Бюджетная система и бюджетное устройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 09:37, реферат

Краткое описание

Бюджетное устройство государства – тот финансовый хребет, на котором строится вся система государственного управления. Бюджетное устройство любой страны определяется, как известно, ее государственным (административно-территориальным) устройством. Это объясняется тем, что, с одной стороны, в современных условиях государственное управление невозможно без устойчивого и достаточного финансирования, а с другой – именно управление деньгами становиться наиболее эффективной формой управления.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и структура бюджетной системы. 4
2. Принципы бюджетного устройства. 8
3. Бюджетные правоотношения и их особенность 13
Заключение 16
Список используемой литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

4. Принцип полноты  отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов

Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Все государственные  и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

5. Принцип сбалансированности бюджета

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств

Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

8. Принцип гласности

Принцип гласности означает:

1) обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

2) обязательную открытость  для общества и средств массовой  информации процедур рассмотрения  и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут  утверждаться только в составе федерального бюджета.

9. Принцип достоверности бюджета

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Наличие точных макроэкономических и бюджетных прогнозов является одним из важнейших условий эффективной государственной экономической политики. Нереалистичные прогнозы вносят значительную неопределенность в процессы бюджетного финансирования и эффективность бюджетных расходов.

Оптимистичные проектировки бюджетных доходов могут приводить  к кризисам бюджетного финансирования и хаотичному секвестированию расходов.

Заниженные прогнозы инфляции приводят к значительному  отставанию запланированных в бюджете расходов от реальных потребностей, что в свою очередь порождает цепочку неплатежей и введение в оборот различного рода денежных суррогатов.

10. Принцип адресности  и целевого характера бюджетных  средств

Принцип адресности и  целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

 

3. Бюджетные правоотношения  и их особенности.

У государства с различными предприятиями возникают отношения  по поводу распределения и перераспределения  финансов.

Эти отношения называют бюджетными правоотношениями.

Бюджетные отношения охватывают разные направления распределительного процесса и все уровни хозяйствования.

Бюджетные отношения  носят объективный характер, это  предопределено тем, что для осуществления  государством своих функций необходима материальная финансовая база.

В процессе функционирования бюджетные отношения материализуются, т.е. овеществляются в бюджетном фонде страны, переходят из финансов в деньги, величина которого зависит от  следующих факторов:

  • от уровня развития экономики страны;
  • от методов хозяйствования на предприятиях;
  • от поставленных государством целей и задач.

Бюджетным правоотношениям  свойственны следующие особенности:

  1. Они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории.
  2. Права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и использованием бюджета, как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования.
  3. В бюджетных правоотношениях всегда участвует какой-либо государственный орган власти.

Бюджет субъекта Российской Федерации представляет собой финансовую основу деятельности субъекта Российской Федерации. За счет этого бюджета  данный субъект осуществляет финансирование возложенных на него задач и функций. Но для того, чтобы бюджет субъекта Российской Федерации реально «работал», он, во-первых, должен быть «наполнен» деньгами (т. е. должна быть сформирована его доходная часть), во-вторых, бюджет должен предоставлять денежные средства тем органам и лицам, через которые субъект Российской Федерации реализует возложенные на него задачи и функции (т. е. должно быть осуществлено расходование бюджета субъекта Российской Федерации).

Все это осуществляется в процессе деятельности субъекта Российской Федерации, которая именуется бюджетной деятельностью.

В процессе осуществления  бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации происходит перераспределение  денежной части валового внутреннего  продукта сначала в пользу этого  субъекта, формируя доход его бюджета, а затем – при распределении данного бюджета – деньги движутся к получателям бюджетных средств, выражая расходование бюджета. Таким образом, с экономической точки зрения распределительными будут и отношения, возникающие в процессе формирования бюджета, и отношения, возникающие в процессе его распределения.

В целом бюджетные  правоотношения можно охарактеризовать следующим образом: это общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности Российской Федерации (федерального центра), субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Региональные бюджетные  правоотношения – это общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и организации  использования бюджетов субъектов  Российской Федерации.

Наличие двух видов общественных бюджетных отношений – материальных и организационных – предопределяет наличие материальных и организационных правовых бюджетных отношений.

