Развитие предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:49, контрольная работа

Краткое описание

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль
в достижении экономического успеха, высоких темпов ро¬ста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность про¬явить свою инициативу и творческие способности, тем мень-ше разрыв между потенциальными и фактическими ре¬зультатами развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………....3
1Сущность предпринимательства…………………………….……….4
2Функции предпринимательства……………………….......................8
3 Развитие предпринимательства в России……………….…………..10
Заключение…………………………………………………...................21
Список используемой литературы…………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 250.67 Кб (Скачать файл)

9

доходом (прибылью) зачастую приводит к хищническому использованию  ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции. Эта функция предпринимательства противоречива. С одной стороны, предприниматель заинтересован в рациональном использовании ресурсов, а с другой — может безжалостно относиться к ним.

Творческо-поисковая (инновационная) функция связана  не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств для достижения поставленных целей. Эта функция  предпринимательства тесно связана  со всеми другими функциями, которые  дополняют друг друга. Она вытекает из уровня экономической свободы  субъектов предпринимательской  деятельности, из условий принятия решений.

Социальная  функция проявляется в возможности  каждого дееспособного лица быть собственником дела, лучше проявлять  свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция пред­принимательства больше проявляется в формировании людей предприимчивых, склонных к  самостоятельной хозяйственно-экономической  деятельности, способных создать  собственное дело, преодолевать сопротивление  среды и добиваться поставленной цели. Однако одновременно растет слой наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально  зависят от устойчивой деятельности предпринимательских предприятий.

Чем эффективнее  будут функционировать предпринимательские  предприятия, тем больше будет размер поступлений их средств в бюджеты  различных уровней и в государственные  внебюджетные социальные фонды. Развитие предпринимательства обеспечивает рост количества рабочих мест,

10

сокращение  уровня безработицы, повышение жизненного уровня и социального положения  наемных работников.

Организаторская функция предпринимательства проявляется  в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных структур, в изменении стратегии деятельности фирмы и т. д. Организаторская  функция особенно четко появляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в  «коллективном» (сетевом) предпринимательстве.

Таким образом, сущность предпринимательства наиболее полно проявляется в сочетании  всех названных функций, которые  объективно присущи цивилизованному  предпринимательству, но во многом зависят  от самих субъектов предпринимательской  деятельности и государственной  поддержки [6,с.22].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

3 Развитие предпринимательства в России

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая - это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической  политике государства, вторая - частного, преимущественно организационного характера.

Главная сложность при анализе экономической  политики связана с тем, что изначально не была четко определена концепция  развития рыночных отношений. Мировая  практика свидетельствует, что в  развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого  рынка или стихийного, носящего спекулятивный  характер. Отсутствие четкого понимания  этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы  экономического регулирования привели  к тому, что в России становление  рыночных отношений пошло по второму  варианту. Когда сравнивают регулируемый рынок и стихийный, то имеют в  виду, прежде всего нравственную, этическую  сторону. Но этого мало, каждый из них  имеет свою экономическую основу.

Особенностью  стихийного рынка является функционирование главным образом в сфере обращения, а не в сфере материального  производства. Данному типу рынка  присуще то, что большие доходы имеет лишь незначительная часть  населения, тогда как большинство  населения - низкую покупательную способность. В этой ситуации у производителя  нет стимула производить товары, так как они не находят сбыта. Это ведет к сворачиванию производства.

Другая  особенность - характер рынка напрямую влияет на характер капиталовложений. При стихийном рынке основу капитала составляют спекулятивные деньги, получившие в среде предпринимателей название «коротких» денег. Они «делаются» в  короткое время и обладают большой  подвижностью. В отличие от них  так называемые «длинные» деньги вкладываются в производство на более  длительный срок, и отдача от них 

12

может быть получена не сразу. Это долгосрочные вложения, требующие 

определенных  стабильных условий, правового обеспечения, что характерно для регулируемого  рынка.

Одной из причин того, что в России формируется  именно деформированный тип рынка, следует считать некритическое  осмысление опыта западных стран  и непродуманное перенесение  его в отечественную практику. Именно так произошло с реализацией  модели «шоковой терапии». Дело не в  том, что концепция «шоковой терапии» несостоятельна, наоборот, это стройная научная теория, применение которой  оказалось весьма результативным в  ряде стран. Ошибка состоит в том, что в России она была принята  без учета ряда условий. Опыт западных стран свидетельствует, что одной  из целей введения «шоковой терапии» является потребность вскрыть узкие  места, сдерживающие развитие экономики, куда незамедлительно устремляется предприниматель. Налаживая соответствующие  производства (нередко при государственной  поддержке), предпринимательская сфера  «расшивает тромбы» в экономике  и в короткие сроки выводит  ее из кризиса.

Но в  России этого не произошло, так как  при введении «шоковой терапии» еще  не сформировалось главное условие  ее положительной результативности - малое предпринимательство. В сфере  материального производства оно  практически отсутствовало, а его  деформированный характер в сфере  обращения не мог оказать существенное влияние на улучшение ситуации.

