Банковская система Республики Беларусь: генезис и система институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определить место и роль национальной банковской системы в экономике страны.
Выполнение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
- раскрыть понятие, структуру и принципы построения современной банковской системы;
- показать существующие виды банковских систем;
- определить правовой статус Национального банка Республики Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………
1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЕЁ СТРУКТУРА ………………………...
1.1. Понятие и принципы построения банковской системы ……………….
1.2. Основные звенья банковской системы…………………………………..
2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОСОБЕННОСТЬ ЕЁ РАЗВИТИЯ …………………………………………….
2.1. Национальный банк: особенности правового положения и функции….
2.2 Коммерческие банки Республики Беларусь …………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Банковская система РБ готовая работа.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

В целях координации и согласованных  действий, повышения эффективности работы формируются различные банковские, межбанковские и межхозяйственные объединения, основанные на системе взаимного участия в капитале либо на договорных отношениях.

Создание банковских объединений предотвращает от возможностей банкротства, укрепляет позиции на рынке, в конкуренции со стороны других финансово-кредитных учреждений, растет политическое и экономическое влияние групп. Классифицируются межбанковские объединения в зависимости от состава участников на чисто банковские объединения; объединения смешанного типа с участием предприятий, организаций, других финансовых институтов. Исходя из целей различаются банковские объединения коммерческого типа, деятельность которых ориентирована на извлечение и максимизацию прибыли, и некоммерческого типа, основной целью которых является предоставление различных видов услуг своим членам (ассоциации, союзы, лиги).

Выделение крупных банков, концентрация в них капиталов  и операций приводит к монополизации банковского дела. Банковские монополии — это объединение банков или банки гиганты, играющие господствующую роль в банковском деле. Банковские монополии имеют следующие формы: картель, трест, синдикат (консорциум), концерн, холдинг-компания.

Важным явлением в  банковском капитале становится создание финансово-промышленных групп. В них входят предприятия различных отраслей народного хозяйства и кредитно-финансовые институты. Такая интеграция является взаимовыгодной. Она позволяет создать реальные механизмы финансирования деятельности хозяйствующих субъектов, расширить границы инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств. Связь банковского, промышленного и торгового капиталов позволяет ускорить реализацию производимой продукции, в короткий срок с помощью банка мобилизовать финансовые ресурсы для их новых вложений в производство. Участники групп имеют общие интересы, совместно формируют капитал, определяют перспективные направления деятельности, расширяют потенциальные возможности эффективности единой стратегии хозяйствования. Использование свободных средств для взаимофинансирования, участия всей группы в погашении задолженности каждого из структурных звеньев дает экономию платежных средств, улучшаются расчеты. При кредитном обслуживании предприятий, организаций, входящих в финансово-промышленную группу, собственным банком ликвидируется многократное встречное кредитование, улучшается оперативность в выдаче ссуд, снижаются издержки обращения, усиливаются позиции в конкурентной борьбе, снижаются риски от колебаний рыночной конъюнктуры, в том числе и за счет роста капитала, его динамичности.

Создание финансово-промышленных групп особенно важно в условиях, когда возможности поддержки  различных производств из средств  государственного бюджета ограничены, особенно в области инвестиционной политики.

В рыночных условиях банк можно рассматривать как предприятие, которое является самостоятельным, хозяйствующим звеном, имеет юридические  права, производит своеобразный продукт  банковской деятельности, продает его, оказывает финансовые услуги. Деятельность банков осуществляется на принципах окупаемости, покрытия своих расходов доходами от проведения банковских операций, сделок и создания определенной прибыли.

В силу того, что банк не относится к предприятиям сферы материального производства, а действует в сфере обмена, принято считать банки торговыми предприятиями. Они как бы «покупают» ресурсы и «продают» их, функционируют в сфере перераспределения, содействуя обмену товарами. Банки имеют своих продавцов, своих покупателей, хранилища, особый товарный запас, их деятельность во многом зависит от оборачиваемости. Но этим сходство между банком и сферой торговли и ограничивается. В торговле продаваемый товар меняет своего собственника, он уходит к покупателю, при банковской торговле собственник ссужаемой стоимости остается прежним.

