Регулирование деятельности коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:35, контрольная работа

Краткое описание

Основой успешного проведения всех экономических реформ является хорошо функционирующее устойчивое денежное обращение. Именно оно позволяет реализовывать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного организма. Коммерческие банки же — центры, где в основном начинается и завершается деловое партнерство. От четкой, грамотной деятельности коммерческих банков зависит в решающей мере здоровье экономики. Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе, стремление к созданию реального и эффективного рыночного механизма остается лишь благим пожеланием.

Содержание

Введение.
1. Сущность, правовые основы организации и деятельности коммерческих банков. 3-13 стр.
2. Банковские гарантии в коммерческих банках. 13-16 стр.

3. Регулирование деятельности коммерческих банков. 16-21 стр.
Заключение. 21 стр.
Литература. 22 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Банковское право.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

 

 Каждая из этих  групп проводимых банком операций предполагает определенную степень вовлечения в них клиентов. Так, значительная часть привлеченных средств коммерческого банка формируется при непосредственном участии клиента, вносящего сумму денег в банк в виде депозита до востребования, а также срочного, сберегательного или другого вклада. Степень участия самого клиента при пассивных операциях невелика, хотя роль его денежных средств, размещенных в коммерческом банке, как правило, значительна для последнего.

 

 Важная роль услугам  клиентам коммерческие банки отводят при проведении своих активных операций, среди которых помимо кредитных выделяются операции с ценными бумагами, проводимые банками как в рамках самостоятельной политики, так и по поручению, за счет и в пользу клиента. Практически 100%-ное участие клиента предполагает следующая группа банковских операций - доверительных и комиссионно-посреднических, проводимых по поручению клиентов и на комиссионных началах. Все эти операции отвечают схеме "клиент-банк-клиент" и тождественны понятию банковских услуг.

 

 

 Ресурсы коммерческого  банка — это его собственный  капитал и фонды, а также  средства, привлеченные банком в  результате проведения пассивных,  а также активно-пассивных операций  и используемые для активных  операций банка.

 

 Уставный фонд служит основным обеспечением обязательств банка и формируется из взносов предприятий, объединений, организаций и граждан, которые могут быть оплачены путем:

-перечисления денежных  средств (в российских рублях  или иностранной валюте);

-взноса в натуральной форме (зданий, сооружений, оборудования, других материально-технических ценностей, ценных бумаг, прав пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, а также в виде иных имущественных прав, включая право на интеллектуальную собственность).

 

 В случае взноса  в натуральной форме по требованию  акционеров

(пайщиков) или одного  из них стоимость вносимого  имущества может оцениваться  независимой аудиторской организацией. Отчет аудиторской организации  по оценке стоимости взносов в натуральной форме предоставляется в распоряжение всех акционеров (пайщиков) банка до проведения учредительной конференции или общего собрания акционеров

(пайщиков). Окончательное  решение по стоимостной оценке  взносов в натуральной форме принимается общим собранием. При отсутствии согласия всех акционеров (пайщиков) в отношении стоимостной оценки взносов в натуральной форме взнос считается несостоявшимся.

 

 

 Если имущество  передается акционером (пайщиком) в  пользование банка, то размер его взноса и соответственно доля в уставном фонде определяются исходя из арендной платы за пользование этим имуществом, рассчитанной за весь период нахождения имущества в пользовании банка.

 

 Уставный фонд банка  может быть увеличен путем  привлечения новых акционеров (пайщиков); приобретения дополнительных акций или паев учредителями; реинвестирования дивидендов. Увеличение или уменьшение размеров уставного фонда производится решением общего собрания (совета) банка. Изменения уставного фонда регистрируются Центральным банком России.

 

 Информация о изменениях  в уставном капитале (в случае  его увеличения) регистрируются  в деле коммерческого банка,  хранящемся в Главном

(региональном) управлении  Центрального банка РФ. С этой  целью коммерческие банки представляют в региональные Главные управления по месту своего корреспондентского счета следующие документы:

 

-копию протокола собрания  участников коммерческого банка,  подтверждающую изменение уставного  капитала банка;

 

-декларацию о доходах  с отметкой налоговой инспекции;

 

-аудиторские заключения  на участников банка (в указанных  ниже случаях);

 

-подписные листы новых  участников банка;

 

-список пайщиков (акционеров) коммерческого банка по установленной  форме.

