Бюджетное финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 08:29, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики. Задачей работы является раскрытие сущности и особенностей бюджетного финансирования, а именно:
- Форм и методов бюджетного финансирования;
- Принципов бюджетного финансирования;
- Основных проблем бюджетного финансирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Понятие и сущность бюджетного финансирования…………………….4
Основные проблемы бюджетного финансирования……………………11
Финансирование важнейших отраслей экономики…………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……16

Вложенные файлы: 1 файл

основные принципы бюджетного финансирования.docx

— 35.69 Кб (Скачать файл)

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного  и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества  передаются в управление соответствующим  органам управления государственным  имуществом. В расходной части  бюджетов субъектов Российской Федерации  предусматривается создание резервных  фондов исполнительных органов государственной  власти. Размер резервных фондов в  бюджетах субъектов Российской Федерации  устанавливается органами законодательной (представительной) государственной  власти субъектов Российской Федерации  при утверждении бюджетов субъектов  Российской Федерации на очередной  финансовый год. Средства резервного фонда  расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.[3,c.84]

Исполнительной орган  государственной власти субъекта Российской Федерации обязан ежеквартально  информировать орган законодательный (представительный) государственной  власти субъекта Российской Федерации  о расходовании средств резервного фонда.

Бюджетные средства, будучи выделенными, из бюджета субъекта Российской Федерации, пройдя все стадии распределения  и перераспределения, в конечном счете, доходят до лиц, которые именуются  получателями бюджетных средств  и которые будут осуществлять потребление этих средств в тех или иных формах (например, путем выплаты заработной платы своим работникам).

К числу основных получателей  бюджетных средств относятся: 1. Бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных ассигнований. 2. Государственные унитарные предприятия. 3. Негосударственные юридические лица. 4. Органы местного самоуправления, представляющие местные бюджеты, являющиеся получателями бюджетных ссуд, дотаций, субвенций, субсидий из регионального бюджета. 5. Государственные внебюджетные фонды регионального уровня.

В области расходов бюджета  имеются существенные недостатки: низка  эффективность использования бюджетных  средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально  финансирование отдельных направлений  расходов. Бюджетные расходы не решают насущных проблем социальной политики государства, что связано с низким уровнем выплат населению. До минимума сократились инвестиции государства  в народное хозяйство, что снижает  возможности развития экономики  и длительной стабилизации финансового  положения страны.

В связи с этим необходимо: 1. Обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению. 2. Концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах.3. Усиление контроля за использованием бюджетных средств.

 

  1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Проблемы современной  бюджетной политики России всецело  определяются характером и особенностями: 1. Государственно-экономического устройства бывшего СССР (федерализм с формальной стороны и унитаризм – с фактической). 2. Перехода от административно-командной системы хозяйствования к рыночной. 3. Будущего социально-экономического устройства (неясность общего направления и перспектив движения общества: социализм, капитализм, тоталитаризм).

Сейчас в России идет борьба между развивающимся частным  капиталом (холдингами, банками, корпорациями и др.), классом предпринимателей и собственников, в значительной степени захватившим экономическую  власть и чувствующим недостаток политической власти, с одной стороны, и государственным аппаратом, ощущающим  негативное влияние утраты экономической  власти, - с другой.

Все сказанное непосредственно  затрагивает экономическую основу государства – бюджет, обнажая  его слабые стороны и недостатки. Последние принципиально различны с позиций госаппарата и класса имущих людей, общества, но сходятся в  одном – в целесообразности и  необходимости проведения бюджетной  реформы.

Современное состояние бюджетной  системы РФ в какой-то степени  можно определить несколько измененным известным тезисом: «Низы не хотят  жить по-старому, а верхи не могут  управлять по-новому». Наиболее слабыми моментами являются: 1. Сосредоточение основной доли финансовых ресурсов страны в федеральном бюджете, которое снижает экономические возможности региональных и местных бюджетов в решении своих социально-экономических функций. 2. Низкая доля собственных доходов и высокая – регулирующих и трансфертов. 3. Укоренившаяся практика административного регулирования доходов территориальных бюджетов. 4. Участившаяся практика «спихивания» расходов вниз по бюджетной системе без подкрепления соответствующими доходами.

