Правовое регулирование социальных государственных внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:29, контрольная работа

Краткое описание

Целью, которая преследуется при написании контрольной работы, является изучение основных вопросов правового регулирования внебюджетных фондов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Установить, что такое внебюджетные фонды и когда они возникают;
2. Установить какие существуют виды внебюджетных фондов, и какими нормативными актами регламентируется их деятельность;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Государственные внебюджетные фонды: понятие и классификация……..5
2. Государственные социальные внебюджетные фонды РФ………………...10
3. Финансово-правовой институт государственных внебюджетных фондов..14
Заключение………………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная раабота.docx

— 38.53 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА  И ПРОЦЕССА

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Финансовое  право»

На тему: «Правовое регулирование  социальных государственных внебюджетных фондов»

(по специальности 030501 «Юриспруденция»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кызыл-2013г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Государственные внебюджетные фонды: понятие и классификация……..5
  2. Государственные социальные внебюджетные фонды РФ………………...10
  3. Финансово-правовой институт государственных внебюджетных фондов..14

Заключение………………………………………………………………………17

Список использованной литературы…………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Стремительное развитие денежные фонды  получили в России в 90-х гг. XX в. В  условиях перехода к рыночной экономике, характеризующейся повышением уровня социального риска, сопряженного с  безработицей, материальной необеспеченностью  работников и другими явлениями, поддержание сложившегося уровня финансирования существующей системы социальной защиты, базирующейся на доходах государственного бюджета, стало проблематично.

Возникла объективная необходимость  в установлении связей между получением социальных выплат и созданием фонда  финансовых ресурсов, из которого они  осуществляются. Решением данной задачи было создание внебюджетных фондов государства.

Бюджетный кодекс РФ расширил рамки  понятия бюджетной системы, включив  в нее, помимо бюджетов в собственном  смысле слова, внебюджетные государственные  фонды (ст. 6 БК РФ).

Как отмечают Н.И. Химичева и Е.В. Покачалова, такое объединение условно, поскольку внебюджетные фонды существенно отличаются от государственных и местных бюджетов своим предназначением, конкретным целевым содержанием, правовым режимом <1>. Этого же мнения придерживается Ю.А. Крохина, полагающая, что включение внебюджетных фондов в бюджетную систему методологически неверно <2>, так как целевые внебюджетные фонды принято считать самостоятельным звеном финансовой системы <3>.

Главное направление расходования денежных средств государственных  внебюджетных фондов - социальная сфера. Следует отметить, что деятельность каждого внебюджетного фонда  направлена на разрешение определенного  круга проблем. Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях управления финансовыми  ресурсами пенсионного обеспечения. Деятельность Фонда социального страхования РФ направлена на обеспечение финансирования гарантируемых государством социальных пособий. Фонд обязательного медицинского страхования отвечает за обеспечение финансирования целевых программ в рамках реализации Закона РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" <1>.

Таким образом, все названные в  Бюджетном кодексе РФ внебюджетные фонды имеют прямое отношение  к системе обязательного социального  страхования - государственной системы  социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в  соответствии с законодательством  страхование работающих граждан  от возможного изменения материального  и (или) социального положения, в  том числе по независящим от них  обстоятельствам <1>.

Изложенное позволяет не только установить задачи, ради которых созданы государственные внебюджетные фонды, но и определить основные направления расходования денежных средств.

Внебюджетные фонды государства  являются составной частью его финансовой системы. Именно поэтому тема контрольной  работы (правовое регулирование внебюджетных фондов) актуальна для изучения. Целью, которая преследуется при написании контрольной работы, является изучение основных вопросов правового регулирования внебюджетных фондов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Установить, что такое внебюджетные фонды и когда они  возникают;
  2. Установить какие существуют виды внебюджетных фондов, и какими нормативными актами регламентируется их деятельность;

 

 

 

1. Государственные внебюджетные  фонды: понятие и классификация

Внебюджетный фонд - это самостоятельное  звено финансовой системы, представляющее обособленные, вне бюджетной системы  финансовые средства, управляемые органами государственной власти и предназначенные  для финансирования социальных конституционных  прав граждан.

Финансовые ресурсы фондов находятся  в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные  законом. Суть данной категории заключена в названии «внебюджетные», - то есть, это финансовые отношения, связанные с формированием и распределением внебюджетных фондов.

