Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:47, контрольная работа
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производиться направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Институт открытого и дистанционного
образования
Кафедра «Управления и права»
Контрольная работа
по дисциплине «Финансы»
Тема: « Бюджетное устройство в Российской Федерации и основные направления его совершенствования в среднесрочной перспективе»
Выполнил:
ст.гр. ИОДО-228
Погорелова О.В.
Проверил:
Горшков А.А.
Челябинск
2013
В формировании и развитии экономической
и социальной структуры общества
большую роль играет государственное
регулирование, осуществляемое в рамках
принятой на каждом историческом этапе
политики. Одним из механизмов, позволяющих
государству проводить
Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Государственный бюджет как основной финансовый план государства дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет - категория, свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.
Как экономическая категория
Бюджет выполняет следующие функции:
- перераспределение ВВП
- государственное регулирование и стимулирование экономики
- финансовое обеспечение
- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Основная функция бюджета - распределительная.
Она проявляется через
Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии:
1. Образование доходов бюджета
2. Использование бюджетных
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.
Доходы бюджета имеют
Доходы бюджета могут носить
налоговый и неналоговый
Неналоговые доходы бюджетов образуются
в результате либо экономической
деятельности самого государства, либо
перераспределения уже
Структура бюджетных доходов подвижна
и во многом определяется конкретными
экономическими условиями. Например, в
странах с высоким уровнем
жизни основой налоговых
Расходы бюджета - денежные средства, направляемы на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Через бюджетные расходы
Одновременно с распределительной действует контрольная функция бюджета, которая предполагает возможность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
Форма государственного устройства страны, действующие основные законодательные акты, роль бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах определяют основы бюджетного устройства.
Бюджетное устройство бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Главное звено финансовой системы государства - бюджетная система. Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно- территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах .
Построение бюджетной системы
также зависит от формы государственного
и административного устройства
страны. По степени распределения
власти между центром и
Как правило, тип государственного
устройства, сложившиеся формы управления
и взаимоотношений между
Кардинальные изменения
в экономике России, в ее политическом
статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х
гг., вызвали серьезную
БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты
субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский
бюджет, 55 краевых и областных
бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных
округов, бюджет автономной Еврейской
области, городские бюджеты Москвы
и Санкт-Петербурга) и бюджеты
территориальных
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Как видно, бюджетное устройство
РФ определяется ее государственным
устройством - в унитарных государствах
бюджетная система имеет два
уровня - государственный бюджет и
местные бюджеты (однако и в унитарных,
и в федеративных государствах бюджеты
нижестоящих уровней (нижестоящих
государственных и
Бюджетное законодательство
РФ содержит понятие «консолидированный
бюджет» - свод бюджетов всех уровней
бюджетной системы на соответствующей
территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный
бюджет субъекта РФ составляют бюджет
самого субъекта и свод бюджетов находящихся
на его территории муниципальных
образований. Консолидированный бюджет
РФ - это федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты
Главенствующую роль в бюджетном процессе в Российской Федерации занимает федеральный бюджет.
Федеральный бюджет
и бюджеты государственных
Федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов РФ разрабатываются
и утверждаются в форме федеральных законов.
В связи с реформированием бюджетного
процесса, одним из направлений которого
был переход к среднесрочному финансовому
планированию всех бюджетов бюджетной
системы РФ, БК предусмотрено ежегодное
составление и утверждение федерального
бюджета и бюджетов государственных внебюджетных
фондов РФ на три года (очередной финансовый
год и плановый период). Данное нововведение
позволяет обеспечить преемственность
и предсказуемость не только бюджетной,
но и макроэкономической, налоговой и
денежно-кредитной политики.
В основу бюджетного планирования положен
принцип «скользящей трехлетки», при котором
ранее утвержденные проектировки второго
и третьего года трехлетнего периода становятся
основой следующего бюджета с ежегодным
добавлением к ним проектировок нового
третьего года.