Особенностью  регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные  сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в  воздействии на систему цен, а  в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует  совершенного механизма регулирования  покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой 

13

покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой  производства[3].

Из этого  вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства - снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. Для каждого общественного  строя характерны определенные общественные группы, т.е. относительно стабильные слои населения, со свойственными им ценностями, представлениями, запросами и поведением. В западных странах, при существовании  большого разнообразия таких групп, основная масса населения относиться к среднему классу, покупательные  возможности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство  товаров.

Большинство населения в России составляют третий класс - с малым покупательским спросом, который и определяет уровень  потребностей, на которые должно ориентироваться  и работать производство.

Еще одно обстоятельство отрицательно влияет на покупательную способность населения, а, следовательно, и на развитие малого предпринимательства, это рост потребительских цен; он опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары оказываются невостребованными. Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения. Опыт западных стран свидетельствует, что максимально допустимое соотношение доходов между бедными и богатыми составляет 1:6 - 1:9, и если оно выше, то это ведет к социальной нестабильности и деформирует общую систему спроса и предложения.

Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного  предпринимательства является сужение  внутреннего потребительского рынка. Это обусловливается приобретающим  все более ощутимый характер процессом  сокращения общей платежеспособности населения.

14

С другой стороны, в силу постоянного роста  цен увеличивается доля расходов на приобретение продовольственных  товаров, сокращается спрос на промышленные товары. Усугубляет тенденцию сокращения расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищных и коммунальных услуг.

Третья  причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана  с существующей системой налогообложения. Согласно опросу, проведенному Всероссийским  центром изучения общественного  мнения, 86,2% руководителей предприятий  в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение  предприятий, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень.

Налоговая политика государства по отношению  к малому предпринимательству в  большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Она  обеспечивает интерес заниматься любым  видом деятельности, только не предпринимательской. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком  уровне налогов. Они не стимулируют  рост производства, что в условиях его падения является необходимым. Во-вторых, сама налоговая система  нестабильна, часто меняется. В-третьих, множественность налогов, в которых  предприниматель просто теряет ориентиры.

Совершенно  очевидно, что в современных условиях переходного состояния общества и переходной экономики в России необходима стройная система мер  общественной и государственной  поддержки предпринимательства  на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления, связанных, конечно, со значительными затратами на научное, информационно-аналитическое обеспечение  программно-проектных разработок.

 

15

В настоящее  время, по оценкам предпринимателей, они сталкиваются в своей деятельности со следующими проблемами: высокие  налоги, дороговизна материально-технических  средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий.

Между тем  некомпетентность управляющих или  недостаточная способность персонала  принимать решения стала главной  причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы  управленческой поддержки малого предпринимательства, создаются центры развития или «инкубаторы» МП [3].

Важнейшей проблемой развития малого бизнеса  в России, является преодоление разобщённости  хозяйственных и административных структур.

 Для  развития в нашей стране малому  бизнесу необходимо:

- государственная  поддержка

-привлечение  инвестиций, как отечественных,  так и иностранных

-инновации

-пониженные  ставки налога на прибыль для  МП.

По последним  данным Госкомстата России, на 1 октября  2012 г. количество зарегистрированных малых предприятий (МП) в России составило 875,5 тысяч или 27 % общего числа предприятий и организаций, учитываемых Единым государственным регистром предприятий и организаций. В 2011 г. доля товаров, работ и услуг, произведенных малыми предприятиями, в ВВП (валовом внутреннем продукте) России достигла 9,5 %.

 Однако  нынешние масштабы развития малого  бизнеса в России остаются  весьма скромными, особенно в  сравнении со странами с развитой  рыночной экономикой.

 

16

Развитие  малого бизнеса вызывается двумя  обстоятельствами:

-особенностями  современного этапа развития  НТР, обеспечивающего соответствующую  материальную базу для эффективного  функционирования малого бизнеса;

-дифференциацией  потребительского спроса в условиях  роста доходов населения и  роста сферы обслуживания.

Таблица 1- Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых странах

Прежде  всего,  необходимо решить следующие  задачи:   

-минимизировать  влияние бюрократии на малый  бизнес;

- сделать  как можно проще процедуру  регистрации; 

- сократить  число контролирующих органов и проверок;

- продолжить  процесс сокращения числа лицензируемых  видов деятельности и продукции. 

17

 Следует  искоренить коррупцию, которая  не только опасна с моральной  точки зрения, но и препятствует  экономическому росту, существенно  удорожает, извращает конкуренцию.  Необходимо существенно уменьшить  налоговую нагрузку на малый  бизнес. Это особенно важно для  начинающих предпринимателей в  первую очередь в таких видах  деятельности, как инновационная,  производственная, строительная и  ремонтно-строительная, медицинская. 

 Следует  сосредоточить внимание на концентрации  всех финансовых средств, предназначенных  для поддержки малого бизнеса  (федерального и региональных  бюджетов, Федерального фонда поддержки  малого предпринимательства, всевозможных  внебюджетных источников), на важнейших  приоритетных направлениях, создать  для него систему гарантий  кредитования.

Информация о работе Развитие предпринимательства в России