Государственный бюджет – это один из элементов финансовой системы  государства. Государственный бюджет представляет из себя фонд денежных средств, аккумулируемых и распределяемых в целях реализации основных функций государственного управления. Что такое внебюджетные фонды? Внебюджетные фонды денежных средств являются разновидностью целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств. Они создаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, как в силу самих законов РФ и постановлений Правительства РФ, так и в соответствии с законами РФ, Указами Президента РФ, но по решению компетентных органов. По цели деятельности внебюджетные фонды делятся на:

1. социальные;

2. экономические; 

3. иные.

Государственные внебюджетные фонды должны:

  • служить материальной основой государственного обязательного социального страхования;
  • являться одним из основных источников финансирования социальных гарантий, закрепленных Конституцией РФ;
  • функционировать как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, т.е. обеспечивать эффективность процесса формирования и использования фондов денежных средств.

Для выполнения поставленных задач  фонды наделены властными полномочиями, позволяющими им управлять финансовыми  средствами обязательного социального  страхования, к которым относятся  полномочия по контролю над соблюдением  законодательно установленного порядка  уплаты обязательных страховых взносов, распределение и перечисление аккумулированных финансовых ресурсов получателям в  соответствии с целевым назначением, накопление финансовых резервов для  обеспечения финансовой устойчивости и др.

Перечень целей, определяющих основные направления расходования средств государственными внебюджетными фондами, выглядит следующим образом:

  • социальное обеспечение по возрасту;
  • социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
  • социальное обеспечение в случае безработицы;
  • охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Внебюджетные фонды осуществляют свою финансовую деятельность на основе бюджета, утверждаемого для каждого  фонда.

Денежные средства государственных  внебюджетных фондов предназначены  исключительно для целевого расходования на мероприятия, определенные законодательством  Федерации или ее субъекта. Материальное содержание расходов внебюджетных фондов определяется бюджетом внебюджетного фонда. Использование внебюджетных денежных средств на цели, не указанные в расходных статьях его бюджета, образует состав бюджетного правонарушения и влечет за собой применение мер государственного принуждения.

 С точки зрения гражданского  права, фондом признается не  имеющая членства некоммерческая  организация, учрежденная гражданами  и (или) юридическими лицами (в  том числе государственными учреждениями) на основе добровольных имущественных  взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные  или иные общественно полезные  цели. В зависимости от состава  учредителей и преследуемых целей  фонды могут быть государственными  и негосударственными. Наиболее  устойчивую форму среди внебюджетных  фондов имеют социальные государственные  внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального  дохода государством в пользу отдельных  социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи:

1. обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер  экономики; 

2. расширение социальных  услуг населению. 

Учитывая общественную значимость внебюджетных фондов государства, и  тот факт, что они являются составной  частью финансовой системы, внебюджетные фонды обладают рядом особенностей:

1. Запланированы органами  власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;

2. Денежные средства фондов  используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

3. Формируются в основном  за счёт обязательных отчислений  юридических и физических лиц; 

4. Страховые взносы в  фонды и взаимоотношения, возникающие  при их уплате, имеют налоговую  природу, тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными; 

5. На отношения, связанные  с исчислением, уплатой и взысканием  взносов в фонды, распространено  большинство норм и положений  Налогового кодекса РФ;

6. Денежные ресурсы фонда  находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также  других фондов и не подлежат  изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом;

7. Расходование средств  из фондов осуществляется по  распоряжению Правительства или  социально уполномоченного на  то органа (Правление фона).

Внебюджетные фонды –  форма перераспределения и использования  финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в  бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности  строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные связи  между ними и другими субъектами финансовой системы.  Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи. При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному  фонду. Такая связь появляется при  формировании фондов или использования  ими средств. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с  разными финансовыми звеньями и  другими внебюджетными фондами. То есть деньги движутся в разных направлениях между ними.

Доходы государственных  внебюджетных фондов формируется за счет:

  1. обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
  2. добровольных взносов физических и юридических лиц;
  3. других доходов, предусмотренных законодательством.

Сбор и контроль за поступлением доходов во внебюджетные фонды осуществляет Министерство по налогам и сборам. Исполнение  бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным Казначейством РФ.  Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления Федеральному собранию в форме закона. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственные социальные внебюджетные фонды РФ

 В состав государственных  социальных внебюджетных фондов  РФ в настоящее время входят:

Информация о работе Правовое регулирование социальных государственных внебюджетных фондов