Функционирование банка  в сфере обмена порождает и  другие представления о его сущности. Нередко коммерческий банк представляют как посредническую организацию, осуществляющую операции, обеспечивающие возможность осуществления сделок с учетом спроса и предложения. Таким посредником банк выступает в тех случаях, когда он берет деньги от юридических и физических лиц и направляет их другим лицам. В этой посреднической роли банк одновременно выступает и как заемщик, и как кредитор. Он также и посредник в денежных расчетах. Подобную деятельность правомерно относить к сфере оказания услуг.

Говоря о банке как кредитном  предприятии, следует иметь в  виду, что банк связан не только с  кредитными, но и с денежными отношениями. Именно на их базе и зародилось такое уникальное образование, как банк, который в этом смысле можно определить как особое предприятие, занятое кредитным и эмиссионным делом. Соответственно, сущностью банка, его основой можно считать организацию денежно-кредитного процесса и эмитирование (выпуск) денежных знаков.

Таким образом, банки играют важную роль в экономике. Они обеспечивают аккумуляцию временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и др. и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сфере использования. Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройки производств, строительство жилья и др. Банки способствуют экономии общественных издержек обращения, способствуя ускорению оборота денег, ускоренным расчетам, переводом денег, выпуском кредитных орудий обращения вместо наличных денег (векселей, чеков, дебетовых и кредитных карточек, сертификатов и др.). Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики проводятся через банки.

 

2.2. Взаимоотношения Национального банка Республики Беларусь

с коммерческими  банками страны

 

В Республике Беларусь регулирование деятельности коммерческих банков осуществляется различными органами, но важнейший из них — Национальный банк Республики Беларусь.

Взаимоотношения Национального  банка Республики Беларусь с коммерческими  банками обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка  ссудного капитала. Основная задача Национального  банка Республики Беларусь — проведение в жизнь денежно-кредитной политики государства на современном этапе, которая должна обеспечивать бесперебойное функционирование финансовой и банковской системы государства. Контролируя рост денежной массы и предложение ссудного капитала, Национальный банк Республики Беларусь должен обеспечивать необходимые темпы развития экономики, невысокий уровень безработицы, снижение инфляции и защиту паритета национальной валюты на международном финансовом рынке. Национальный банк при формировании и проведении национальной денежно-кредитной политики опирается на коммерческие банки второго уровня, которые в значительной степени обеспечивают предотвращение инфляции и достижение экономических показателей, установленных в основных направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Государственное регулирование деятельности коммерческих банков Национальным банком Республики Беларусь осуществляется посредством:

  • государственной регистрации коммерческих банков;
  • лицензирования банковских операций;
  • установления запретов и ограничений для коммерческих банков;
  • установления экономических нормативов для коммерческих банков;
  • надзора за деятельностью коммерческих банков, выявления нарушений банковского законодательства и применения мер воздействия, установленных Банковский Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь;
  • выявления случаев осуществления банковских операций без получения соответствующей лицензии и применения мер ответственности к лицам, осуществляющим такие операции.

Таким образом, за Национальным банком Республики Беларусь закреплено право регулирования  за деятельностью банков, филиалов и представительств банков по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования. О пользе такого решения свидетельствуют следующие аргументы [13, с.459]:

  • наличие у Национального банка сети управлений, отделов, что представляет возможность осуществлять надзор за банками на местах, используя свою инфраструктуру и подготовленные кадры;
  • возможность экономить время и исключить затраты на создание какого-либо нового специализированного органа по надзору;
  • возможность использовать получаемую Национальным банком отчетность о деятельности банков и контролировать развитие операций банков, их финансовое положение и влияние на экономику;
  • большой исторический опыт банковского надзора со стороны центральных банков других государств;
  • связь с международными организациями в области надзора.

Деятельность банков направляется банковским законодательством Республики Беларусь, которое представляет собой систему нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений. Банковское законодательство определяет принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, выстраивает отношения между ними, а также устанавливает порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков.


К актам банковского законодательства относятся: законодательные акты Республики Беларусь; распоряжения Президента Республики Беларусь, которые носят нормативный характер; постановления Правительства Республики Беларусь; нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь; нормативные правовые акты, принимаемые Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления [3, с. 8].

