюджетов связаны, прежде всего, с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
организация, содержание и развитие
муниципального жилищно-
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно – коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др. Наряду с понятием местного бюджета используется понятие консолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет муниципального образования и бюджет поселений.
За рубежом также используется местный бюджет для решения задач социально-экономического развития территорий.
Главным направлением использования средств местных бюджетов, как уже было рассмотрено в расходной части местных бюджетов, являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека.
Это расходы на:
- социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов,
- жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов.
Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на:
- жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%,
- на образование – 67%,
- на здравоохранение и физическую культуру – 55%,
- социальную политику – 49%,
- культуру и искусство – 45%.
Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в обще-бюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства – 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи – 40%.
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства, непосредственного географического расположения и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.
Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.
Местным органам подведомственна
подавляющая часть социально-
Информация о работе Доходная и расходная части бюджета города Ижевска за 2007-2012