Бюджетная политика в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 20:44, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также анализа основных направлений бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы бюджетной политики
1.1 Основные понятия и задачи бюджетной политики в РФ…………………..5
1.2 Государственные доходы и методы их мобилизации…………………..…..7
1.3 Государственные расходы, их экономическое и социальное значение….10
1.4 Сбалансированность бюджетов…………………………………………….15
1.5 Бюджетная политика в ходе экономического цикла……..………………..16
2. Анализ основных направлений бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг.
2.1 Реализация федеральных направлений бюджетной политики………..….18
2.2 Привлечение дополнительных средств в районный бюджет……………..18
2.3 Повышение эффективности бюджетных расходов…………………….….19
2.4 Повышение эффективности деятельности бюджетной сети…………...…21
2.5 Повышение энергоэффективности экономики района………………...….23
2.6 Развитие информационного общества и создание условий доступа ко всем информационным ресурсам……………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………..………………….…33

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетная система рф.docx

— 65.87 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ  И  УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ФИНАНСОВ ДЕНЕЖНОГО  ОБРАЩЕНИЯ И КРЕДИТА

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Бюджетная система РФ»

 

на тему «Бюджетная политика в современных условиях»

 

 

                                                                     студентки III курса

                                                                     направление 

                                                                     «Экономика»

                                                                     заочная форма обучения,

        группа _26 э 113-з СОП

                                                                     Захаровой А. И.

                                                                     Проверила: 

                                                                     Колосова И.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2013

 

Регистрационный номер                                                                                                     Дата

________________                                                                                                       _______________201_

 

Регистрационный номер (кафедра)                                                                                     Дата

________________                                                                                                         ______________201_

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Теоретические основы  бюджетной политики

1.1 Основные понятия и  задачи бюджетной политики в  РФ…………………..5

1.2 Государственные доходы  и методы их мобилизации…………………..…..7

1.3 Государственные расходы,  их экономическое и социальное  значение….10

1.4 Сбалансированность бюджетов…………………………………………….15

1.5 Бюджетная политика  в ходе экономического цикла……..………………..16

2. Анализ основных направлений  бюджетной политики на 2013 год  и плановый период 2014-2015 гг.

2.1 Реализация федеральных  направлений бюджетной политики………..….18

2.2 Привлечение дополнительных  средств в районный бюджет……………..18

2.3 Повышение эффективности  бюджетных расходов…………………….….19

2.4 Повышение эффективности  деятельности бюджетной сети…………...…21

2.5 Повышение энергоэффективности экономики района………………...….23

2.6 Развитие информационного  общества и создание условий  доступа ко всем информационным  ресурсам……………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………….30

Список  литературы………………………………………..………………….…33

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетная политика на очередной  финансовый год определяется Бюджетным  посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего  года.

Так как наиболее важными  направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным  долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена  по результативности деятельности органов  исполнительной власти в указанных  направлениях. Состояние государственных  финансов оказывает весьма сильное  воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать  одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной  политики.

Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования  финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления  властных полномочий, дает государству  реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет  довольно утилитарную функцию - фиксирует  избранный государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по отношению  к осуществляемой властью экономической  политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так  и политическую роль в любом современном  обществе.

Цель данной контрольной  работы состоит в рассмотрении теоретических  особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также анализа основных направлений бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг.

Теоретической основой для  написания работы являются учебные  материалы и научные статьи следующих  авторов: Ю.Н. Вавилова, Е.Т. Гурвича, Г.А. Поляка, В.А. Романовского, С.В. Хурсевича и др.

Для написания контрольной  работы использовалась специальная  литература, периодические издания, методические рекомендации.

Структура контрольной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

1. Теоретические основы бюджетной политики

1.1 Основные понятия и задачи бюджетной политики в РФ

 

Бюджетная политика государства  это совокупность мероприятий в  сфере организации бюджетных  отношений с целью обеспечения  его денежными средствами для  выполнения своих функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач  в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации  денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с намеченными  целями, формируются задачи, которые  определяют стратегические направления  и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

снижение налоговой нагрузки на экономику;

упорядочивание государственных  обязательств;

создание эффективной  системы межбюджетных отношений  и управления государственными финансами.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства  и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами.

От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности  государства, и степень влияния  России на международной арене, и  даже предпринимательская активность граждан.

Основными инструментами  проведения государственной бюджетной  политики выступают, прежде всего, такие  фискальные рычаги воздействия, как  налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность  аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный  потенциал). Наряду с этим следует  выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем  денежных ресурсов, аккумулируемых в  руках государства).

На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности  реализации функций государства, включая  функции государственного регулирования  экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между  возможным потенциалом и фактическим  бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов.

Бюджетная политика государства  как часть фискальной политики ориентируется  в основном на достижение уравновешенного  бюджета, сбалансированного по государственным  доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

На протяжении всего периода  реформ цели, которые ставились перед  бюджетной политикой, значительно  были достигнуты: сформирована и функционирует  трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый  кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело  к позитивным сдвигам в структуре  бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

Но для дальнейшего  совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию  основных ее принципов:

реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;

ответственности государства  за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;

жесткости бюджетов, превращения  их в действенный инструмент финансового  оздоровления экономики;

увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской  инициативы;

усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.

Согласно Бюджетному кодексу  РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной  политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

 

1.2 Государственные доходы и методы их мобилизации

 

При функционировании государственных  финансов возникают два тесно  взаимосвязанных процесса:

мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государственных  структур;

использование их на различные  государственные потребности.

Первый из этих процессов  находит свое выражение в понятии  государственных доходов, второй - государственных  расходов.

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая  связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных.

Объектом денежных отношений, составляющих содержание понятия государственных  доходов, выступает стоимость общественного  продукта (частично - национального  богатства), которая на разных этапах и стадиях распределения предстает  в разных финансовых формах. Так, объектом распределения на государственных предприятиях выступает выручка от реализации продукции и такие ее составные части как прибыль, заработная плата, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления и др. В качестве объекта бюджетных отношений могут рассматриваться такие формы, как прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. В свою очередь объектом госкредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Информация о работе Бюджетная политика в современных условиях