Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:32, реферат
Первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Дань имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Кроме того, в пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные — виры, дорожные — мыт, пошлина с брака — выводная куница. По мере укрепления власти князя устанавливались места сбора дани и ответственные за ее сбор лица, а сама дань принимает форму подати. С XIII в. начинает складываться система посошного обложения
Бюджетная система дореволюционной России.
Первым
источником поступлений в княжескую казну
на Руси была дань, которую собирал князь
с подвластных земель. Дань имела натуральную
форму и собиралась в виде скота, мехов,
меда, воска, продовольствия. Кроме того,
в пользу князя собирались пошлины и штрафы:
судебные — виры, дорожные — мыт, пошлина
с брака — выводная куница. По мере укрепления
власти князя устанавливались места сбора
дани и ответственные за ее сбор лица,
а сама дань принимает форму подати. С
XIII в. начинает складываться система посошного
обложения. Единицей обложения становится
соха, дым, двор, тягло. В период татаро-монгольского
ига в пользу ордынских ханов собирался
налог «ордынский выход».
В XV в. с образованием Русского централизованного
государства посошная подать стала собираться
в пользу Московского князя. Доходами
казны были также таможенный, соляной,
кабацкий и другие сборы.
В XV в. в России начинает складываться
двухзвенная бюджетная система унитарного
государства, состоящая из великокняжеской
казны (бюджета государства) и местных
бюджетов, которые соответственно формировались
за счет княжеских (т. е. государственных)
налогов и местных сборов.
Местные налоги были введены в Русском
государстве также в XV в. Для содержания
царских наместников и волостителей, выполнения
ими возложенных на них административных
и судебных функций, для решения местных
хозяйственных задач с местного населения
собирались денежные и натуральные сборы:
конское пятно (за клеймение), тамга (за
продажу товара), весчее (за взвешивание),
гостиное (за пользование торговым помещением),
померное (за измерение) и др.
В 1551 г. Иван IV провел земскую
реформу. В этом же году Стоглавый собор
утвердил «Уставную земскую грамоту».
В стране было введено земское самоуправление.
Власть царских наместников была упразднена.
Вместо них на местах стали земские старосты,
которые руководили земскими избами, творившими
суды и собиравшими налоги. Налог «посошный
окуп», заменявший взимаемые с населения
наместничьи сборы, начал поступать в
государеву казну, из которой стали выделять
средства на содержание земских изб и
финансирование местных мероприятий.
В XVI в. сбором налогов стали
ведать созданные территориальные органы
— чети: Владимирская, Галицкая, Костромская,
Новгородская, Устюжская. В первой четверти
XVII в. на содержание стрельцов вводится
стрелецкая подать. Население было обязано
не только платить налоги, но и нести другие
повинности (строительство и ремонт дорог
и мостов, поставка подвод, прием на постой
представителей власти). С городского
населения, кроме того, взимались оброки
с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и
др. С народов Поволжья, Урала, Сибири собирался
ясак, главным образом мехами. Помимо прямых
налогов существовали косвенные, которые
стали поступать в казну с введением в
середине XVI в. винных откупов.
Первый в России бюджет — смета
государственных доходов и расходов —
был составлен в 1645 г. В городах составлялись
городовые сметы доходов и расходов. Эта
система действовала до петровских реформ.
В 1679 г. вместо стрелецкой подати
и других сборов вводится подворный налог.
Общая сумма налога назначалась правительством,
а крестьянские общины и посады раскладывали
ее между собой по дворам.
После проведения переписи
населения в 1722 г. подворный налог заменяется
подушной податью, которая взималась с
лиц мужского пола (кроме дворянства, духовенства
и чиновничества). Подушная подать была
одним из главных источников доходов государственного
бюджета. В 1796 г. на ее долю приходилось
около 34% всех доходов.
Наряду с прямыми и косвенными
налогами население, главным образом крестьянство,
несло мирские повинности, которые имели
натуральную и денежную формы. Повинности
были обязательные (содержание органов
волостного и сельского управления, содержание
дорог и др.) и необязательные (строительство
церквей, школ, больниц, содержание пожарной
охраны и др.). Они взимались по раскладке
среди населения. В 1851—1854 гг. мирские повинности
законодательно были оформлены в земские
повинности и земские сборы. Кочевые народы
с 1824 г. платили кибиточную подать.