Для региональных бюджетных  правоотношений характерны следующие  признаки:

1) они являются продуктом правового регулирования (посредством норм бюджетного права) особой разновидности общественных отношений – бюджетных отношений. При этом источником правового регулирования выступает как федеральное, так и  бюджетное законодательство субъектов Российской Федерации в зависимости от распределения бюджетной компетенции между федеральным центром и субъектами Российской Федерации.

2) материальным объектом  бюджетных правоотношений выступают действия сторон данного правоотношения, направленные либо на формирование бюджета субъекта Российской Федерации, либо на его расходование в форме распределения, либо на организацию использования средств данного бюджета лицами, которым эти средства выделены1[3];

3) обязательным субъектом  регионального бюджетного правоотношения выступает субъект Российской Федерации (в целом либо в лице уполномоченного на то государственного органа);

4) бюджетные правоотношения (как материальные, так и организационные)  носят государственно-властный характер, т. е. данные отношения представляют  собой отношения «власти и подчинения». Иначе говоря, в данном правоотношении одна из его сторон выступает в качестве властвующего (управомоченного) субъекта, а другая – в роли обязанного (подчиненного) субъекта. Надо сказать, что субъект Российской Федерации может выступать как в том, так и в другом качестве;

5) бюджетные правоотношения  представляют собой разновидность  финансовых правоотношений.

С экономической точки зрения бюджетные отношения есть разновидность финансовых отношений, поскольку те и другие выражают собой процессы распределения и перераспределения денежной части валового внутреннего продукта.

 

 

 

Заключение

В ходе выполнения данной работы были рассмотрены следующие  основные понятия: бюджетная система, бюджетное устройство и бюджетные  правоотношения.

Бюджет – форма  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства и местного самоуправления.

Поскольку данная работа была посвящена бюджетной системе, включая другие взаимосвязанные составляющие этого понятия, - в ходе изучения были сделаны определенные выводы.

Начав  с определения бюджета в целом и дифференциации подходов к нему мы подошли к самому понятию бюджетной системы, как к наиболее ёмкой категории, в которой были выявлены свои объекты и субъекты. Стало ясно, что бюджет может рассматриваться как с экономических, так и юридических позиций являясь при этом финансовым хребтом на котором строится вся система государственного управления. Несмотря на то, что бюджетная система имеет несколько подходов к своей организации, следует признать, что принципы её едины.

Бюджетные отношения  в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.

Модель бюджетного устройства зависит не только от социально-экономического устройства общества, но и от национально государственного устройства страны. Поэтому бюджетное устройство РФ основывается на модели бюджетного федерализма, который по существу представляет собой определённый тип бюджетного устройства федеративного государства.

В процессе осуществления  бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации происходит перераспределение денежной части валового внутреннего продукта сначала в пользу этого субъекта, формируя доход его бюджета, а затем – при распределении данного бюджета – деньги движутся к получателям бюджетных средств, выражая расходование бюджета. Таким образом, с экономической точки зрения распределительными будут и отношения, возникающие в процессе формирования бюджета, и отношения, возникающие в процессе его распределения.

Бюджетное устройство государства – тот финансовый хребет, на котором строится вся система государственного управления. Бюджетное устройство любой страны определяется, как известно, ее государственным (административно-территориальным) устройством. Это объясняется тем, что, с одной стороны, в современных условиях государственное управление невозможно без устойчивого и достаточного финансирования, а с другой – именно управление деньгами становиться наиболее эффективной формой управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы :

 

1. Бюджетный Кодекс РФ принят Государственной Думой от 31 июля 1998 года .

2. Бюджетное право и процесс: Учебник / В.А.Парыгина, А.А.Тедеев. М.: Эксмо, 2005. – 384 с.

3. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 340 с.

4 Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации учебник: [для вузов по экономическим специальностям] М.: Дашков и Ко, 2006. 336 с.

5. Бюджетная система России. М.: Эксмо, 2006. – 752 с.

6. Доходы бюджетной системы [Электронный ресурс] / Электрон. дан.   Б.м.: Информационное агентство "Финмаркет",1995-2007. Режим доступа: http://www.finmarket.ru/, свободный.

7. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. [Электронный ресурс] / Электрон. дан. Б.м., Б.г., Б.и. Режим доступа: http://www.easyschool.ru/, свободный.

Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство