РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 38 с.,
1 таблицу, 10 источников.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ,
МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ,
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ
ЭКОНОМИКИ, РОЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В КРИЗИСНЫХ
УСЛОВИЯХ
Обострение проблем
регионального развития России связано
с первоочередной необходимостью устранения неоправданной
неравномерности социально-экономического
положения регионов, потребностью освоения
природных ресурсов, поддержания экологического
равновесия, совершенствование территориальной
структуры хозяйства, обеспечение занятости
населения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Теоретические основы прогнозирования
экономического развития 6
1.1 Место прогнозирования в системе государственного
регулирования экономики 6
1.2 Методология экономического прогнозирования
10
2 Прогнозирование развития российской
экономики в кризисных условиях 17
2.1 Прогноз социально-экономического развития
РФ в 2009 г. 17
2.2 Проект внешнеэкономической
стратегии РФ до 2020 г. 23
3 Роль прогнозирования в формировании
стратегии развития региона в условиях
кризиса 27
Заключение 37
Библиографический список 38
ВВЕДЕНИЕ
Проведение в стране
социально-экономических преобразований привело
к повышению роли регионов во всех сферах
жизни общества. Регионы стали субъектами
самостоятельного принятия политических,
экономических, социальных, культурных
и иных решений.
Обострение проблем
регионального развития России связано с первоочередной необходимостью
устранения неоправданной неравномерности
социально-экономического положения регионов,
потребностью освоения природных ресурсов,
поддержания экологического равновесия,
совершенствование территориальной структуры
хозяйства, обеспечение занятости населения.
Поэтому в современных
условиях большое значение придается
актуальности изучения и использования новых,
эффективных методов воздействия на социально-экономические
процессы в регионе, таких как: прогнозирование
и программирование социально-экономического
развития субъектов Российской Федерации
(далее РФ). Использование органами исполнительной
власти элементов стратегического планирования
и прогнозирования помогает им в выработке
экономической, инновационной, инвестиционной,
промышленной и другой политики.
Актуальность данной
темы заключается в том, что разработка экономических прогнозов
особенно в условиях кризиса является
важной и необходимой частью системы управления
социально-экономическими процессами
на уровне страны и регионов.
Целью курсовой работы является выявление наиболее эффективных способов
прогнозирования экономики регионов в
кризисных условиях, изучение теоретических
основ прогнозирования и рассмотрение
возможных сценариев развития российской
экономики в кризисных условиях.
Объектом исследования: прогнозирование региональной экономики
в кризисных условиях кризиса.
Предметом исследования
выступает прогнозирование развития проблемных регионов
Задачи исследования заключаются в анализе теоретических
основ прогнозирования, в рассмотрение
особенностей прогнозирования в условиях
кризиса, выявление оптимальных способов
прогнозирования развития экономики регионов
на примере проблемных регионов.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики
Прогнозирование
- это составная часть системы
государственного регулирования экономики, призванная
выявить важнейшие проблемы и определить
направления развития страны [2, c. 50]. Результаты
прогнозных расчетов используются государственными
органами для выработки и обоснования
социально-экономической политики государства.
Перечень
документов, регламентирующих социально-экономическое
развитие страны, включает:
прогнозы развития экономики и сопряженных
сфер, концепцию социально-экономического
развития, программы социально-экономического
развития страны, регионов, отраслей и
крупных многоотраслевых комплексов.
Кроме того, для целей рационального руководства
экономическим развитием насущно необходима
разработка индикативного плана.
Разработка
экономических прогнозов является
важной и необходимой частью системы управления
социально-экономическими процессами,
как страны в целом, так и для каждого субъекта
Российской Федерации.
Объекты прогнозирования и виды прогнозов.
В состав разрабатываемых
прогнозных документов входят: частные прогнозы, отражающие
изменение отдельных сфер социально-экономической
жизни (демографическая ситуация в стране;
состояние природной среды, включая такие
сферы как разведанные запасы природных
ископаемых, земельные, водные и лесные
ресурсы; состояние научно технических
достижений и их внедрения в производство;
величина и динамика спроса населения
на товары и услуги; прогнозы основных
факторов производства: капитала, труда,
инвестиций; прогнозы развития отдельных
отраслей народного хозяйства, территорий
и других общественно значимых сфер деятельности);
комплексный экономический прогноз, отражает
будущее развитие экономики страны как
целостного образования, также отнести
прогнозы регионов страны, крупных народнохозяйственных
и территориально-производственных комплексов
[4, c. 145].
