Ответственность за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:02, контрольная работа

Краткое описание

Юридическая ответственность – не принуждение «вообще», а государственное принуждение. Особенностью его является то, что оно осуществляется от имени государства государственными органами. Другая особенность этого принуждения – его правовой характер, в силу чего оно выступает и как правовое принуждение. Правовой характер государственного принуждения заключается в том, что оно реализуется только компетентными органами, в определенных законом формах и на законных основаниях.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар № 6 сделан.docx

— 22.16 Кб (Скачать файл)

Тема № 7 Ответственность за нарушения  бюджетного законодательства Российской Федерации

 

  1. Понятие правового принуждения. Соотношение правового принуждения и  государственного принуждения.

Юридическая ответственность – не принуждение «вообще», а государственное принуждение. Особенностью его является то, что оно осуществляется от имени государства государственными органами. Другая особенность этого принуждения – его правовой характер, в силу чего оно выступает и как правовое принуждение. Правовой характер государственного принуждения заключается в том, что оно реализуется только компетентными органами, в определенных законом формах и на законных основаниях.

Нередко государственное  принуждение сводится исключительно  к юридической ответственности  и всякое принудительное воздействие  со стороны государства трактуется как юридическая ответственность. Однако анализ действующего законодательства и практики его применения не дают оснований для такого вывода.

  1. Понятие  и виды мер правового принуждения.

Юридическая ответственность  не единственная мера государственного принуждения, поскольку государственная  принудительность есть объективное  свойство права и государственное принуждение преследует различные цели в процессе правового регулирования. Каковы же эти меры?

Прежде всего это меры защиты субъективных прав. Суть их заключается в том, что в указанных в законе случаях государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности. Таковыми являются принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов на содержание детей и т.д. И хотя в данном случае принуждение направлено на правонарушителя (например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов), цели кары, наказания виновного здесь отсутствуют. Названные меры закреплены не в санкциях юридических норм, а в их диспозициях.

К мерам государственного принуждения относятся и меры пресечения. Они применяются для  предупреждения, пресечения правонарушения. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и цели наказания  виновного. К мерам пресечения относятся  задержание, обыск, досмотр багажа и  т.д. Они носят правовой характер и осуществляются в порядке и  на основаниях, установленных законом. Например, гл. 19 КоАП регламентирует порядок  административного задержания, досмотра вещей, изъятия вещей и документов.

Законодательство предусматривает  и иные специфические меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью. Это, например, принудительные меры воспитательного  воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний (ст. 90, 91 УК РФ). Они также не несут  элементов кары. Такой же спецификой обладают меры медицинского характера – принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар – ст. 99 УК РФ).

Специфическая мера государственного принуждения – реквизиция – изъятие  в экстренных случаях имущества  у собственников в государственных  или общественных интересах с  выплатой его стоимости (ст. 242 ГК РФ).

Все перечисленные меры носят  государственно-правовой характер, осуществляются на правовой основе.

  1. Понятие и признаки юридической ответственности. Соотношение юридической ответственности и  юридической санкции.

Юридическая ответственность  – это прежде всего принуждение. Известно, что принудительное воздействие существует во всяком человеческом обществе. Но юридическая ответственность – не принуждение «вообще», а государственное принуждение.

  1. Понятие, признаки, правовая природа ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Соотношение понятий «бюджетная ответственность» и «ответственность за нарушение бюджетного законодательства».

Одной из наиболее важных гарантий реализации должного бюджетного обеспечения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина в бюджетной сфере является ответственность за нарушение бюджетного законодательства. С ее помощью решаются задачи строгой регламентации отношений в области публичных доходов или расходов, обеспечения социальной стабильности в бюджетной сфере, охраны общества от нарушений бюджетного законодательства.

Бюджетно-правовая ответственность, являющаяся институтом бюджетного права, выступает одновременно в качестве разновидности финансово-правовой ответственности как самостоятельного вида ответственности.

В Бюджетном кодексе РФ не определяется дефиниция «бюджетно-правовая ответственность». Статья 281 БК РФ дает понятие нарушения бюджетного законодательства: «Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения».

 Ответственность за нарушения бюджетного законодательства не сводится только к бюджетно-правовой ответственности. В зависимости от возрастания степени общественной опасности оснований «ответственности за нарушения бюджетного законодательства», в ее содержании выделяются «бюджетно-правовая ответственность», «административная ответственность», «уголовная ответственность».

Ответственность за нарушения бюджетного законодательства — это обязанность лица, нарушившего бюджетное законодательство, претерпеть лишения имущественного характера в результате применения к нему государством в лице органов, исполняющих бюджет или ответственных за его исполнение, а также суда соответствующих мер принуждения.

 

  1. Соотношение понятий «ответственность за нарушения бюджетного законодательства» и  «административная ответственность». См: Понятие и признаки административной ответственности.

В связи с тем, что в  настоящее время БК РФ ориентирован на ответственность субъектов РФ, государственных органов, органов местного самоуправления, а ответственность должностных и юридических лиц установлена в КоАП РФ, физических лиц — в УК РФ, субъектами бюджетной ответственности за нарушения в сфере бюджетных отношений являются получатели и главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Субъект ответственности является критерием разграничения бюджетной, административной и уголовной ответственности. Непосредственными субъектами бюджетной публично-правовой ответствен­ности следует считать как территориальный субъект в целом, так и его отдельный орган, посредством которого реализуется бюджетная деятельность государства (муниципального образования).

 

  1. Понятие и признаки бюджетного правонарушения. Соотношение понятий «бюджетное правонарушение» и «нарушение бюджетного законодательства»

Ответственность за нарушения бюджетного законодательства не сводится только к бюджетно-правовой ответственности. В зависимости  от возрастания степени общественной опасности оснований «ответственности за нарушения бюджетного законодательства», в ее содержании выделяются «бюджетно-правовая ответственность», «административная  ответственность», «уголовная ответственность».

Бюджетное правонарушение — это общественно опасное противоправно совершенное деяние, запрещенное бюджетным законодательством РФ под угрозой применения к правонарушителю мер принуждения. Данное определение содержит следующие наиболее важные признаки бюджетного правонарушения: противоправность, которая выражается в нарушении бюджетного законодательства.

Общественная опасность бюджетного правонарушения заключается в причинении вреда государству, обществу;

виновность — бюджетное правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности) . Однако следует учитывать, что названный признак не всегда является обязательным при характеристике бюджетного правонарушения. Глава 28 БК РФ не указывает на необходимость установления вины правонарушителя при применении в отношении него мер принуждения. Инструкция о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ вводит бюджетную ответственность субъекта, напрямую не виновного в совершении бюджетного правонарушения. Так, если нарушителем бюджетного законодательства является бюджетное учреждение, субсидиарную ответственность по обязательствам, вытекающим из установленных фактов нарушений бюджетного законодательства, несет главный распорядитель средств федерального бюджета, к которому применяется мера принуждения в виде изменения (уменьшения), утвержденных на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на сумму средств, израсходованную не по целевому назначению. Таким образом, мы можем говорить в определенных случаях об объективном вменении при применении финансовых санкций в рамках бюджетного права;

наказуемость деяния —  совершение бюджетного правонарушения влечет для правонарушителя негативные последствия в виде применения бюджетно-правовых санкций. Для привлечения субъектов бюджетных отношений к бюджетно-правовой ответственности необходимо наличие состава бюджетного правонарушения как частного случая финансового равонарушения.

 

  1. Виды бюджетных правонарушений.

Информация о работе Ответственность за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации