Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной бюджетной системы Японии.
Цель исследования определяет постановку следующих задач
: – раскрытие основных звеньев бюджетной системы;
– рассмотрение главного звена системы государственного бюджета Японии;
– провести сравнительный анализ государственных бюджетов Японии и России;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования бюджета…………….3
1.1 Бюджет, его должностная сущность и функции…………………………3
1.2. Особенности бюджетной системы Японии ……………………………….6
1.3. Сравнительная характеристика государственных бюджетов в РФ и Японии……………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Анализ современной бюджетной системы Японии……………….21
2.1. Анализ доходов и расходов бюджетов Японии………………………….21
2.2. Анализ отражения источников формирования доходной части бюджетов Японии……………………………………………………………………………42
2.3. Особенности государственного долга в Японии, его управление……….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….50
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования бюджета…………….3
1.1 Бюджет, его
должностная сущность и
1.2. Особенности
бюджетной системы Японии ……………
1.3. Сравнительная характеристика
государственных бюджетов в РФ и Японии………………………………………………………………
ГЛАВА 2. Анализ современной бюджетной системы Японии……………….21
2.1. Анализ доходов и расходов бюджетов Японии………………………….21
2.2. Анализ отражения
источников формирования доходной части
бюджетов Японии………………………………………………………………
2.3. Особенности государственного долга в Японии, его управление……….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….50
Введение.
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное – создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. Степень разработанности проблемы. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной бюджетной системы Японии.
Цель исследования определяет постановку следующих задач
: – раскрытие основных звеньев бюджетной системы;
– рассмотрение главного звена системы государственного бюджета Японии;
– провести сравнительный анализ государственных бюджетов Японии и России;
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования бюджета
1.1 Бюджет, его должностная сущность и функции
Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основана на экономических отношениях и регулируется нормами права.
Бюджетные экономические
отношения возникают в
· формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы;
· то же для бюджетов государственных внебюджетных фондов;
· осуществления государственных и муниципальных заимствований и в последующем регулирования внутреннего долга;
· составления, рассмотрения, утверждения проектов бюджетов системы, их исполнения и контроля за исполнением.
Структура бюджетной системы, правовой статус участников бюджетных отношений регламентируются Бюджетным кодексом РФ (введен в действие в 2007 г.), а также соответствующими специальными законами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, Указами Президента и Постановлениями Правительства.
Бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней:
1-й уровень – Федеральный (Государственный) бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2-й уровень – бюджеты субъектов и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
3-й уровень – местные бюджеты (городские, районные, сельские, поселковые, всего около 29 тыс.).
Так, федеральный (государствен
Бюджет субъекта (региональный) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта.
Местный бюджет, бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Федеральный бюджет и
бюджеты субъектов разрабатываю
Бюджеты, действующие на территориях субъектов, объединяются в консолидированные бюджеты. Федеральный и консолидированные бюджеты субъектов вместе составляют консолидированный бюджет. Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социально-финансовых нормативов, используются в бюджетном планировании и служат основанием для предоставления субвенций регионам из федерального бюджета.
Бюджеты утверждаются ежегодно
и действуют в течение
Ведущим звеном бюджетной системы является федеральный (государственный) бюджет, с помощью которого перераспределяется до 40% национального дохода страны и финансируются основные государственные расходы, экономические и социальные программы. Расходы государственного бюджета в мировой практике, равно как и в России, традиционно содержат следующие статьи:
· затраты на социальные нужды, в том числе на здравоохранение, образование, культуру, выплаты социальных пособий;
· затраты на хозяйственные нужды страны, в том числе капитальные вложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных целевых программ;
· расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб;
· административно-управленческие расходы, включая содержание правительственных органов, органов правопорядка, юстиции;
· платежи по государственному долгу.
Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры инвестиций, отраслевую и региональную структуру экономики, национальную конкурентоспособность на мировом рынке. Но в то же время величины ее расходных статей могут сильно меняться, особенно в периоды экономических кризисов.
