Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 11:18, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - исследование бюджетной политики на примере Курской области.
Задачи:
Дать понятие бюджетной политики в целом по стране и для региона
Проанализировать бюджет региона
Сформировать прогноз бюджета региона до 2016 года
Объектом исследования является бюджет Курской области.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Бюджетная политика………………………………………………………….5
1.1 Понятие бюджетной политики…………………………………………...5
1.2 Понятие региональных бюджетов………………………………………10
2 Анализ бюджета Курской области…………………………………………13
2.1 Социально-экономическая ситуация региона…………………………13
2.2 Анализ бюджета региона………………………………………………..15
3 Прогнозирование бюджета региона………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………....29
1.2 Понятие региональных бюджетов
Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты. Повышение их доли в консолидированном бюджете Российской Федерации, которое произошло за время реформ, свидетельствует о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие региона.
Региональный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относятся:
1) установление порядка составления и рассмотрения проектов региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;
2) составление и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;
4) определение порядка направления в региональный бюджет доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;
5) разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;
6) установление совместно с федеральными органами власти порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;
7) определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
8) предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
9) установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
10) определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Федерации;
11) осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Федерации и управление государственным долгом субъекта Федерации.
Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами Федерации должен придерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным бюджетом, что предполагает установление единых для всех субъектов Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.
В целях повышения эффективности процесса формирования бюджета, целесообразно применять специальные управленческие классификации, согласно которым бюджетные доходы и расходы группируются по определенным признакам. Широко распространена классификация, согласно которой в бюджете выделяются две составляющие: текущий бюджет и бюджет развития. В текущем бюджете отражаются расходы и доходы, обеспечивающие необходимую, обязательную деятельность, например, расходы на поддержание нормального функционирования всех постоянно действующих хозяйственных структур.
Необходимо стремиться к тому, чтобы в бюджете текущих операций объем поступлений превышал расходы. Образующаяся разница участвует в формировании инвестиционного бюджета.
Показатель того, насколько регион окажется в состоянии достичь этого умелым ведением бюджета текущих операций для отчисления в инвестиционный бюджет, является важной характеристикой финансовых возможностей региона и свидетельствует о долгосрочной платежеспособности при привлечении займов и кредитов.
К бюджету развития (инвестиционному бюджету) относятся доходы и расходы, направляемые на совершенствование региональной экономики (в т.ч. расходы на проведение строительных работ и приобретение материального имущества) и инвестиционные отчисления третьим лицам, а также отчисления федерации и субъектов федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также особые операции по финансированию, напр., получение и погашение кредитов, отчисления в резервные фонды и изъятия из этих фондов.
Бюджет должен составляться на основе прогноза социально-экономического развития региона. Согласно действующему законодательству прогноз долгосрочного социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета.
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Социально-экономическая ситуация региона
По итогам 1 полугодия текущего года сохранена положительная динамика большинства социально-экономических показателей.
Достигнут рост промышленного и сельскохозяйственного производства, оборота розничной торговли и объема платных услуг населению. Увеличен ввод общей площади жилых домов. Возросли денежные доходы населения, среднемесячная заработная плата одного работника.
В полном объеме и своевременно обеспечивается реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан за счет средств областного бюджета. В настоящее время в области осуществляется предоставление 77 видов денежных выплат, в том числе 33 - за счет средств областного бюджета.
В области планомерно проводятся мероприятия по повышению качества и доступности медицинской помощи для жителей области. В практику медицинских учреждений внедряются высокотехнологичные методы лечения и диагностики. В рамках мероприятий областной целевой программы «Модернизация здравоохранения Курской области на 2011-2013 годы» приобретено 3422 единицы медицинского оборудования. Завершено проведение капитального ремонта на 183 объектах 56 медицинских учреждений.
Продолжается работа по модернизации и развитию региональной системы образования. В настоящее время ведутся работы по ремонту зданий 64 школ и 25 детских садов области. Заключены государственные контракты на приобретение школьных автобусов, комплектов учебников для пополнения фондов школьных библиотек, комплектов учебно-производственного и учебно-лабораторного, серверного оборудования для дистанционного обучения на общую сумму 173 647,191 тыс. рублей.
Промышленное производство:
Промышленное производство Курской области за январь-июнь 2013 года выросло на 0,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 года (в России – 100,1 %).
По итогам 1 полугодия текущего года в структуре отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг предприятиями промышленного комплекса Курской области удельный вес обрабатывающих производств составил 47,8 %; добычи полезных ископаемых – 26,3 %; производства электроэнергии, газа и воды – 25,9 %.
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды:
В I полугодии текущего года предприятия топливно-энергетического комплекса обеспечили надежное энергоснабжение потребителей области.
За анализируемый период объем отгруженных товаров в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в действующих ценах увеличился на 5,7 %. Индекс промышленного производства составил 94,3 %.
Инвестиции:
В январе-июне 2013 года инвестиции в основной капитал освоены в объеме 28,7 млрд. рублей. Индекс физического объема инвестиций составил 90,5 % к соответствующему периоду 2012 года.
Причиной снижения показателя является достаточно высокий объем освоения инвестиций в соответствуюшем периоде прошлого года.
Уровень жизни населения:
В текущем году наблюдается положительная динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения.
Среднедушевые денежные доходы населения в январе-июне 2013 года возросли на 9,0 % к январю-июню 2012 года и составили 18,1 тыс. рублей; реальные денежные доходы на душу населения возросли на 3,6 %.
В результате превышения размера среднедушевых денежных доходов над величиной прожиточного минимума (в 1 полугодии 2013 года - в 2,7 раза) в области стабильно сокращается доля населения, чьи доходы ниже величины прожиточного минимума и в 2013 году ожидается их долю сократить до 8,1 % против 8,3 % в 2012 году (оценка).
Наименование показателя |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2013 г. в % к 2011 г. | |||
сумма, млрд.р. |
в % к ВВП |
сумма, млрд.р. |
в % к ВВП |
сумма, млрд.р. |
в % к ВВП | ||
Доходы бюджета |
22,9 |
0,05 |
18,6 |
0,05 |
24,9 |
0,05 |
108,7 |
Расходы бюджета |
24,7 |
0,06 |
27,4 |
0,07 |
27,1 |
0,06 |
109,7 |
Дефицит бюджета |
1,8 |
0,004 |
8,8 |
0,02 |
2,2 |
0,04 |
122,2 |
ВВП РФ |
41428,6 |
Х |
38808,7 |
Х |
45166,0 |
Х |
109,0 |
Наименование показателя |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2013 г. в % к 2011 г. | |||
сумма, млрд. р. |
в % к итогу |
сумма, млрд. р. |
в % к итогу |
сумма, млрд. р. |
в % к итогу | ||
Доходы бюджета, всего |
22,94 |
100 |
18,6 |
100 |
24,9 |
100 |
108,7 |
в т.ч.: - налоговые доходы |
16,57 |
72,2 |
13,69 |
73,6 |
18,9 |
75,9 |
114,0 |
- неналоговые доходы |
6,15 |
26,8 |
4,89 |
26,3 |
5,54 |
22,3 |
90,0 |
- прочие доходы |
0,22 |
0,95 |
0, 02 |
0,10 |
0,46 |
1,84 |
100 |
По данным таблицы 2 видно, что наибольшую долю в структуре источников доходов бюджета Курской области в динамике за 2011—2013 гг. занимают налоговые доходы (в среднем примерно 73,9 %). Неналоговые доходы в среднем составляют примерно 25,1 %. Один процент приходится на прочие доходы. Основная часть бюджета пополняется за счет налоговых сборов. Таким образом, сравнительный анализ показателей бюджета 2013 г. с показателями 2011 г., показал, что налоговые доходы возросли на 14 %, тогда как неналоговые сократилась на 10 %. Величина прочих же доходов в динамике за анализируемый период не претерпела существенных изменений. Структура доходов бюджета Курской области в среднем за 2011—2013 гг. представлена на рисунке 1.