МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уральский государственный
экономический университет
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Бюджетная система»
Тема 3: Бюджетное
устройство и бюджетная система РФ
ЦДО
|
Исполнитель: Бурчевская А.Г.
Направление «Финансы и кредит»
Группа: ФК-12 Ом
|
Екатеринбург
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО В РФ 5
2. ПРАВОВАЯ ФОРМА БЮДЖЕТОВ 7
3. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетное устройство Российской
Федерации - это основа государственного
управления страны. Знание его основ, а
также понимание главных законодательных
актов Российской Федерации - Бюджетного
кодекса и законов о межбюджетных отношениях,
структуры и принципов бюджетной системы
необходимо студентам всех экономических
специальностей.
Становление российской бюджетной
системы совпало с началом радикальной
экономической реформы и предопределило
пересмотр концепции бюджетного устройства
России в направлении его значительной
децентрализации, что обеспечивалось
принятием демократических принципов
в построении бюджетной системы и усиление
территориальных подходов в управлении.
Важным этапом в реорганизации бюджетной
системы страны стал принятый в 1991 г. Закон
РСФСР «Об основах бюджетного устройства
и бюджетного процесса в РСФСР» № 1734-1.
Совершенствование бюджетного
устройства способно оказать значительное
положительное воздействие на функционирование
всей рыночной системы. И это совершенствование
следует осуществлять как по отношению
к внутренним, межбюджетным отношениям,
основывая их исключительно на принципах
бюджетного федерализма, так и по отношению
к количественным и качественным показателям
самого бюджета, способствуя его сбалансированности
и осуществляя достаточный контроль за
уровнем возможных бюджетного дефицита
и государственного долга. Только в совокупности
эти изменения способны превратить государственный
бюджет из средства дестабилизации экономики
в мощный стимул экономического роста.
Целью контрольной работы является
раскрытие понятий бюджет, бюджетная система
и бюджетное устройство в РФ, определить
правовую форму бюджетов, рассмотреть
принципы бюджетного устройства в РФ.
Бюджетное устройство представляет
собой организационные принципы построения
бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь
объединяемых в ней бюджетов.
Бюджетное устройство определяется
государственным устройством. Административно-территориальное
деление страны определяет количество
звеньев бюджетной системы, т. к. каждый
орган государственной власти согласно
Конституции страны, имеет право на свой
бюджет.
В унитарных (единых) государствах
бюджетная система имеет два звена:
1) государственный бюджет;
2) многочисленные местные
бюджеты.
В федеральных государствах
бюджетная система состоит из трех звеньев:
1) государственный бюджет
(федеральный бюджет, или бюджет
центрального правительства);
2) бюджеты членов Федерации;
3) местные бюджеты.
В унитарном государстве орган
государственного управления может быть
единым или многоуровневым, но контроль
за выполнением функций государственной
власти закреплен правительством в центре.
В федеральных государствах
существуют две формы государственного
устройства: это конфедерация и федерация,
в которых есть свои особенности бюджетного
устройства.
Основы бюджетного устройства
Российской Федерации определяются Конституцией
страны и ее государственным устройством
как федеративной республики, субъектами
Федерации которой являются республики
в составе Российской Федерации, края,
области, автономные округа.
- БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И
БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
В РФ
Одним из механизмов, позволяющих
государству проводить экономическую
и социальную политику, является бюджет.
Бюджет является важным звеном
финансовой системы страны. Отражая содержание
процессов производства и распределения
общественного продукта и национального
дохода, бюджет представляет собой экономическую
форму образования и использования основного
централизованного фонда денежных средств
государства.
Государственный бюджет - это
форма образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задачи и функций
государства и местного самоуправления.
Государственный бюджет является
основным финансовым планом государства
и дает органам власти реальную экономическую
возможность осуществления властных полномочий.
Бюджет выполняет следующие
задачи:
- перераспределение ВВП;
- государственное регулирование
и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение
бюджетной сферы и осуществление
социальной политики государства;
- контроль за образованием
и использованием централизованных фондов
денежных средств.
Функции бюджета во многом схожи
с функциями финансов.
Накопительная (фискальная)
функция означает аккумуляцию налоговых
и неналоговых поступлений в бюджеты трех
уровней (доходы бюджетов).
Распределительная функция
проявляется через планирование и осуществление
расходов бюджетов.
Регулирующая функция - это
организация межбюджетных отношений.
Контрольная функция - проверка
исполнения бюджетов всех уровней и соблюдение
правовых норм межбюджетных отношений.
