Бюджетное планирование и его совершенствование в современных условиях. Финансовая поддержка субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 15:25, реферат

Краткое описание

Государственный бюджет и бюджетная система складываются из совокупности экономических отношений возникающих при распределении и перераспределении ВНП и национального дохода. Бюджет напрямую связан со всеми стадиями воспроизводства, и в этой связи рассматриваться он должен вместе с экономическими отношениями, которые выступают в качественной форме доходов и расходов, и с которыми связано развитие и дальнейшее совершенствование бюджета, и развитие тех самых экономических отношений.
В условиях рынка бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.

Вложенные файлы: 1 файл

текст.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Распределение средств фонда финансовой поддержки  муниципальных образований осуществляется с учетом следующих условий:

а) численности  населения муниципального образования;

б) доли детей  дошкольного и школьного возраста в общей численности населения муниципального образования;

в) доли лиц пенсионного  возраста в общей численности  населения муниципального образования;

г) величины территории муниципального образования;

д) уровня душевой  обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования;

е) других факторов, определяющих особенности данного  субъекта РФ.

Доля каждого  муниципального образования в общем  объеме средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований  устанавливается в процентах и утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

 

2.1 Порядок предоставления  финансовой поддержки за счет  средств Фонда, порядок расходования  средств Фонда

 

Фонд утверждает лимиты предоставления финансовой поддержки  за счет своих средств, рассчитанные для каждого субъекта РФ. Лимит для соответствующего субъекта РФ рассчитывается как произведение общего объема средств Фонда в размере двухсот сорока миллиардов рублей и частного от деления общей площади жилищного фонда такого субъекта РФ, но не может быть более восьми миллиардов рублей и менее пятисот миллионов рублей. Средства Фонда, оставшиеся после расчета лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, распределяются пропорционально между всеми субъектами Российской Федерации. При этом шестьдесят процентов установленного лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда для каждого субъекта Российской Федерации направляется на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, сорок процентов - на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

 

2.2 Порядок принятия  решений о предоставлении финансовой  поддержки за счет средств  Фонда

 

1. Рассмотрение  Фондом заявок субъектов РФ  на предоставление финансовой  поддержки за счет средств  Фонда осуществляется по мере  их поступления.

2. Высшее должностное  лицо субъекта РФ (руководитель  высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта  РФ) подает в Фонд заявку на  предоставление финансовой поддержки  за счет средств Фонда в  пределах установленного для  данного субъекта РФ лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. К заявке прилагаются следующие документы:

а) региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов;

б) региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда;

в) копии нормативных правовых актов и иные документы, которые подтверждают выполнение субъектами РФ, муниципальными образованиями;

г) перечень муниципальных образований - получателей средств Фонда с указанием объема средств для каждого муниципального образования в целях перечисления средств Фонда в соответствующие местные бюджеты в случае;

д) график ежегодного предоставления субъекту РФ или в случае, муниципальным образованиям средств Фонда на период осуществления деятельности Фонда после принятия Фондом отчета субъекта РФ о расходовании средств Фонда за прошедший отчетный период.

3. Правление  Фонда в течение тридцати дней  со дня подачи заявок и документов принимает решение о предоставлении субъекту РФ финансовой поддержки за счет средств Фонда или об отказе в предоставлении такой поддержки и направляет данное решение в течение пяти рабочих дней со дня его принятия высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

 

2.3 Финансовая поддержка субъектов малого и среднего

предпринимательства в муниципальных образованиях

 

Финансовая  поддержка является одним из самых  важных направлений государственной  и муниципальной политики по содействию развитию малого и среднего предпринимательства, так как она предполагает непосредственное предоставление данным субъектам экономической деятельности инструментов (средств) для организации и ведения бизнеса. Другие меры поддержки могут иметь более длительный эффект. Именно с помощью финансовых мер, например выделения кредитов, государство, муниципальные образования могут способствовать открытию новых предприятий, их модернизации, решению возникших в кризисное время социальных вопросов и т.д.

Государственную (муниципальную) поддержку принято  определять как создание государством, муниципальными образованиями экономических  и правовых условий, стимулов для  развития и конкурентоспособности  предпринимательства, а также как  вложение в него материальных и финансовых ресурсов. Финансовая поддержка является одной из форм государственной (муниципальной) поддержки бизнеса. Она формирует для него благоприятные финансово-экономические условия, а также предполагает прямое вложение государственных и муниципальных финансовых средств в программы развития предпринимательской деятельности.

Нужно подчеркнуть, что, говоря о финансовой поддержке  малого и среднего предпринимательства, мы имеем в виду только те ресурсы, которые привлекаются в данную сферу  на безвозмездных условиях или условиях, льготных по сравнению с обычным рыночным приобретением или авансированием в денежной или товарной форме (банковский или коммерческий кредит).