Исключительное  место в системе банковского  законодательства занимает Банковский кодекс Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

3. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3.1. Этапы создания банковской системы Республики Беларусь

 

Распад общесоюзной  кредитной системы вынудил правительство  Беларуси, как и другие республиканские  правительства, ускорить реорганизацию  собственной банковской системы.

Так как существенную роль в обеспечении реальной экономической  самостоятельности играет банковская система, то уже в Декларации Верховного Совета БССР «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», принятой 27 июля 1990г., заявлялось: «Белорусская ССР образует Национальный банк, подчиненный Верховному Совету республики, создает свою финансово-кредитную систему, подтверждает права собственности на специализированные банки, находящиеся на ее территории» [7, с.165].

В «Основных  положениях программы перехода Белорусской  ССР к рыночной экономике», одобренных высшим законодательным органом  республики в октябре 1990г., эта задача переводится уже в русло практических действий: «В республике создается  собственная банковская система, включающая Национальный банк БССР, Сбербанк БССР и коммерческие банки (акционерные, кооперативные и др.)...».

21 декабря 1990г.  Верховный Совет БССР принял  постановление о создании двухуровневой  банковской системы, предполагавшей  наличие Центрального банка как банка первого уровня и сети коммерческих банковских учреждений, представляющих второй уровень.

Начало созданию современной банковской системы  положили принятые в конце 1990г. законы «О Национальном банке», «О банках и  банковской деятельности». В последующий период шло формирование национальной банковской системы.

В 1990г. учреждается  Ассоциация коммерческих банков республики как добровольное объединение, которое  ставило своей задачей осуществление  координации деятельности банковских учреждений, защиту и представление их интересов, реализацию совместных программ, оказание им маркетинговых и иных услуг.

В августе 1990г. был  образован Национальный банк Беларуси. Главной целью этого банка  являлось обеспечение внутренней и  внешней устойчивости денежной единицы, поддержание стабильности цен. Его основными задачами стали выработка совместно с правительством и проведение денежно-кредитной политики, регулирование деятельности банков. Национальный банк выступает в роли банкира, экономического советника и финансового агента правительства, представляет страну во всех организациях, в том числе международных, по вопросам денежно-кредитной политики.

1991г. вошел  в историю кредитной системы  страны как год создания банков. Примерно половина из 25 образованных коммерческих банков была сформирована на базе учреждений бывших государственных специализированный банков, вторая половина – вновь созданные коммерческие и кооперативные банки.

К числу наиболее крупных относились пять банков с  собственным капиталом, превышающим 500 млн. руб.: белорусский акционерный коммерческий промышленно-строительный банк «Белпромстройбанк», белорусский акционерный коммерческий агропромышленный банк «Белагропромбанк», белорусский акционерный коммерческий банк реконструкции и развития «Белбизнесбанк», акционерный коммерческий банк «Приорбанк», банк внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь «Белвнешэкономбанк». К крупным банкам относился также Сберегательный банк Республики Беларусь с широкой сетью филиалов, охватывавшей большинство населенных пунктов страны.

Хотя все коммерческие банки, кроме Сберегательного банка  Республики Беларусь, были универсальными кредитными учреждениями, на практике обозначилась определенная специализация. «Белпромстройбанк» обслуживал крупные  промышленные и строительные предприятия, «Белагропромбанк» - сельскохозяйственные субъекты, предприятия перерабатывающих отраслей, заготовительные организации, потребительскую кооперацию. «Приорбанк» кредитует инновационные проекты, «Дукат» - предприятия легкой промышленности, «Вестбанк», «Виткомбанк», «Гомельсоцбанк», «Белбизнесбанк» обслуживали торговую и социальную сферы.

Создание коммерческих банков проходило тремя основными  путями. Первый предполагал приватизацию бывших государственных спецбанков или их отделений. На базе отделений Сбербанка, Агропромбанка, Промстройбанка и Внешэкономбанка СССР были образованы крупнейшие банки республики: Акционерный Сберегательный банк, «Белагропромбанк», «Белбизнесбанк», «Белпромстройбанк», «Белвнешэкономбанк», «Приорбанк», «Поиск» и некоторые другие банковские учреждения. Значительная доля уставного капитала в этих банках принадлежала крупнейшим предприятиям и объединениям республики.

Информация о работе Банковская система Республики Беларусь: генезис и система институтов