 

 В банке формируются  также и иные фонды: материального поощрения, специального назначения, производственного и социального развития.

 

 Наряду с фондами  другим немаловажным компонентом  собственных средств банка выступают  доходы, формирующиеся при осуществлении  банковских операций за счет  следующих поступлений:

- процентов по ссудам;

- процентов по корреспондентским  и срочным счетам в других  банках;

- доходов от принадлежащих  банку ценных бумаг;

- выручки от валютных  и финансовых операций;

- комиссионных вознаграждений  за исполнение поручений клиентов;

- выполнение агентских  и консультационных услуг;

- страховых премий  и т.д.

 

 Среди привлеченных  ресурсов появляются новые виды: ссуды, полученные от Центрального  банка России и других кредитных  учреждений; средства других банков, хранящиеся на корреспондентских и межбанковских депозитных счетах; средства полученные от выпуска облигаций; товарно-материальные ценности, приобретенные банками и предназначенные для осуществления лизинговых операций. Вместе с тем сохраняются и традиционные виды ресурсов: средства предприятий и организаций, привлеченные на банковские счета; средства населения во вкладах; бюджетные средства, которые представлены средствами местных бюджетов; средства, привлеченные от общественных и партийных организаций, фондов, органов и учреждений страхования, кредитных товариществ и кредитных кооперативов, ломбардов, касс взаимопомощи.

 

 Структура банковских  ресурсов отдельных коммерческих  банков зависит от степени  их специализации или, наоборот, универсализации, особенностей их  деятельности, состояния рынка ссудных ресурсов. Так, универсальные коммерческие банки, осуществляющие преимущественно операции по краткосрочному кредитованию, в качестве основного вида привлеченных ресурсов используют краткосрочные депозиты, а инвестиционные банки

-покупку ценных бумаг, специальные целевые фонды государства и акционерных компаний и предприятий, предназначенные для капитальных вложений, долгосрочные займы, полученные от других кредитных и финансовых институтов.

 

  Организационная структура коммерческого банка.

 

 Организационная структура  банка определяется двумя основными  моментами - структурой управления  банком и структурой его функциональных  подразделений и служб.

 

 Главное назначение  органов управления — обеспечить  эффективное руководство коммерческой  деятельностью банка с целью реализации его основных функций.

 

 Определение структуры  управления банком предусматривает  выделение органов управления, утверждение  их полномочий, ответственности  и взаимосвязи при осуществлении  основных банковских операций. Общие подходы к структуре управления банком определяются банковским законодательством. Вместе с тем многие вопросы структуры управления коммерческий банк вправе решать самостоятельно.

 

 Независимо от формы  организации собственного капитала  банка право управления банком должны иметь его учредители. Такое право реализуется путем непосредственного участия в органах управления банком.

 

 Основным (высшим) органом  управления коммерческого банка  является общее собрание акционеров (пайщиков) банка. Общее собрание  акционеров

(пайщиков) банка решает  стратегические задачи деятельности  банка, а именно:

- принимает решение  об основании банка;

- утверждает акты, документы  деловой политики банка;

- принимает устав  банка;

- рассматривает и  утверждает отчет о работе  банка;

- рассматривает и  утверждает результаты деятельности  банка и принимает решения  об использовании полученной  прибыли или о покрытии убытков;

- принимает решения  в части формирования фондов  банка;

- выбирает членов  исполнительных и контрольных  органов в банке.

 

 Общее собрание  акционеров (пайщиков) банка реализует  свои функции и задачи непосредственно  через исполнительные, а также  контрольные органы, которые целиком подотчетны ему. В период между Общими собраниями пайщиков высшим органом управления банком является Совет. Советом банка руководит Председатель Совета, избираемый членами Совета Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью банка ежегодно осуществляется Ревизионной комиссией, избираемой Общим собранием. В состав Ревизионной комиссии не могут быть избраны члены Совета, члены Правления банка, а также другие лица, занимающие какие-либо штатные должности в банке. Внеочередные проверки осуществляются Ревизионной комиссией по поручению Общего собрания, по собственной инициативе Ревизионной комиссии или по требованию (акционеров) пайщиков. Ревизионная комиссия проверяет соблюдение банком законодательных и других нормативных актов, регулирующих его деятельность, состояние внутреннего учета и контроля, кредитные, расчетные, валютные и другие операции, проведенные банком в течение года (полной проверкой или выборочно), состояние кассы и имущества. Ревизионная комиссия представляет Общему собранию результаты проверок и рекомендации по устранению недостатков.