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ ДЕНЕГ И РОЛЬ ДЕНЕГ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИМИ СВОИХ ФУНКЦИЙ

Сущность денег проявляется в их функциях, которые отражают возможности и особенности их использования, а также в роли денег, состоящей в достижении с их помощью определенных результатов.

Функциям денег присуши  устойчивость, стабильность, они мало подвержены изменениям, в то время как, например, роль денег в различных условиях может меняться.

Особенности функций  состоят в том, что они в  большинстве случаев осуществляются лишь деньгами.

Деньги выступают в  качестве:

1. меры стоимости; 

2. средства обращения; 

3. средства платежа;

4. средства накопления.

В такой последовательности функции выведены К. Марксом, по его  мнению, такая последовательность функций  денег отображает их возникновение.

Помимо перечисленных  функций, нередко признается выполнение деньгами функции мировых денег (международного платежного средства), в которой они используются для денежных операций между странами. Выполнение такой функции при существовании золотых денег или свободно конвертируемой валюты не вызывало сомнений. В современных условиях денежная единица РФ - рубль - не обладает собственной стоимостью и фиксированным золотым содержанием. Как правило, рубли не применяются для расчетов с другими странами, не выполняют функцию мировых денег.

Функции денег рассматриваются  как проявление их сущности. Вместе с тем они могут выполняться только при участии людей. Именно люди, используя возможности денег, могут определять цены товаров, применять деньги в процессах реализации и платежей, а также использовать их в качестве средства накопления.

Такой подход к функциям денег означает, что деньги представляют инструмент экономических отношений в обществе, а функции денег могут осуществляться лишь при участии людей.

 Несмотря на различия  функций денег, между ними существует  взаимосвязь и единство, обусловленное сущностью денег. Так, функция меры стоимости реализуется в функциях средства обращения и средства платежа. Вместе с тем деньги могут попеременно выполнять функции средства обращения и средства платежа, а также служить средством накопления. В свою очередь денежные накопления могут быть использованы как средство обращения и как средство платежа.

Функция мировых денег  проявляется во взаимоотношениях между  странами или между юридическими и физическими лицами, находящимися в различных странах. В таких  взаимоотношениях деньги используются для оплаты приобретаемых товаров, при совершении кредитных и некоторых других операций. При применении различными странами полноценных денег, обладавших собственной стоимостью, не возникали сколько-нибудь серьезные осложнения с их использованием в международных отношениях. Здесь деньги отдельных стран могли применяться для расчетов с другими странами, исходя из действительной стоимости денежной единицы каждой страны.

Экономическая роль денег.

Экономическая роль денег  в рыночной экономике определяются, прежде всего, огромной экономией ресурсов, которые человечество должно было бы потерять в процессе совершения товарообменных операций. Такого рода издержки (трансакционные издержки) в условиях бартерной экономики велики. Именно деньги являются ускорителем экономического прогресса общества. Они дают возможность обществу экономить издержки выбора ассортимента, количества получаемых благ, времени, места и контрагентов по сделке. Кроме того, существование всеобщего эквивалента в обществе позволяет участникам хозяйственного процесса относительно легко составлять количественные пропорции в товарообменных операциях.  
Основные факторы, характеризующие роль денег в экономике 
Движение денег в современной экономике происходит не автономно, а в экономической системе, где действуют объективные и субъективные факторы. Экономическая природа денег достаточно сложна. При этом роль денег трактуется неоднозначно, в одних экономических процессах деньги являются зависимой переменной (при гиперинфляции деньги теряют активную роль), а при экономическом росте роль денег, безусловно, существенна. Роль спроса на деньги в российских условиях намного меньше, чем в развитых рыночных экономиках, что связано с тем, что многие процессы неустойчивы, а поведение субъектов рынка носит зачастую ажиотажный характер.

Роль денег  в различных моделях экономики  состоит в следующем: 
 