Отказ федерального бюджета  от финансирования многих мероприятий  и повышение роли местных и  региональных органов власти и жизнедеятельности  общества обусловили рост нехватки финансовых ресурсов на низовом уровне. Региональные и местные бюджеты поставлены в крайне тяжелое положение постоянных просителей у вышестоящих органов. Ярким примером тому является ситуация с финансированием повышения  оплаты труда работникам бюджетной  сферы в начале 2002г., когда некоторые  региональные власти были вынуждены  предлагать свои полномочия вышестоящим  инстанциям.

По существу, принципы экономической  и финансовой самостоятельности  местных и региональных бюджетов носят формальный характер и не соблюдаются.

Перечисленные проблемы, и, прежде всего проблема бюджетного федерализма  в управлении бюджетными отношениями, требуют скорейшего решения, в основе которого – последовательное проведение в жизнь положений Бюджетного кодекса РФ.[7,414]

 

  1. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

Проведем сравнительный  анализ расходной части федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. Бюджетные ассигнования в условиях рыночной экономики призваны обеспечить решение крупных и важных государственных задач, к основным из которых следует отнести следующие: 1. Финансирование приоритетных направлений, связанных с развитием высоких технологий и производством конкурентно способной продукции в области авиастроения, энергомашиностроения, включая атомную промышленность. 2. Поддержка научно-технического уровня военно-промышленного комплекса и совершенствования технологий двойного назначения. 3. Поддержка реализации высокоэффективных инвестиционных проектов. 4. Концентрация инвестиционных ресурсов на объектах с высокой степенью готовности в сфере незавершенного строительства. 5. Оказание поддержки агропромышленному комплексу для обеспечения преодоления спада и создание рыночных механизмов в сельском хозяйстве. 6. Создание условий для развития производственной и социально-бытовой инфраструктуры. Для решения этих задач органы государственной власти имеют возможность использовать различные формы поддержки. Прежде всего, это прямое финансирование государственной собственности - инвестиции в государственные унитарные и казенные предприятия. Такая форма поддержки не требует принятия дополнительных мер, связанных с оформлением прав собственности, поскольку деньги вкладываются в государственный сектор. Долевое участие в финансировании инвестиционных проектов негосударственного сектора предполагает обязательное оформление доли государственной собственности во вновь создаваемом или модернизируемом предприятии. Инвестиционные кредиты из бюджета на финансирование инвестиционных проектов выделяются, как и банковские кредиты, на возвратной и возмездной основе. Привлекательность таких кредитов связана с более низкими ставками, поскольку государство имеет возможность получать в последующем налоговые платежи и компенсировать потери из-за низких ставок. Применение отдельных форм поддержки или их сочетание позволяет государству оказывать существенную поддержку экономики страны или отдельных отраслей. В условиях рыночной экономики сфера материального производства призвана быть самодостаточной. Это в первую очередь относится к промышленности и энергетике. Что касается строительства, то данная отрасль требует капитальных затрат, результаты от которых будут проявляться после введения объекта в строй. Причем результаты могут быть разными. Если строится предприятие, то в последующем оно поступлением налогов компенсирует вложенные средства, а если учреждение, то его последующее содержание потребует выделения средств и в дальнейшем. Один из важнейших секторов экономики - агропромышленный комплекс (АПК) как жизнеобеспечивающий - имеет специфические особенности, которые обусловливают необходимость его государственной поддержки и регулирования. Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на национальную экономику в 2009 году составит 1 024,0 млрд. рублей с увеличением по сравнению с 2008 годом в 1,3 раза, в 2010 году -1 175,3 млрд. рублей, в 2011 году - 1 392,4 млрд. рублей. В целях подготовки к проведению Олимпийских игр 2014 года в 2009 году будут предусмотрены ассигнования на имущественный взнос в государственную корпорацию "Олимпстрой" в объеме 65 млрд. руб., в 2010 году - 10,7 млрд. руб., в 2011 году - 9,3 млрд. руб. В рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" предполагается выделение средств федерального бюджета на развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Дополнительно на реализацию указанной программы предлагается направить в 2009 году 25,8 млрд. рублей, в 2010 году - 31,7 млрд. рублей и в 2011 году 102,5 млрд. рублей. На реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы предлагается дополнительно направить в 2009 году 12,2 млрд. рублей, в 2010 году - 16,8 млрд. рублей, в 2011 году - 19,9 млрд. руб. [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования и кредитования – системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Изучая особенности бюджетного финансирования, мы рассмотрели три  основных метода бюджетного финансирования: бюджетное финансирование, бюджетное  кредитование и погашение долговых обязательств бюджета. Рассмотрели  пять основных принципов и два  способа бюджетного финансирования. Рассмотрели формы бюджетного финансирования, раскрывая такие понятия как  ассигнования на содержание бюджетных  учреждений, трансферты, инвестиции. Выяснили, кто является получателем бюджетных  средств.