В составе федерального бюджета за счет целевых отчислений от конкретных видов доходов могут создаваться целевые бюджетные фонды. В практике последних лет формировались федеральные целевые фонды: Дорожный Российской Федерации; Экологический фонд, Фонд Министерства РФ по налогам и сборам, Фонд Министерства РФ по атомной энергии, прочие фонды, а также фонды, направляемые в регионы. К числу последних относятся:
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, за счет средств которого осуществляются: дотации с целью экономического выравнивания субъектов РФ; субсидии, направляемые на закупку и доставку нефти и нефтепродуктов, топлива, продовольственных товаров; субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям (Дальний Восток, Архангельская область).
1.2. Особенности бюджетной системы Японии.
Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.
Бюджет Японии, как и все государственные бюджеты состоит из доходов и расходов. Доходы бюджета Японии формируются из налоговых и неналоговых поступлений. Отличительной особенностью бюджета Японии является высокая доля неналоговых поступлений в бюджет (около 15%). К неналоговым доходам относятся:
- доходы от арендной платы;
- доходы от продажи земельных участков и другой недвижимости;
- пени, штрафы;
- доходы от лотерей;
- займы;
- другие неналоговые доходы.
Бюджетная система Японии – это совокупность всех видов бюджетов. Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.
Доходная часть государственного бюджета
Японии состоит из налоговых и неналоговых
поступлений. По сравнению с другими странами
доля неналоговых поступлений в Японии
достаточно высока.
В Японии всего насчитывается 47 префектур,
объединяющих 3045 городов, поселков, районов,
каждый из которых имеет самостоятельный
бюджет.
Доходная часть местных бюджетов состоит
из налоговых и неналоговых поступлений:
отчисления от общегосударственных налогов;
дотации государства на осуществление
общенациональных мероприятий; займы.
За счет средств местных органов власти
в Японии финансируется развитие производственной
инфраструктуры, мероприятия, связанные
с ликвидацией последствий стихийных
бедствий.
Кроме того, через местные бюджеты проводятся расходы на подготовку рабочей силы, выплату различных пособий, пенсий. Значительная часть бюджетных средств расходуется на содержание местных органов власти, в том числе полиции, органов суда и прокуратуры.
Что касается расходной части бюджета Японии.
Большая часть расходов бюджета приходится на социальные расходы (около 50%), среди которых выделяют:
- пенсии по старости и инвалидности (около 30%);
- здравоохранение (около 1,5%);
- образование (около 12%);
- другие социальные расходы.
На военные расходы приходится около 4% от всех расходов бюджета. По сравнению с другими странами – это достаточно низкий показатель.
Большие социальные расходы связаны с отношением к пожилым людям, которые в Японии традиционно ставятся в почёт. Численность данной категории населения в Японии постоянно растёт, что приводит к увеличению социальных расходов. Кроме этого, в Японии продолжительность жизни одна из самых высоких. Но в тоже время, рост качества жизни ведёт к увеличению срока деловой активности населения, а следовательно, время выхода на пенсию отодвигается на более поздние сроки.
Выплата пенсий по старости только на 1/3 финансируется из бюджета (базовая пенсия). Остальная часть пенсии выплачивается за счёт различных пенсионных фондов.
Для тех, кто не может сам обеспечить своё проживание, государство выплачивает так называемую «общественную помощь» в размере прожиточного минимума. Сюда входят выплаты на образование, повседневные нужды, жильё, медицинское обслуживание, материнство, пособие по безработице, на похороны. Число лиц, получающих данную помощь постоянно снижает и в настоящее время составляет около пособие 0,5% населения страны.
Из бюджета финансируются расходы на НИОКР.
В Японии образование и наука
За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.
В настоящее время бюджетная политика в Японии по-прежнему исходит из принципа, чтобы расходы в планируемом году не превышали расходов в отчётном.
Для финансовой политики Японии характерным является дефицит бюджета, который покрывается за счёт государственных займов. Дефицит бюджета составляет около 4% от ВВП.
Доходы государственного бюджета: Практически нет налогов чисто центральных и чисто местных, все налоги являются перераспределительными.
Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.
Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.
Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.