Бюджетное устройство Российской
Федерации - это организация бюджетной
системы, принципы ее построения. Оно осуществляется
в соответствии с Федеральным Законом
«Об основах бюджетного устройства и бюджетном
процессе».
Бюджетная система РФ согласно
Бюджетному кодексу РФ представляет собой
основанную на экономических отношениях
и государственном устройстве РФ, регулируемую
нормами права совокупность федерального
бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных
бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов.
В соответствии с Конституцией
РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом
РФ (статья 10) бюджетная система состоит
из трех уровней:
- федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
- бюджетов субъектов РФ и бюджетов
территориальных государственных внебюджетных
фондов;
- местных бюджетов, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов,
бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских
муниципальных образований городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и сельских
поселений.
Бюджеты, входящие в бюджетную
систему РФ, самостоятельны и не включаются
друг в друга, т. е. бюджеты субъектов РФ
не включаются в федеральный бюджет, а
местные бюджеты не включаются в региональные
бюджеты.
2. ПРАВОВАЯ ФОРМА БЮДЖЕТОВ
Федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных фондов
разрабатываются и утверждаются в форме
федеральных законов, бюджеты субъектов
Российской Федерации и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов
разрабатываются и утверждаются в форме
законов субъектов Российской Федерации,
местные бюджеты разрабатываются и утверждаются
в форме правовых актов представительных
органов местного самоуправления либо
в порядке, установленном уставами муниципальных
образований.
В случаях, если Бюджетным Кодексом
РФ предусматривается регулирование определенных
отношений законом о бюджете, для органов
местного самоуправления эти отношения
должны быть урегулированы соответствующими
нормативными правовыми актами представительных
органов местного самоуправления о бюджете,
либо актами, о бюджете, принимаемыми в
порядке, установленном уставами муниципальных
образований.
Бюджетное устройство РФ, функционирование
бюджетной системы, компетенция органов
власти всех уровней в области бюджета
регламентируются бюджетным законодательством.
Бюджетное законодательство
- это совокупность законодательных и
других нормативных правовых актов, принятых
на федеральном, субфедеральном и муниципальном
уровнях которыми регулируются бюджетные
правоотношения.
Бюджетное право - это совокупность
юридических норм, регулирующих бюджетное
устройство страны и бюджетный процесс,
порядок формирования и исполнения всех
бюджетов, входящих в бюджетную систему
государства, а также компетенцию всех
органов власти в бюджетной сфере.
Конституция страны - основополагающий
акт бюджетного права.
В Конституции РФ заложены основы
бюджетных прав федеральных, региональных
и местных органов власти, которые сформулированы
с учетом федеративного устройства государства.
В развитие основных положений
в области бюджетного права, зафиксированных
в Конституции РФ, издаются специальные
законодательные акты. В их числе следует
отметить:
1) Закон РФ «Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса в РФ»;
2) Бюджетный кодекс РФ.
В этих актах определены бюджетные
права представительных органов власти
всех уровней, обеспечивающие им создание
финансовой базы для выполнения возложенных
на них функций по управлению страной
и соответствующими территориями, проведению
внутренней и внешней политики, управлению
экономическими и социальными процессами.
Наиболее важным законодательным
актом является Бюджетный кодекс РФ, в
котором установлены общие принципы бюджетного
законодательства, правовые основы функционирования
бюджетной системы РФ, правовые положения
субъектов бюджетных правоотношений,
порядок регулирования межбюджетных отношений,
а также определены основы бюджетного
процесса в Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской
Федерации - кодифицированный акт, регулирующий
бюджетные правоотношения и устанавливающий
механизм правовой ответственности за
бюджетные правонарушения.
Бюджетный кодекс РФ определяет
порядок прохождения бюджетного процесса
в России, основания и виды ответственности
за нарушение бюджетного законодательства
РФ.
В сфере бюджетных отношений,
помимо законов, на федеральном уровне
действуют также Указы Президента РФ,
постановления Правительства РФ, нормативные
правовые акты Министерства финансов
России, которым принадлежит важная роль
в практической организации бюджетной
деятельности государства.
3. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
Принципы бюджетной системы Российской
Федерации указаны в главе 5 Бюджетного
Кодекса Российской Федерации (БК РФ).
В статье 28 БК РФ приведен перечень принципов
бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации
основана на принципах:
- единства бюджетной системы
Российской Федерации;
- разграничения доходов, расходов
и источников финансирования
дефицитов бюджетов между бюджетами
бюджетной системы Российской
Федерации;
- самостоятельности бюджетов;
- равенства бюджетных прав субъектов
Российской Федерации, муниципальных
образований;