Бюджетная система Российской федерации: современное состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать современное состояние и перспективы развития бюджетной системы РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический и нормативно- правовой материал по теме работы;
- рассмотреть основные принципы и функции бюджетной системы РФ;
- выявить роль и значение бюджетной системы РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Основные принципы и функции бюджетной
системы РФ
1.2. Роль и значение бюджетной системы РФ……………..
1.3. Сущность бюджета РФ и его роль в организации бюджетной системы………………………………………………….
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
2.1. Общая характеристика бюджетной системы РФ на современном этапе…………………………………………..………
2.2. Анализ бюджета РФ на 2014 год……………………….
2.3. Перспективы развития бюджета РФ……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Фин Егора.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

2.2. Анализ бюджета РФ  на 2014 год

 

Доходы федерального бюджета в 2014 году составят 13,57 трлн рублей, расходы — 13,96 трлн рублей, в 2015 году — 14,564 трлн рублей и 15,361 трлн рублей, в 2016 году — 15,906 трлн рублей и 16,392 трлн рублей соответственно.  
          Дефицит бюджета РФ в 2014 году запланирован на уровне 389,6 миллиарда рублей (0,5% ВВП), в 2015 году — 796,6 миллиарда рублей (1% ВВП), в 2016 году — 486,5 миллиарда рублей (0,6% ВВП).  
          Проект бюджета сформирован исходя из рассчитанной по «бюджетному правилу» среднегодовой цены на нефть в 93 доллара за баррель в 2014 году и 95 долларов — в 2015-2016 годах, что ниже прогноза Минэкономразвития. Это правило призвано ограничить трату нефтегазовых доходов. 
          Инфляция в 2014 году ожидается на уровне 5%, в 2015-2016 годах — 4,5%. Замедлению роста потребительских цен должна поспособствовать заморозка в 2014 году тарифов монополий для промышленности.  
Резервный фонд по итогам 2014 года составит 2,806 трлн рублей, 2015 года — 3,191 трлн рублей, 2016 года — 3,271 трлн рублей. Фонд национального благосостояния ожидается на уровне 2,858 трлн рублей, 2,884 триллиона рублей и 2,937 триллиона рублей соответственно.  
          В целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составит в 2014 году 2,448 трлн рублей. Из них на пенсионное обеспечение будет направлено 1,679 трлн рублей, на социальное обеспечение населения — 467,2 млрд рублей. Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ в 2014 году составят 6,29 трлн рублей (8,6% ВВП), из них 6,2 трлн рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. На 2015 год доходы запланированы в сумме 7,09 трлн рублей и 6,77 трлн рублей, на 2016 год — 7,73 трлн рублей и 7,36 трлн рублей сооответсвенно. 
          В соответствии с макроэкономическим прогнозом Минэкономразвития, в среднем по стране индексация тарифов на газ и электроэнергию для населения, а также тарифов на теплоэнергию, водоснабжение и водоотведение для всех категорий потребителей в 2014 году составит 4,2%, в 2015—3,3%, в 2016 — 3,4%. 
          Согласно проекту бюджета на госпрограмму «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2014 году выделяется 132,63 млрд рублей, в 2015 году — 124,34 млрд рублей, в 2016 году — 116,29 млрд рублей. На развитие промышленности будет выделено 151,12 млрд рублей, 154,41 млрд рублей и 158,25 млрд рублей соответственно.  
          На развитие атомного энергопромышленного комплекса в 2014 году будет направлено 147,17 млрд рублей, в 2015 году — 155,34 млрд рублей, в 2016 году — 84,83 млрд рублей. На развитие транспортной системы предлагается направить 706,376 млрд рублей, 755,396 млрд рублей и 777,278 млрд рублей.  
          На госпрограмму развития сельского хозяйства в 2014-2016 годах будет направлено 167,85 млрд рублей, 165,66 млрд рублей и 164,68 млрд рублей соответственно.  
          На социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона планируется направить в 2014 году 46,07 млрд рублей, в 2015 году — 50,55 млрд рублей, в 2016 году — 50,03 млрд рублей. 
На обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в 2014 году предлагается выделить 906,08 млрд рублей, в 2015 году — 906,46 млрд рублей, в 2016 году — 912,11 млрд рублей.  
          На финансирование госпрограммы по развитию здравоохранения в 2014 году направляется 351,46 млрд рублей, в 2015 году — 259,36 млрд рублей, в 2016 году — 263,27 млрд рублей. На госпрограмму «Развитие образования» в 2014 году выделяется 404,013 млрд рублей, в 2015 году — 441,690 млрд рублей, в 2016 году — 465,96 млрд рублей.  
           На обеспечение граждан РФ доступным жильем и коммунальными услугами предлагается выделить 98,94 млрд рублей в 2014 году, 75,83 млрд рублей в 2015 году, 50,59 млрд рублей в 2016 году. На госпрограмму «Социальная поддержка граждан» на 2014, 2015 и 2016 годы выделяется 1,088 трлн рублей, 1,161 трлн рублей и 1,177 трлн рублей соответственно. Госпрограмма «Доступная среда» в 2014-2016 годах будет профинансирована в размере 35,51 млрд рублей, 36,47 млрд рублей и 29,32 млрд рублей.  
          Доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год планируются в сумме 1,24 трлн рублей, на 2015 год — 1,45 трлн рублей, на 2016 год — 1,52 трлн рублей. Субвенции, предоставляемые территориальным фондам ОМС, в 2014 году составят 1,17 трлн рублей, в 2015 году — 1,43 трлн рублей, в 2016 году — 1,49 трлн рублей. В субвенциях учтено поэтапное повышение оплаты труда работников ОМС и здравоохранения, дополнительная диспансеризация работающих граждан, детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Субвенции также будут направлены на дополнительные выплаты участковым врачам, медперсоналу фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерам и медсестрам скорой помощи. 
          На борьбу с нелегальной миграцией выделено 2,1 млрд рублей. Средства пойдут на строительство изоляторов временного содержания нелегальных мигрантов. 300 млн рублей выделено на обеспечение жильем детей, оставшихся без попечения родителей.  
Дополнительно 500 млн рублей выделено на строительство школ. 
          На субсидии общественным организациям инвалидов будет выделено 165 млн рублей. 
           250 млн рублей будут направлены в 2014 году на разработку системы ЕГЭ. На осуществление технической и технологической модернизации сельского хозяйства через Росагролизинг будет направлено 2 млрд рублей, 30 млрд рублей – на кредитование сезонных сельскохозяйственных работ. 
4,7 млрд рублей пойдут на технические средства помощи инвалидам. 
На строительство жилья для военнослужащих дополнительно выделено 10 млрд рублей. 
           На выплаты пособий спасателям и специалистам профессиональных аварийно-спасательных служб дополнительно выделено 375 млн рублей. 
На строительство общежития Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова выделяется в 2014-2015 годах 1,48 млрд рублей. 50 млн рублей выделено для Российской академии народного хозяйства.  
           На финансирование епархии РПЦ в 2014-2015 годах будет направлено 1,758 млрд рублей. В бюджете заложена реставрация объектов культурного наследия. На поддержание объектов Соловецкого монастыря выделено 800 млн рублей, 300 млн рублей выделяется на его инфраструктуру. 50 млн рублей пойдут женскому монастырю в Кашине.

