Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 21:57, контрольная работа
Одним из важнейших факторов, определяющих состояние научного потенциала и в конечном итоге результативность научной и научно-технической деятельности, являются ее нормативно-правовое регулирование.
Целью настоящей статьи является проведение общего теоретического анализа правового обеспечения научно и научно-технической политики России в условиях перехода к рыночной экономике.
Права и свободы ученых закреплены в международных документах: «Хартия научных работников», «Декларация прав и обязанностей ученых», Рекомендации о статусе научных работников[1], а так же в российских правовых актах, таких как Конституции Российской Федерации (1993), гарантирующая свободу «литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества» (ст.44)[2], ФЗ «О науке и государственной научно - технической политике»[3].
Корепанова К.В.
АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов»
Правовое обеспечение научно и научно-технической политики России в условиях перехода к рыночной экономике
Если у страны нет работающей
экономики – у нее нет настоящего.
Но если нет конкурентоспособной
науки– не будет и будущего
В.В. Путин
Одним из важнейших факторов, определяющих состояние научного потенциала и в конечном итоге результативность научной и научно-технической деятельности, являются ее нормативно-правовое регулирование.
Целью настоящей статьи является проведение общего теоретического анализа правового обеспечения научно и научно-технической политики России в условиях перехода к рыночной экономике.
Права и свободы ученых закреплены в международных документах: «Хартия научных работников», «Декларация прав и обязанностей ученых», Рекомендации о статусе научных работников[1], а так же в российских правовых актах, таких как Конституции Российской Федерации (1993), гарантирующая свободу «литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества» (ст.44)[2], ФЗ «О науке и государственной научно - технической политике»[3].
В указанных международных и российских документах содержится перечень прав и свобод ученых, необходимых для успешной научной деятельности. Наиболее важные из них: право на свободу научных дискуссий в условиях отсутствия идеологического диктата; право свободно общаться и обмениваться научной информацией; право свободно выезжать за границу для продолжения своей научной работы; право на участие в открытых конкурсах научных проектов; право на вознаграждение в соответствии с образованием, положением и результатами труда; право на публикацию результатов научных исследований; право использовать результаты исследований в сфере практики; право на осуществление научной деятельности в благоприятных условиях.
В советской России партийно-государственные органы нарушали права ученых, удерживая научное сообщество в «узде» идеологического контроля и манипулирования. Но с переходом к рыночной экономике на смену прежнему диктату пришел финансово-экономический диктат. Резко снизилась возможность осуществления эффективной научной деятельности из-за острого дефицита бюджетных средств, что привело к снижению ассигнований в науку. И это не мудрено, ибо в предыдущий советский период не были разработаны законодательные акты, четко регулирующие взаимоотношения между органами власти и сферой «Наука и научное обслуживание».
Законодательный вакуум в развитии постсоветской науки был заполнен лишь 13 июня 1996 году, тогда вышел президентский Указ «О доктрине развития российской науки», где отмечается что «государство рассматривает науку и ее научный потенциал как национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, в связи с чем поддержка развития науки становится приоритетной государственной задачей» [4].
Через 2 месяца был принят ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», который призван контролировать отношения между органами государственной власти и субъектом научной деятельности - научным социумом.[2] До выхода ФЗ «О внесение изменений в законодательные акты РФ» от 22. 08. 2004г., государство обязывалось финансировать НИОКР гражданского назначения "в размере не менее четырех процентов расходной части бюджета", теперь же финансирование науки закладывается в распоряжении правительства РФ от 27.02.2008. № 233-р «Об утверждении программы фундаментальных научных исследований государственных академии наук на 2008-2012 годы» в приложении № 1 расписаны ассигнования из федерального бюджета в млн. рублей.