 

 Организационная структура  банка включает функциональные подразделения и службы банка, каждая из которых имеет определенные права и обязанности. Выбор оптимальной организационной структуры банка - важное условие эффективности организации труда в банке в целом, его успешной коммерческой деятельности. Основным критерием организационного построения банка является экономическое содержание и объем выполняемых банком операций.

 

  Ликвидация коммерческих банков.

 

 Ликвидация коммерческого банка  осуществляется в порядке, предусмотренном  действующим на территории Российской Федерации законодательством и нормативными актами об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью с учетом следующих особенностей.

 

 Решение об отзыве  лицензии (ликвидации) коммерческого банка Центральный банк РФ сообщает в печати. Кроме этого соответствующее региональное управление Центрального банка РФ в письменной форме доводит его до Совета ликвидируемого коммерческого банка. В этом же письме сообщается о том, что в установленные сроки участникам банка предлагается сформировать ликвидационную комиссию с участием в ее составе представителя Центрального банка РФ. В том случае, если по истечении указанного в письме срока ликвидационная комиссия не создана, Центральный банк создает ликвидационную комиссию своим решением. При этом затраты, связанные с ее деятельностью (включая заработную плату ее членов), относятся на операционные расходы ликвидируемого коммерческого банка. С момента принятия решения об отзыве лицензии Главное управление Центрального банка РФ по месту нахождения ликвидируемого коммерческого банка направляет в данный банк своего представителя, который до начала работы ликвидационной комиссии устанавливает оперативный контроль за соответствием проводимых банком операций действующему законодательству, нормативным документам Центрального банка РФ, сохранностью имущества банка, соблюдением интересов кредитора и кладчиков, ограничением операций лишь расчетами за товары (работы), а в период работы ликвидационной комиссии входит в ее состав и осуществляет наблюдение за ее деятельностью. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами банка.

 

 Все претензии к  банку должны быть предъявлены  в предусмотренный при создании ликвидационной комиссии срок. Как правило, этот срок не может быть менее одного месяца. Ликвидационная комиссия помещает в печати публикацию о предстоящей ликвидации банка и о сроке заявления кредиторами претензий.

 

 Имеющиеся у банка  денежные средства, включая выручку от распродажи его имущества при ликвидации, после расчетов по оплате труда работников банка и выполнения обязательств перед гражданами-вкладчиками, банками, держателями акций, выпущенных банком, бюджетом и другими кредиторами, распределяется ликвидационной комиссией между пайщиками банка в порядке и на условиях, предусмотренных уставом банка.

 

 По окончании работы  ликвидационной комиссии счет  закрывается. Банк считается прекратившим  свою деятельность с момента  завершения работы ликвидационной комиссии, о чем делается соответствующая запись в книге регистрации банков и государственном реестре акционерных обществ на основании заключения ликвидационной комиссии.

 

  Ответственность коммерческих банков.

 

 Строгое соблюдение  правил расчетных операций всеми участниками расчетных отношений является важным средством, обеспечивающим укрепление договорной и платежной дисциплины. Законодательство установило специальные санкции за нарушение правил совершения расчетных операций. Эти санкции принимаются в форме денежных штрафов, которые должны уплачивать банки в случаях нарушения ими указанных правил.

 

 Случаи применения  штрафов и их размеры определены  законодательством.

 Имущественная ответственность  коммерческих банков в расчетных  правоотношениях определяется: а) нормативными актами и б) договорами между банком и клиентом.

 

 К нормативным актам  следует отнести законодательные  акты, а также правила, издаваемые  Центральным банком России.

 

 Центральный банк  РФ может отозвать лицензию  на введение банковских операций или ввести ограничения на проведение банком операций в следующих случаях:

- обнаружения недостоверных  сведений, на основании которых  выдана лицензия и осуществлена  регистрация банка;

- представлении недостоверных  или вводящих в заблуждение  балансовых данных, статистической отчетности и других сведений, или непредставления требуемых данных;

- задержки начала  деятельности банка более чем  на один год с даты регистрации  устава;

Информация о работе Регулирование деятельности коммерческих банков