 

2.3. Перспективы развития  бюджета РФ

Определены основные направления бюджетной политики на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг.

Указаны основные цели бюджетной политики в 2014-2016 гг. Так, отмечено, что проект федерального бюджета на 2014-2016 гг. впервые формируется с учетом разрабатываемой бюджетной стратегии страны на период до 2030 г., содержащей прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы России на долгосрочную перспективу.

Проект федерального бюджета будет сформирован не только в функциональной, но и в программной классификации расходов на основе утвержденных Правительством РФ 40 госпрограмм, сгруппированных по 5 направлениям.

В ближайшие 3 года будет завершен переход к формированию федерального бюджета на основе госпрограмм. Такая же задача стоит перед субъектами Федерации и муниципальными образованиями (в отношении муниципальных программ). Начиная с 2014 г. будет начат процесс консолидации субсидий регионам из федерального бюджета в госпрограммах России исходя из принципа "1 госпрограмма - 1 субсидия".

В 2012 г. ВВП России вырос на 3,4% к предыдущему году. Прирост экономики по итогам 2013 г. составит 2,4%. Далее темпы прироста ВВП будут ускоряться с 3,7% в 2014 г. до 4,2% в 2016 г. Однако показатели роста ВВП будут ниже параметров предыдущего прогноза, а его объем в 2015 г. сократится на 1,2%.