Разработка
комплексного экономического прогноза преследует две
цели: во-первых, он должен предоставить
правительству информацию для принятия
решений в области экономической и социальной
политики; во-вторых, его показатели служат
основой для разработки показателей проекта
государственного бюджета страны [9, c.
53].
Ни одно хозяйственное,
а тем более стратегическое решение
не может быть принято и выполнено
без предвидения возможных последствий,
без выбора стратегических приоритетов,
целенаправленных действий по их реализации.
Для этого используются такие испытанные
инструменты, как прогнозирование, стратегическое
и индикативное планирование, программирование
социально-экономического развития страны
и составляющих ее регионов. Тем самым
государство выполняет не только функцию
общего регулирования экономической жизни,
но и свою стратегически-инновационную
функцию, определяющую направления структурных
сдвигов и инновационного развития с учетом
перспектив развития страны и ее места
в мировом хозяйстве.
Прогнозированием, то есть
предвидением тенденций будущего развития,
последствий возможных сдвигов в экономике
на микро- и макроуровнях и реализации
принимаемых решений, занимается каждый
агент хозяйственной жизни. В данном случае
речь пойдет о государственном прогнозировании
– предвидении будущего, которым, занимаются
государственные и муниципальные органы
на разных уровнях управления.
Прогнозирование выполняет
три основных функции в государственном
регулировании рыночной экономики: предвидение
возможных тенденций и цикличных колебаний
социально-экономического развития страны
или региона в контексте общемировой динамики
и направлений трансформации Общества;
предвосхищение вариантов и возможных
последствий принимаемых стратегических
и тактических решений в области социально-экономического,
научно-технического, экологического,
внешнеэкономического, территориального
развития; своевременное внесение корректив
или отмена решения, если этого потребуют
изменившиеся условия окружающей среды,
новая конъюнктура внутреннего и внешнего
рынков [7, c. 15].
Экономическое и социальное
развитие многогранно, многофакторно
и противоречиво. Поэтому и прогнозы
обычно носят многовариантный характер.
Это особенно важно в условиях переходных,
кризисных этапов в развитии экономической
системы, когда она становится неустойчивой,
и подчас достаточно стечения случайных
обстоятельств, чтобы траектория динамики
системы резко изменилась.
Переход от централизованно-плановой
к рыночной экономике существенно повысил
роль и значимость прогнозирования. Прежде
основные решения принимали в союзном
центре, который опирался на такие долгосрочные
прогнозы, как комплексная программа научно-технического
прогресса и его социально-экономических
последствий на 20 лет, генеральная схема
размещения и развития производительных
сил страны на 15 лет. Теперь предприятия,
организации, банки, холдинги принимают
хозяйственные решения и несут ответственность
за их последствия. Спрос на качественные
прогнозы резко возрос. Они требуются
теперь всем агентам рынка. Однако каждому
предпринимателю предвидеть грядущие
перемены в национальном и мировом хозяйстве
не под силу. Повысилась роль и ответственность
государственных органов и научных организаций
за обоснованность и надежность.
Прогнозы
нужны государственным органам, прежде всего для обоснования
стратегии и приоритетов развития на долгосрочный
и среднесрочный периоды, то есть для стратегического
планирования. Выделяют три основные функции
стратегического планирования в рыночной
экономике. Во-первых, определение перспективных
целей социально-экономического развития
страны с учетом как внутренних потребностей,
этапов развития и трансформации, так
и ее места в мировом цивилизационном
пространстве, глобализирующейся экономике.
Во-вторых, выбор стратегических приоритетов,
позволяющих достичь целей социально-экономического,
научно-технического, инновационного
и экологического развития в перспективе
с учетом первоочередных потребностей,
имеющихся ограниченных ресурсов и возможностей
государства. В-третьих, выработка механизма
реализации выбранной системы приоритетов,
использование для этого прямого и косвенного
государственного регулирования социально-экономического
развития [10, c. 19].