Были, так же рассмотрены  тенденции финансирования основных направлений социальной сферы и  сделаны выводы о том, что одним  из основных направлений совершенствования  методики расчета норм и нормативов должно стать неукоснительное руководство  и исполнение действующих нормативных  правовых актов. А также увязка с  принимаемыми сегодня мерами по стабилизации социально-экономического положения  в стране, оздоровлению государственных  финансов и упорядочению расходов бюджетных  учреждений.

Бюджетное финансирование является основной системой предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Изучение этого показателя необходимо для каждой страны. [ 12,c.19]

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. ФЗ от 24 ноября 2008 года "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
  2. ФЗ от 24 июля 2007 года "О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
  3. Бюджетный кодекс РФ. - М.: изд-во "Омега-Л", 2008. - 277с. (по состоянию на 1 января 2008 г).
  4. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию "О бюджетной политике в 2009-2011 годах".
  5. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.
  6. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф.Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  7. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 527с.
  8. Финансы, денежное обращение и кредит. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2000.
  9. Кудрин А.Л. Бюджет - основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны // Финансы. - 2008. - №12-с 5-7.
  10. www.bujet. ru -Сайт Журнала Бюджет
  11. www.ek-lit. agava. ru - Cайт библиотеки экономической и деловой литературы
  12. www.finam. ru - Сайт Инвестиционная компания
  13. www.finbook. biz. - Сайт Электронной библиотеки по бизнесу, финансам, экономике и смежным темам
  14. www.idelf. ru - Сайт Национальной обороны РФ
  15. www.smi. ru-Сайт СМИ РФ
  16. www.ng. ru- Сайт Независимой Газеты

приложение а

Таблица 1. Расходы федерального бюджета в 2008-2011 гг.

 

2008 (оценка)

2009 (проект)

2010 (проект)

2011 (проект)

Млрд.

руб

в% к

ВВП

Млрд.

руб

в% к

ВВП

Млрд.

руб

в% к

ВВП

Млрд. руб

в% к

ВВП

ВСЕГО

7 022,0

16,6

8 810,8

18,1

9 791,8

17,6

10 706,0

16,9

Общегосударственные вопросы

687,9

1,6

1 364,3

2,8

1 095,9

2,0

1 150,4

1,8

в т. ч. без процентных расходов и

Инвестфонда

508,1

`

849,9

1,7

854,5

1,5

842,4

1,3

Национальная 

оборона

1 016,7

2,4

1 266,0

2,6

1 404,6

2,5

1 500,7

2,4

Национальная безопасность

и правоохранительная деятельность

827,2

2,0

1 061,5

2,2

1 158,6

2,1

1 241,7

2,0

Национальная 

экономика

772,9

1,8

1 024,0

2,1

1 175,3

2,1

1 392,4

2,2

Жилищно-коммунальное

хозяйство

64,0

0,2

102,1

0,2

107,4

0,2

98,7

0,2

Охрана окружающей среды

9,9

0,0

13,5

0,0

14,5

0,0

14,8

0,0

Образование

336,1

0,8

409,9

0,8

443,3

0,8

453,2

0,7

Культура, кинематография и СМИ

93,7

0,2

108,3

0,2

93,7

0,2

87,3

0,1

Здравоохранение

и спорт

230,0

0,5

348,2

0,7

408,9

0,7

423,0

0,7

Социальная 

политика

276,4

0,7

302,2

0,6

335,6

0,6

304,7

0,5

Межбюджетные трансферты (без учета  трансфертов внебюджетным

фондам)

1 036,7

2,5

1 061,9

2,2

1 095,9

2,0

1 083,7

1,7

Трансферты внебюджетным

фондам

1 490,6

3,5

1 748,5

3,6

2 213,1

4,0

2 420,0

3,8

Информация о работе Бюджетное финансирование