Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение Пенсионного фонда Российской Федерации как составной части системы социальных внебюджетных фондов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . . .
1.1Организационно-правовые основы деятельности фонда . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2Цели и задачи фонда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3Виды государственных пенсий и условия их назначений . . . . . . . . . . . . . . . .
2.БЮДЖЕТ ПЕСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . . . . . . .
2.1Анализ доходов и расходов бюджета фонда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . . . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ПФРФ.docx

— 35.40 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1Организационно-правовые основы деятельности фонда . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2Цели и задачи фонда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.3Виды государственных пенсий и условия их назначений . . . . . . . . . . . . . . . .

2.БЮДЖЕТ ПЕСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . . . . . . .

2.1Анализ доходов и расходов бюджета фонда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально–экономических  реформ, когда сложившиеся отношения  между социальными объектами  изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального  страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально  важным является изучение теоретических основ социального страхования.

Объектом исследований является пенсионный фонд Российской Федерации.

Предметом исследований является нормативные акты, регламентирующие создание и функционирование пенсионного фонда Российской Федерации, научная и учебная литература, посвященная раскрытию особенностей пенсионного фонда Российской федерации.

Целью данной работы является рассмотрение Пенсионного фонда  Российской Федерации как составной  части системы социальных внебюджетных фондов.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

  1. Изучить функции, цели и задачи Пенсионного фонда РФ.
  2. Рассмотреть порядок формирования и использования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ.
  3. Провести анализ показателей доходов и расходов бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации.
  4. Представить проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда.

В качестве теоретической  базы курсовой работы был использован широкий ряд нормативных актов Российского пенсионного законодательства.

Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и литературы.

 

1.СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 441-I в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации на другие цели.

Пенсионный Фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Это самый крупный из внебюджетных социальных фондов. Признание Пенсионного Фонда Российской Федерации федеральной государственной собственностью является одной из особенностей российской пенсионной системы. Во многих странах с солидарно-распределительными системами подобные фонды не являются государственной собственностью, чаще всего рассматриваются как собственностью застрахованных и работодателей, но со строгим целевым назначением, исключающим какое-либо использование средств фонда, в том числе и их изъятие государством.

Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий; пенсий по инвалидности; компенсационных выплат.

 

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает:

    • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных Положением о данном фонде;
    • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
    • капитализацию средств Пенсионного Фонда Российской Федерации , а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
    • организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
    • межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионный Фонд Российской Федерации; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
    • изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в Пенсионный Фонд Российской Федерации страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
    • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
    • разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного Фонда Российской Федерации.

Пенсионный Фонд Российской Федерации может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Кроме Пенсионного Фонда Российской Федерации вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития Российской Федерации (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации ежегодно утверждается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

Финансовый контроль над  деятельностью фонда, осуществляемый Счетной палатой Российской Федерации в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда и соответствия, совершаемых Пенсионным Фондом Российской Федерации финансовых и хозяйственных операций нормативным правовым актам Российской Федерации, усиливается ежегодным проведением аудиторской его проверки.

Законодательно закрепляется государственная регистрация издаваемых Пенсионным Фондом Российской Федерации актов, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер.

1.1Организационно-правовые  основы деятельности фонда.

Пенсионный Фонд Российской Федерации создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный Фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пенсионный фонд и его  денежные средства находятся в государственной  собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и  изъятию не подлежат.

 Система Пенсионного  фонда Российской Федерации и  его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

    1. центральный аппарат (Исполнительная дирекция Пенсионного Фонда Российской Федерации, Ревизионная комиссия Пенсионного Фонда Российской Федерации);
    2. отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации в субъектах Российской Федерации;
    3. управления (самостоятельные отделы) Пенсионного Фонда Российской Федерации в городах (районах).

Руководство Пенсионного  фонда России осуществляет Правление  и его постоянно действующий  орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках  в составе Российской Федерации, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль над расходованием средств.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

    • фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;
    • денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
    • формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
    • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
    • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса Российской Федерации;
    • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
    • расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Кроме Пенсионного Фонда Российской Федерации вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития Российской Федерации (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, Пенсионного Фонда Российской Федерации организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

До недавнего времени  в России использовалась так называемая распределительная система пенсионного  обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность  распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной  демографической ситуации в нашей  стране и во всем мире в целом. Так, согласно расчету предположительной  численности населения Российской Федерации до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в  начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек. Наиболее вероятная средняя оценка – 138,1 миллионов  человек. Численность населения  из группы старше трудоспособного возраста в последние годы систематически увеличивается. Показатель демографической  нагрузки в 2006 году составил 586 лиц нетрудоспособного  возраста на 1000 человек трудоспособного  возраста, а в 2015 году он составит 696 человек.

Помимо распределительной  системы, современные пенсионные реформы  предполагают создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При  такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним  пенсионерам, а накапливаются, инвестируются  и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм в  большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью  его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут  на себя и частные компании. Может  существовать даже система конкурирующих  друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

Основные принципы, по которым  все большее число стран переходит  с распределительной системы на накопительную, следующие:

    • при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;
    • демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих;
    • накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики и производительности труда.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