Бюджетное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения.
Поэтому в современных условиях большое значение придается актуальности изучения и использования новых, эффективных методов воздействия на социально-экономические процессы в регионе, таких как: прогнозирование и программирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (далее РФ). Использование органами исполнительной власти элементов стратегического планирования и прогнозирования помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы прогнозирования экономического развития 6
1.1 Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики 6
1.2 Методология экономического прогнозирования 10
2 Прогнозирование развития российской экономики в кризисных условиях 17
2.1 Прогноз социально-экономического развития РФ в 2009 г. 17
2.2 Проект внешнеэкономической стратегии РФ до 2020 г. 23
3 Роль прогнозирования в формировании стратегии развития региона в условиях кризиса 27
Заключение 37
Библиографический список 38

Вложенные файлы: 1 файл

даши курсач.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа содержит 38 с., 1 таблицу, 10 источников.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ, РОЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ

 

 

Обострение проблем  регионального развития России связано  с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение               4

1 Теоретические основы прогнозирования экономического развития      6

1.1 Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики  6

1.2 Методология экономического прогнозирования               10

2 Прогнозирование развития российской экономики в кризисных условиях 17

2.1 Прогноз социально-экономического развития РФ в 2009 г.     17

2.2 Проект внешнеэкономической  стратегии РФ до 2020 г.     23

3 Роль прогнозирования в формировании стратегии развития региона в условиях кризиса 27

Заключение             37

Библиографический список           38

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Проведение в стране социально-экономических преобразований привело к повышению роли регионов во всех сферах жизни общества. Регионы стали субъектами самостоятельного принятия политических, экономических, социальных, культурных и иных решений.

Обострение проблем  регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения.

Поэтому в современных  условиях большое значение придается  актуальности изучения и использования новых, эффективных методов воздействия на социально-экономические процессы в регионе, таких как: прогнозирование и программирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (далее РФ). Использование органами исполнительной власти элементов стратегического планирования и прогнозирования помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики.

Актуальность данной темы заключается в том, что разработка экономических прогнозов особенно в условиях кризиса является важной и необходимой частью системы управления социально-экономическими процессами на уровне страны и регионов.

Целью курсовой работы является выявление наиболее эффективных способов прогнозирования экономики регионов в кризисных условиях, изучение теоретических основ прогнозирования и рассмотрение возможных сценариев развития российской экономики в кризисных условиях.

Объектом исследования: прогнозирование региональной экономики в кризисных условиях кризиса.

Предметом исследования выступает прогнозирование развития проблемных регионов

Задачи исследования заключаются в анализе теоретических основ прогнозирования, в рассмотрение особенностей прогнозирования в условиях кризиса, выявление оптимальных способов прогнозирования развития экономики регионов на примере проблемных регионов.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

 

    1. Место прогнозирования в системе государственного регулирования экономики

Прогнозирование - это составная часть системы  государственного регулирования экономики, призванная выявить важнейшие проблемы и определить направления развития страны [2, c. 50]. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для выработки и обоснования социально-экономической политики государства.

Перечень  документов, регламентирующих социально-экономическое  развитие страны, включает: прогнозы развития экономики и сопряженных сфер, концепцию социально-экономического развития, программы социально-экономического развития страны, регионов, отраслей и крупных многоотраслевых комплексов. Кроме того, для целей рационального руководства экономическим развитием насущно необходима разработка индикативного плана.

Разработка  экономических прогнозов является важной и необходимой частью системы управления социально-экономическими процессами, как страны в целом, так и для каждого субъекта Российской Федерации.

Объекты прогнозирования и виды прогнозов.

В состав разрабатываемых  прогнозных документов входят: частные прогнозы, отражающие изменение отдельных сфер социально-экономической жизни (демографическая ситуация в стране; состояние природной среды, включая такие сферы как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы; состояние научно технических достижений и их внедрения в производство; величина и динамика спроса населения на товары и услуги; прогнозы основных факторов производства: капитала, труда, инвестиций; прогнозы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности); комплексный экономический прогноз, отражает будущее развитие экономики страны как целостного образования, также отнести прогнозы регионов страны, крупных народнохозяйственных и территориально-производственных комплексов [4, c. 145].

Разработка  комплексного экономического прогноза преследует две цели: во-первых, он должен предоставить правительству информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики; во-вторых, его показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета страны [9, c. 53].

Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение  не может быть принято и выполнено без предвидения возможных последствий, без выбора стратегических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используются такие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование, программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов. Тем самым государство выполняет не только функцию общего регулирования экономической жизни, но и свою стратегически-инновационную функцию, определяющую направления структурных сдвигов и инновационного развития с учетом перспектив развития страны и ее места в мировом хозяйстве.

Прогнозированием, то есть предвидением тенденций будущего развития, последствий возможных сдвигов в экономике на микро- и макроуровнях и реализации принимаемых решений, занимается каждый агент хозяйственной жизни. В данном случае речь пойдет о государственном прогнозировании – предвидении будущего, которым, занимаются государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления.

Прогнозирование выполняет  три основных функции в государственном регулировании рыночной экономики: предвидение возможных тенденций и цикличных колебаний социально-экономического развития страны или региона в контексте общемировой динамики и направлений трансформации Общества; предвосхищение вариантов и возможных последствий принимаемых стратегических и тактических решений в области социально-экономического, научно-технического, экологического, внешнеэкономического, территориального развития; своевременное внесение корректив или отмена решения, если этого потребуют изменившиеся условия окружающей среды, новая конъюнктура внутреннего и внешнего рынков [7, c. 15].

Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно  и противоречиво. Поэтому и прогнозы обычно носят многовариантный характер. Это особенно важно в условиях переходных, кризисных этапов в развитии экономической системы, когда она становится неустойчивой, и подчас достаточно стечения случайных обстоятельств, чтобы траектория динамики системы резко изменилась.

Переход от централизованно-плановой к рыночной экономике существенно повысил роль и значимость прогнозирования. Прежде основные решения принимали в союзном центре, который опирался на такие долгосрочные прогнозы, как комплексная программа научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на 20 лет, генеральная схема размещения и развития производительных сил страны на 15 лет. Теперь предприятия, организации, банки, холдинги принимают хозяйственные решения и несут ответственность за их последствия. Спрос на качественные прогнозы резко возрос. Они требуются теперь всем агентам рынка. Однако каждому предпринимателю предвидеть грядущие перемены в национальном и мировом хозяйстве не под силу. Повысилась роль и ответственность государственных органов и научных организаций за обоснованность и надежность.

Прогнозы  нужны государственным органам, прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, то есть для стратегического планирования. Выделяют три основные функции стратегического планирования в рыночной экономике. Во-первых, определение перспективных целей социально-экономического развития страны с учетом как внутренних потребностей, этапов развития и трансформации, так и ее места в мировом цивилизационном пространстве, глобализирующейся экономике. Во-вторых, выбор стратегических приоритетов, позволяющих достичь целей социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития в перспективе с учетом первоочередных потребностей, имеющихся ограниченных ресурсов и возможностей государства. В-третьих, выработка механизма реализации выбранной системы приоритетов, использование для этого прямого и косвенного государственного регулирования социально-экономического развития [10, c. 19].

Индикативное  планирование направлено на реализацию стратегических планов и приоритетов  и тесно связано с государственным  бюджетом. Оно отличается от директивного планирования не только меньшим числом и укрупненным характером показателей и нормативов, но и тем, что включаемые в него индикаторы не носят обязательного характера для частных и смешанных предприятий, а служат для них ориентиром. Для предприятий государственного сектора и государственных органов управления эти показатели обязательны. Индикативное планирование в СССР впервые введено в практику в середине 20-х гг. в виде контрольных цифр развития народного хозяйства на очередной год. Оно широко используется во многих зарубежных странах [2, c. 50].

Каковы функции  индикативного планирования в рыночной экономике? Во-первых, оно позволяет определить систему обобщающих показателей и нормативов (индикаторов), которые характеризуют основные параметры социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, конкретизируют и реализуют приоритеты стратегических планов. Во-вторых, производится увязка индикаторов с ресурсами федерального, региональных и местных бюджетов, в результате чего реализация этих индикаторов и воздействие на них государства становятся более конкретными и реальными. В-третьих, оно приводит в соответствие экономические рычаги с индикаторами плана. Это создает условия для повышения заинтересованности предприятий любой формы собственности в реализации индикативного плана.

Программирование  социально-экономического развития как метод государственного регулирования носит характер более узкий и конкретный, чем стратегическое и индикативное планирование. Оно используется для концентрации сил и средств на реализации выбранных стратегических приоритетов. Целевая программа - это система взаимосвязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического или экологического развития в заданные сроки и с максимальным эффектом. Целевое программирование является сердцевиной стратегического управления и выполняет в рыночной экономике такие функции, как выявление узловых точек (приоритетов) социально-экономического развития, позволяющих решать крупные стратегические задачи; концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач; взаимная увязка программ между собой и с остальной экономикой [5, c. 253].

Метод целевого программирования используется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также в деятельности корпораций. Возможны и межгосударственные программы, например, для решения значимых проблем в рамках СНГ.

Таким образом, прогнозирование, стратегическое и  индикативное планирование и социально-экономическое программирование неразрывно взаимосвязаны и играют ключевую роль в государственном регулировании развития рыночной экономики.

1.2 Методология экономического развития

Методология экономического прогнозирования - это  совокупность теоретических подходов и методических приемов, которые применяются в процессе разработки экономических прогнозов [4, c. 145].

Баланс народного  хозяйства служит методологической и информационной основой прогнозирования динамики физических объемов макроэкономических переменных. Система национальных счетов служит методологической и информационной основой прогнозирования динамики финансовых показателей.

Применяемые в настоящее время методические подходы к разработке прогнозных показателей главным образом  основываются на системе прямых расчетов и экспертных оценок. Лишь по отдельным  блокам показателей проводятся модельные расчеты, с использованием производственных функций различного вида и сложности, а также системы эконометрических моделей малой размерности.

Возможны  по крайней мере два принципиально  различных подхода к прогнозированию  экономических объектов: генетический и теологический.

Генетический  подход исходит из анализа предистории  развития объекта, фиксирует его  основополагающе факторы, определяющие особенности развития и на этой основе делает выводы относительно состояния прогнозируемого объекта в будущем. Этот подход в большей мере присущ «сторонним наблюдателям» происходящих процессов. Целевые установки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли и не принимаются во внимание.

Телеологический подход («телео» - цель) больше присущ активным участникам происходящих в экономике явлений. Он исходит из определения целевых установок развития данного объекта и степени приближения его к поставленным задачам. Наиболее ярким представителем и защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г.Струмилин [2, c. 42].

Методологические  и методические вопросы прогнозирования  социально-экономического развития являются прерогативой тех организаций, которым  Правительство поручает разработку прогнозов. В частности, сводный экономический прогноз разрабатывается министерством экономики России. Именно оно и отвечает за методологию и методику разработки прогноза.

Информация о работе Бюджетное планирование