• влияние денег на улучшение хозяйственной деятельности;  
• усиление заинтересованности субъектов хозяйственных отношений в развитии производства с помощью цен и снижения издержек;  
• зависимость денежных расходов от доходов;  
• контроль за ценами, объемом и качеством товаров и услуг.  
При существовавшей до недавнего времени в России административно-командной экономике роль денег была ограниченна. Деньгам отводилась вспомогательная роль как инструменту учета и контроля со стороны органов управления хозяйством. Объем и ассортимент производимой продукции устанавливались вышестоящими организациями для каждого предприятия в форме планов в натуральном и стоимостном выражении. При этом стоимостные показатели планируемого объема и ассортимента продукции имели подчиненное значение и рассчитывались на основе натуральных показателей исходя из цен, установленных центральными органами.  
Произведенная продукция распределялась между потребителями. При реализации продукции деньгам и денежным расчетам отводилась подчиненная роль. При данной модели экономики роль денег снижается, что связано с применением стабильных цен. Цены оставались неизменными при различном соотношении спроса и предложения и продолжали применяться при недостатке товаров и нормированном их распределении. В подобных условиях возникала подавленная инфляция, сопровождающаяся снижением роли денег, поскольку для приобретения товаров не столь важно было наличие денег у покупателя, сколь важна возможность их получения в соответствии с установленными нормами.  
Однако использование денег делаю возможным определение совокупного объема издержек. Сопоставление планового и фактического уровня себестоимости позволяло оценивать отклонения фактического уровня от планового и применять меры по его нормализации. Использование денег позволяло оценивать выполнение плана по совокупному объему продукции и разрабатывать меры по улучшению его выполнения. Однако, несмотря на то, что применение денег повышает возможности учета и контроля, это не позволяет отводить деньгам самостоятельное значение в экономике.  
В рыночной экономике роль денег значительно повышается. Это связано с тем, что меняются условия хозяйственной деятельности, изменяются формы собственности на орудия и предметы труда, возникают новые условия управления процессами производства и реализации продукции. В рыночной экономике товаропроизводители приобретают самостоятельность в установлении объема и ассортимента производимой и реализуемой продукции. При этом усиливается роль денег, с их помощью дается оценка платежеспособного спроса, с учетом которого формируются объем и ассортимент продукции. Принимаются во внимание соображения выгодности видов деятельности, которые учитывают уровень цен на производимую продукцию и уровень издержек.  
Повышение роли денег происходит в розничной торговле, в которой отменено распределение по нормам, талонам и решающее значение при определении возможности покупки товаров играют деньги. Регулирование экономики со стороны государства осуществляется не административными, а рыночными методами.

Количественный аспект роли денег заключается в том, что через изменение количества денег в обороте можно активно  влиять на экономические процессы, в частности на результаты деятельности экономических агентов как производителей и как потребителей. Эту возможность широко используют все государства с рыночной экономикой для регуляции экономической жизни в стране. Увеличивая или уменьшая массу денег в обороте, центральные банки, которые действуют от имени своих государств, обеспечивают изменение таких экономических инструментов, как платежеспособный спрос, цены, процент, валютный курс, курс ценных бумаг и тому подобное. Благодаря этому обеспечивается влияние на такие решающие экономические процессы, как инвестиции, рост производства, занятость, развитие экспорта и импорта и их сбалансирование и тому подобное.

 

2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ  ДЕНЕГ И РОЛЬ ДЕНЕГ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ  ЭТИХ ФУНКЦИЙ

Деньги как мера стоимости.

Само название этой функции  говорит о том, что величина стоимости  товаров определяется путем приравнивания  их к определенному количеству денег. Однако не деньги делают товары соизмеримыми, а воплощенный в товарах труд. Эту функцию выполняют так  называемые «идеальные», иначе – « мысленно представляемые» деньги. Стоимость товара, выраженная в деньгах, есть цена. Однако на практике на цену влияют не только затраты на производство товаров, но и множество других факторов: спрос, предложение, вид товара, его качество, налоговая социальная политика государства и др. Таким образом, на практике цены отличаются от стоимости товара довольно существенно. При обращении полноценных денег на цену товара влияла стоимость самих денег. Определенное количество золота принималось за единицу измерения его массы. Эта единица устанавливалась государством в качестве денежной единицы – масштаба цен, который служил для соизмерения денег. Цены товаров выражались в определенном количестве весовых единиц (золота).

При обращении неразменных на золото бумажных и кредитных денег действия функции меры стоимости изменяется: вместо полноценных денег используются денежные единицы, не обладающие собственной стоимостью. Установление цены на прежних условиях усложняется, тем не менее, и неполноценные деньги используются для установления цен, для соизмерения стоимости. По этому вопросу не существует объяснений. Одни экономисты считают, что неполноценные деньги являются представителями золота и замещают его во всех функциях, в том числе и в функции меры стоимости. Другие сводят функцию денег как меры стоимости к функции средства учета. Третьи рассматривают эту функцию с позиций удобства использовать денежную единицу в качестве масштаба, для соизмерения относительных стоимостей различных товаров и ресурсов. В основе установления цены товара лежит не стоимость денег, а величина стоимости (ценности) самих товаров, обращающихся на рынке. Цена товара есть форма проявления менового отношения данного товара по всем товарам.

Информация о работе Бюджетное планирование и его совершенствование в современных условиях. Финансовая поддержка субъектов РФ