Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:38, контрольная работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
1. Понятие бюджетного процесса.
Ведущую, определяющую роль
в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической
Бюджетный процесс – это совокупность
следующих друг за другом этапов формирования
и исполнения бюджета начиная с момента
его разработки до момента утверждения
отчета об исполнении, подчиненных цели
создания централизованного фонда денежных
средств (государственного или муниципального
бюджета) и эффективного его использования
для обеспечения функций государства
и местных органов власти.
Бюджетный процесс представляет собой
особую деятельность участников бюджетного
процесса по организации процедур составления
и рассмотрения проектов бюджетов, их
утверждению и исполнению, а также контролю
за их исполнением. Он регламентируется
нормами права, предписывающими правила
и порядок его осуществления.
Нормы бюджетного процесса предписывают
правила, порядок применения норм материального
бюджетного права. В них регламентирован
весь цикл формирования бюджета от момента
его составления до момента утверждения
отчёта об его исполнении, порядок и последовательность
вступления в бюджетные правоотношения
различных субъектов- участников этих
правоотношений на разных стадиях бюджетного
процесса.
Процессуальные нормы бюджетного права,
строгое их соблюдение являются гарантией
законности применения материальных норм
бюджетного права, т.е. гарантией правильности
и своевременности поступления в бюджет
доходов и законности и своевременности
их расходования.
Основные задачи бюджетного процесса
заключаются в следующем: выявление материальных
и финансовых резервов государства; максимально
приближенный к реальности расчет доходов
бюджетов; максимально точный расчет расходов
бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности
бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой
экономической программой; осуществление
бюджетного регулирования в целях перераспределения
источников доходов между бюджетами разного
уровня, отраслями хозяйства, экономическими
регионами и др.
В основе бюджетного процесса лежат определенные
принципы, соблюдение которых дает возможность
изначально правильно составить, утвердить
и исполнить бюджет, чтобы средства государства
были использованы экономно и с максимальной
пользой для развития общества. В настоящее
время в бюджетном законодательстве РФ
для всей бюджетной системы предусмотрены
следующие общие принципы:
-единства бюджетной системы;
-принцип разграничения доходов и расходов бюджетов;
- принцип самостоятельности;
- сбалансированности;
- гласности;
- достоверности;
-адресности и целевого характера бюджетных средств.
Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы:
1. Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса делятся примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность).
2. Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.
3. Принцип публичности и гласности - имеет особое значение, т.к. бюджетный процесс, процедура абсолютно публичная и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или иного уровня. Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.
4. Принцип специализации бюджетных показателей - он основан на бюджетной классификации, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям. В состав бюджетной классификации РФ входят:
. классификация доходов
. функциональная классификация расходов бюджетов РФ;
. экономическая классификация
. классификация источников внутреннего финансирования дефицитов
бюджетов РФ;
. классификация источников внешнего финансирования дефицитов
федерального бюджета и
. классификация видов
субъектов РФ, видов, муниципального долга;
. классификация видов государственных внешних долгов РФ и
субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;
. ведомственная классификация расходов РФ.
Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация — специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основе материальных норм бюджетных права.