В 2012 г. улучшилась ситуация на рынке труда. По итогам 2012 г. уровень общей безработицы составил 5,5% против 6,5% в 2011 г. В 2013 г. он предположительно составит 5,6%, а к 2016 г. уменьшится до 5,3%.

Средняя цена нефти марки "Юралс" в 2012 г. составила 110,5 долл. США/барр. По итогам 2013 г. она будет равняться 105 долл. США/барр., в 2014 г. - 101 долл. США/барр., в 2015-2016 гг. - 100 долл. США/барр.

В 2014-2016 гг. прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,3% ВВП в 2013 г. до 18,2% в 2014 г. и до 17,4% к 2016 г. В абсолютном выражении прирост объема расходов бюджета в 2014 г. составит 459,7 млрд руб., в 2015 г. - 1 388,7 млрд, в 2016 г. - 1 138,7 млрд.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая результаты проведенного исследования, сделаем основные выводы.

Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.

Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ:

- принцип единства бюджетной системы;

- принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

- принцип самостоятельности бюджетов;

- принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- принцип сбалансированности бюджета;

- принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- принцип общего (совокупного) покрытия расходов;

- принцип гласности;

- принцип достоверности бюджета;

- принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Значение бюджета проявляется в том, что бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Анализ современного состояния бюджетной системы РФ показал, что достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов, но все же, его можно достичь путем сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, который в достаточной мере  покроет всех необходимые общественные потребности. Основной целью цивилизованного государства должно являться обеспечение экономического роста и благосостояния народа. А для России – достижение высоких темпов экономического роста, являющееся основой повышения уровня жизни населения. Причем рост должен быть интенсивным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998.
  2. Бюджетное право: учебник / под ред. Н.А. Саттаровой. - М: Деловой двор, 2009. - 296 с.
  3. Бюджетная система России: учебник / под ред. Г.Б.Поляка. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 703 с.
  4. Комягин Д.Л. Бюджетное право России: учебное пособие. - М.: Институт публично-правовых исследований, 2011. 352 с.
  5. Кузнецова Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 687 с.
  6. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2012. - 252 с.
  7. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и К, 2012. - 334 с.
  8. Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. - М.: Дашков и К, 2013. - 576 с.
  9. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. - М.: Дашков и К, 2013. - 640 с.
  10. Нешитой А.С., Воскобойников Я.М. Финансы: Учебник. - М.: Дашков и К, 2012. - 525 с.
  11. Подъяблонская Л.М. Финансы: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012. - 407 с.
  12. Предеина Е.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА, 2012. - 246 с.
  13. Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы и кредит: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2010. - 455 с.
  14. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник / под ред. Г.Б.Поляка. – М.: Юнити-Дана, 2011. - 639 с.
  15. Финансы: Учебник / под ред. А.П.Балакиной, И.И.Бабленковой. - М.: Дашков и К, 2012. - 383 с.
  16.   www.consultant.ru
  17. http://info.minfin.ru/
  18. http://sovbuh.ru/
  19. http://www.kremlin.ru
  20. http://www.rg.ru/

1 Бюджетное право: учебник / под ред. Н.А. Саттаровой. - М: Деловой двор, 2009. - с. 51.

2 Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. - М.: Дашков и К, 2013. -  с. 42.

3 Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы и кредит: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2010. - с. 81.

4 Финансы: Учебник / под ред. А.П.Балакиной, И.И.Бабленковой. - М.: Дашков и К, 2012. - с. 56.

5 Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. - М.: Дашков и К, 2013. -  с. 44.

6 Бюджетное право: учебник / под ред. Н.А. Саттаровой. - М: Деловой двор, 2009. - с. 54.

7 Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы и кредит: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2010. - с. 81.

8 Комягин Д.Л. Бюджетное право России: учебное пособие. - М.: Институт публично-правовых исследований, 2011. - с. 74.

9 Подъяблонская Л.М. Финансы: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012. -  с. 211.

10 Финансы: Учебник / под ред. А.П.Балакиной, И.И.Бабленковой. - М.: Дашков и К, 2012. -  с. 162.

11 Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. - М.: Дашков и К, 2013. -  с. 206.

12 Предеина Е.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА, 2012. -  с. 102.

13 Нешитой А.С., Воскобойников Я.М. Финансы: Учебник. - М.: Дашков и К, 2012. -  с. 141.


Информация о работе Бюджетная система Российской федерации: современное состояние и перспективы развития