При этом утверждение законом проектировок
на второй и третий год не означает запрета
на их корректировку в следующем бюджетном
цикле. Таким образом, с одной стороны,
обеспечивается стабильность и предсказуемость
бюджетных проектировок и, с другой стороны,
возможность их реагирования на меняющуюся
ситуацию, реализацию новых приоритетов
бюджетной политики.
В условиях нового бюджетного законодательства
в Российской Федерации в 2007 г. впервые
произошло формирование и утверждение
федеральных законов о федеральном бюджете
и о бюджетах государственных внебюджетных
фондов на среднесрочной основе:
— Федеральный закон от 21.07.2007 № 182-Ф3 «О
бюджете Пенсионного фонда Российской
Федерации на 2008 год и на плановый период
2009 и 2010 годов»;
— Федеральный закон от 21.07.2007 № 183-Ф3 «О
бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на 2008 год и на плановый
период 2009 и 2010 годов»;
— Федеральный закон от 21.07.2007 I 184-Ф3 «О
бюджете Федерального фонда обязательного
медицинского страхования на 2008 год и
на плановый период 2009 и 2010 годов»;
— Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О
федеральном бюджете на 2008 год и на плановый
период 2009 и 2010 годов».
Следуя принципу «скользящей трехлетки,
в 2008 г. федеральные законы о федеральном
бюджете и о бюджетах государственных
внебюджетных фондов РФ также были приняты
на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг. Внедрение
среднесрочного бюджетирования является
несомненно положительным фактором для
бюджетной системы РФ. Вместе с тем переход
к трехлетним бюджетам ставит задачу повышения
качества финансового планирования и
прогнозирования для органов государственной
власти, ответственных за их подготовку.
Следующим после федерального бюджета
звеном бюджетной системы РФ являются бюджеты субъектов
РФ.
Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет
и бюджет территориального государственного
внебюджетного фонда.
Бюджеты субъектов РФ и бюджет Территориальных
государственных внебюджетных фондов
разрабатываются и утверждаются в форме
законов субъектов РФ.
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет)
и бюджет территориального государственного
внебюджетного фонда предназначены для
исполнения расходных обязательств субъекта
РФ. При этом использование органами государственной
власти субъектов РФ иных форм образования
и расходования денежных средств, для
исполнения расходных обязательств субъектов
РФ не допускается.
БК органам государственной власти субъектов
РФ предоставлено право выбора между утверждением
бюджета субъекта РФ на три года либо на
очередной финансовый год.
В случае если проект бюджета субъекта
РФ составляется и утверждается па очередной
финансовый год, высший исполнительный
орган государственной власти субъекта
РФ разрабатывает и утверждает среднесрочный
финансовый план субъекта РФ.
Третий уровень бюджетной системы РФ представляют местные бюджеты.
В Российской Федерации каждое муниципальное
образование имеет собственный бюджет.
Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются
в форме муниципальных правовых актов
представительных органов муниципальных
образований.
Бюджет муниципального образования (местный
бюджет) предназначен для исполнения расходных
обязательств муниципального образования.
При этом использование органами местного
самоуправления иных форм образования
и расходования денежных средств, для
исполнения расходных обязательств муниципальных
образований не допускается.
В качестве составной части бюджетов городских
и сельских поселений могут быть предусмотрены
сметы доходов и расходов отдельных населенных
пунктов, других территорий, не являющихся
муниципальными образованиями.
Органам местного самоуправления также
предоставлено право выбора между утверждением
бюджета на три года или на очередной финансовый
год. При этом в случае, если проект бюджета
муниципального района (проект бюджета
городского округа) составляется и утверждается
на очередной финансовый год, местная
администрация муниципального района
(городского округа) разрабатывает и утверждает
среднесрочный финансовый план муниципального
района (городского округа).
Аналогичная мера предусмотрена и для
бюджетов поселений. В случае, если проект
бюджета поселения составляется и утверждается
на очередной финансовый год, муниципальным
правовым актом представительного органа
поселения могут быть предусмотрены разработка
и утверждение среднесрочного финансового
плана поселения.