Следует отметить, что в СССР размер ассигнований на науку фиксировался в зависимости от идейно-политических установок, предопределяющих разработку очередного пятилетнего плана. Но если в рамках плановой экономики, несмотря на отсутствие законодательных нормативов, призванных социально защитить научное сообщество, профессиональные права ученых как-то учитывались, то в условиях перехода к рыночной экономике картина изменилась в негативном направлении. Наука оказалась на периферии государственных приоритетов. Ей негласно было предложено, как и другим бюджетным отраслям, "кормить себя". В условиях отсутствия развитой рыночной инфраструктуры это не дало, да и не могло дать позитивных результатов.
Научные работники нашего времени, в отличие от своих коллег 1970–1980-х, вынуждены немалую часть времени уделять заработкам на стороне, содержательно никак не связанным со сферой основной научной деятельности. Другими словами, имеет место "утечка рабочего времени" ученого, направленная на перманентный поиск все новых и новых источников существования, по своей природе вступающих в противоречие с традиционными познавательными ценностями ученого, его внутренней мотивацией и ориентацией на предмет исследования. Конечно, такое исследовательское поведение российских ученых – результат их нестабильного материального положения в ситуации перехода к рыночной модели общества. Резкое сокращение госфинансирования науки самым негативным образом отразилось на праве научного работника получать зарплату, адекватную уровню его квалификационной подготовки и творческой отдачи. Хотя в законе "О науке" специально подчеркивается, что научный работник имеет право на объективную оценку своей научной деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу.
За последние 20 лет среднемесячная заработная плата отечественных ученых составляет всего 240 долларов, что почти в 9 раз ниже, чем у эмигрантов из нашей страны, ранее работавших в отрасли «Наука и научное обслуживание».
Как результат - снижается творческая активность российских ученых, стареет патентный фонд страны: доля патентов, возраст которых достигает четырех лет и более составляет в общем числе действующих патентов 80,9%.
В истории человечества еще не было такого прецедента, чтобы какая-либо страна смогла столь скоротечно и бессмысленно растранжирить с огромным трудом ею же накопленный потенциал высококвалифицированных специалистов в авангардной сфере экономики, каковой во всем мире признается сфера науки и высоких технологий.
Однако в последние время приходит понимание того, что наша страна может иметь достойное будущее лишь при условии ежегодного увеличения темпов развития экономики в размере не менее 8-10%. Российской экономике нужна не мнимая, а мощная, конкурентоспособная, на мировом уровне наука. «Если у страны нет работающей экономики – у нее нет настоящего. Но если нет конкурентоспособной науки – не будет и будущего» - отмечал В.В. Путин. О значении науки для судеб государства российского говорил еще в начале столетия наш выдающийся соотечественник, лауреат Нобелевской премии И. Павлов: "Государство сильно своими великими людьми. И только тогда, когда оно начинает обращать внимание на своих крупных представителей и прежде всего на ученых, государство входит в свой сознательный период, постигает главный механизм жизни" (цит. по [7]).
Научно-инновационная сфера может развиваться лишь при поддержке государства, но и не без поддержки частного сектора. Так, в ноябре 2008г. была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в который были определены основные этапы научно-технического развития в Российской Федерации, в которой планируется стимулирование инвестиций в технологии, в НИОКР, их коммерциализацию, капитализацию интеллектуальной собственности, передача малому и среднему инновационному бизнесу части госзаказа на НИОКР, инновационная направленность госзакупок, реализация системы технологических и научно-исследовательских инициатив (проектов), обеспечивающих прорывные позиции России в научно-технологической конкуренции на мировых рынках.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что сохранение руководством страны инновационных планов развития России в относительно тяжелых экономических условиях, разработка и принятие актуальных законодательных документов и методологических концепций – это один из ключевых шагов в создании благоприятных политических и экономических условий для всех участников экономических процессов. Надеемся, что это станет серьезным стимулом для постепенного реального повышения инвестиционной привлекательности России на внутреннем и внешнем рынках и соответственно для реального продвижения и поддержки российской науки и промышленности как на общероссийском, так и на международном уровне.
Список литературы