Индикативное
планирование направлено на реализацию
стратегических планов и приоритетов
и тесно связано с государственным
бюджетом. Оно отличается от директивного
планирования не только меньшим числом
и укрупненным характером показателей
и нормативов, но и тем, что включаемые
в него индикаторы не носят обязательного
характера для частных и смешанных предприятий,
а служат для них ориентиром. Для предприятий
государственного сектора и государственных
органов управления эти показатели обязательны.
Индикативное планирование в СССР впервые
введено в практику в середине 20-х гг. в
виде контрольных цифр развития народного
хозяйства на очередной год. Оно широко
используется во многих зарубежных странах
[2, c. 50].
Каковы функции
индикативного планирования в рыночной экономике? Во-первых, оно
позволяет определить систему обобщающих
показателей и нормативов (индикаторов),
которые характеризуют основные параметры
социально-экономического развития на
федеральном, региональном и муниципальном
уровнях, конкретизируют и реализуют приоритеты
стратегических планов. Во-вторых, производится
увязка индикаторов с ресурсами федерального,
региональных и местных бюджетов, в результате
чего реализация этих индикаторов и воздействие
на них государства становятся более конкретными
и реальными. В-третьих, оно приводит в
соответствие экономические рычаги с
индикаторами плана. Это создает условия
для повышения заинтересованности предприятий
любой формы собственности в реализации
индикативного плана.
Программирование
социально-экономического развития как метод государственного
регулирования носит характер более узкий
и конкретный, чем стратегическое и индикативное
планирование. Оно используется для концентрации
сил и средств на реализации выбранных
стратегических приоритетов. Целевая
программа - это система взаимосвязанных
по целям, ресурсам и срокам мероприятий,
обеспечивающая реализацию приоритета
социального, экономического, научно-технического
или экологического развития в заданные
сроки и с максимальным эффектом. Целевое
программирование является сердцевиной
стратегического управления и выполняет
в рыночной экономике такие функции, как
выявление узловых точек (приоритетов)
социально-экономического развития, позволяющих
решать крупные стратегические задачи;
концентрация сил и средств на решении
ограниченного числа стратегических задач;
взаимная увязка программ между собой
и с остальной экономикой [5, c. 253].
Метод целевого
программирования используется на федеральном,
региональном, муниципальном
уровнях, а также в деятельности корпораций.
Возможны и межгосударственные программы,
например, для решения значимых проблем
в рамках СНГ.
Таким образом,
прогнозирование, стратегическое и
индикативное планирование и социально-экономическое
программирование неразрывно взаимосвязаны
и играют ключевую роль в государственном
регулировании развития рыночной экономики.
1.2 Методология экономического развития
Методология
экономического прогнозирования - это
совокупность теоретических подходов и методических
приемов, которые применяются в процессе
разработки экономических прогнозов [4,
c. 145].
Баланс народного
хозяйства служит методологической
и информационной основой прогнозирования
динамики физических объемов макроэкономических
переменных. Система национальных счетов
служит методологической и информационной
основой прогнозирования динамики финансовых
показателей.
Применяемые
в настоящее время методические
подходы к разработке прогнозных
показателей главным образом
основываются на системе прямых расчетов
и экспертных оценок. Лишь по отдельным
блокам показателей проводятся модельные
расчеты, с использованием производственных
функций различного вида и сложности,
а также системы эконометрических моделей
малой размерности.
Возможны
по крайней мере два принципиально
различных подхода к прогнозированию
экономических объектов: генетический
и теологический.
Генетический
подход исходит из анализа предистории
развития объекта, фиксирует его
основополагающе факторы, определяющие
особенности развития и на этой основе делает
выводы относительно состояния прогнозируемого
объекта в будущем. Этот подход в большей
мере присущ «сторонним наблюдателям»
происходящих процессов. Целевые установки
социально-экономического развития при
этом подходе не играют особой роли и не
принимаются во внимание.
Телеологический
подход («телео» - цель) больше присущ активным
участникам происходящих в экономике
явлений. Он исходит из определения целевых
установок развития данного объекта и
степени приближения его к поставленным
задачам. Наиболее ярким представителем
и защитником этого подхода в прогнозировании
экономики являлся С.Г.Струмилин [2, c. 42].
Методологические
и методические вопросы прогнозирования
социально-экономического развития являются
прерогативой тех организаций, которым
Правительство поручает разработку
прогнозов. В частности, сводный экономический прогноз
разрабатывается министерством экономики
России. Именно оно и отвечает за методологию
и методику разработки прогноза.