Реформы 60-х годов XIX в. внесли
некоторые изменения в налоговую систему.
В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется
налогом с недвижимого имущества. В 1865
г. вводится промысловый налог, т. е. сбор
с документов на право заниматься торговлей
и промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов
вводится акциз на производство спиртных
напитков. В 1875 г. вместо подушной подати
с крестьян введен поземельный налог.
Он взимался с земли крестьян и дворян.
Основную сумму (свыше 75%) этого налога
вносили крестьяне. Важным источником
бюджетных доходов были косвенные налоги,
получаемые в основном от акциза и винной
монополии, введенной в 1894 г.
Менялся и аппарат управления
государственным и местными бюджетами.
С созданием в 1802 г. функциональных министерств
(Министерство внутренних дел, Министерство
финансов и др.) на местах организуются
подведомственные им государственные
учреждения, то есть вертикальная система
учреждений государственного управления.
Например, территориальными органами
Министерства финансов были на губернском
уровне казенные палаты, на уездном —
казначейства.
Казенные палаты раскладывали
на население налоги, вели учет поступления
налогов и расходов. Казначейства принимали
и хранили средства, поступающие в казну
в виде налогов, выдавали денежные средства
на финансирование мероприятий, осуществляемых
на местах. С 1817 г. они ведали казенными
магазинами, торговавшими алкогольной
продукцией, контролировали винокуренные
заводы. В свою очередь за деятельностью
казенных палат и казначейств наблюдали
губернаторы.
В 1864 г. вышло «Положение о губернских
и уездных земских учреждениях», в соответствии
с которым в России были созданы органы
местного самоуправления — земства. Представительным
(распорядительным) органом земств были
земские и уездные собрания. Членами этих
органов были гласные (депутаты), избираемые
по трем куриям (уездных землевладельцев,
городских избирателей и выборных от сельских
общин). Гласные собирались раз в год на
сессию, на которой рассматривались хозяйственные
и финансовые вопросы деятельности земств,
утверждались сметы доходов и расходов
земств и отчет о деятельности исполнительных
органов земств. Исполнительным органом
земств были губернские уездные управы,
избираемые на три года. Председатели
губернских управ утверждались министром
внутренних дел, а уездных — губернаторами.
Земства ведали местными хозяйственными
делами, местными дорогами, организацией
школьного образования и медицинского
обслуживания населения.
Финансовыми средствами для
выполнения возложенных на земства функций
были земские бюджеты, формировавшиеся
за счет существовавших до этого и переданных
земствам земских повинностей и сборов.
Земские повинности взимались
независимо от уровня зажиточности плательщика
и предназначались для финансирования
целевых расходов, например, на содержание
школ, больниц, пожарной охраны, полиции
и др. Земские повинности устанавливались
либо государством, либо губернскими и
уездными земствами.
Другим источником земских
бюджетов были земские сборы, которые
взимались с земель и другого недвижимого
имущества, с промысловых патентов, покупаемых
за право заниматься каким-либо промыслом.
Земские сборы составляли более 60% доходов
земских бюджетов.
Крупным источником земских
бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия
из государственного бюджета.
Земские бюджеты включали
обязательные и необязательные расходы.
Обязательные расходы были приоритетны
и предназначались для финансирования
содержания органов местного управления,
тюрем, мировых судей, дорожного хозяйства
и др. К необязательным расходам относились
расходы на здравоохранение, содержание
школ и др.
В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся
за счет так называемых мирских доходов,
в том числе волостных и сельских сборов,
доходов от принадлежащего сельским
обществам имущества, от сдачи в аренду
мирских земель и др.
Городские
бюджеты формировались за счет доходов
от городских предприятий (боен, бань,
водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных
участков, сборов с недвижимого имущества
городских жителей, сборов с владельцев
лошадей, конских экипажей и др.
Местные бюджеты не входили в состав государственного
бюджета России. Таким образом, в России
до революции действовала двухзвенная
бюджетная система унитарного государства.
Информация о работе Бюджетная система дореволюционной России