Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:59, курсовая работа
В своей курсовой работе я затрагиваю очень важную проблему не только нашей страны, но и всего человечества – это образование. Я думаю, что на него нужно как можно больше расходовать средств, что бы еще больше увеличивалось образованных и высококвалифицированных людей.
Финансирование расходов на образование осуществляет бюджет, основными задачами бюджета являются обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами процесс образования. Это необходимо для достойного представления нашей страны на мировой арене.
Введение 4
1 Теоретические аспекты бюджетного финансирования расходов 6
на образование
1.1 Общая характеристика системы бюджетного финансирования
образования 6
1.2 Финансирование расходов на дошкольное образование и
общеобразовательные школы 10
1.3 Механизмы финансирования высшего образования 16
2 Оценка бюджетного финансирования расходов на образование 21
2.1 Сравнительный анализ расходов бюджета на дошкольное образование и общеобразовательные школы 21
2.2 Оценка расходов бюджета на высшее образование 31
2.3 Обзор тенденций бюджетного финансирования образования в условиях его модернизации 34
3 Совершенствование бюджетного финансирования образования в РФ 38
3.1 Активизация применения нормативно- подушевого метода в финансировании образования 38
3.2 Проблемы бюджетного финансирования образования и пути их решения 43
Заключение 47
В ходе модернизации образования,
рассматриваемого как приоритетная
отрасль национальной экономики, государство
будет последовательно
3 Совершенствование бюджетного финансирования образования в РФ
3.1 Активизация применения нормативно- подушевого метода в финансировании образования
Введение нормативного подушевого
финансирования системы образования
является одним из основных финансово-экономических
механизмов реформирования системы
образования, установленным программой
модернизации образования. Законодательство
по разграничению бюджетных
Вместе с тем нормативно-подушевой принцип в системе образования становится одним из основных направлений в рамках реализации пилотного проекта национального проекта "Образование", о чем заявил первый заместитель председателя правительства РФ Д.А. Медведев 5 сентября 2006 года. "Речь идет о нормативно-подушевой системе финансирования, апробировании новых программ образования, формируемых в регионах, оценке качества образования...".
Одновременно введение нормативного принципа финансирования общеобразовательных учреждений во многом ограничивается планированием на нормативной основе размера субвенций, выделяемых из бюджета субъекта РФ муниципальным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ. До самих учреждений принцип нормативного финансирования, как правило, не доводится. Имеющийся в регионах опыт нормативного финансирования образовательных учреждений позволяет говорить об имеющихся проблемах практической реализации нормативного принципа. Наиболее часто возникающие типичные ошибки и проблемы при расчете нормативов и реализации принципа нормативного финансирования на региональном и муниципальном уровне следующие:
– использование нормативов
только при расчете субвенции
и отсутствие механизмов его реализации
на муниципальном уровне;
– недоучет особенностей финансирования
малокомплектных сельских и приравненных
к ним школ, а также наличия в муниципалитете
большого числа гимназических и коррекционных
классов;
– планирование бюджетов исключительно
на основе штатных расписаний;
– использование при расчетах не фактической,
а "нормативной" наполняемости не
понял;
– недооценка рисков и социальных последствий
при одномоментном переходе на нормативное
подушевое бюджетное финансирование;
– отсутствие технологии перехода на
нормативное финансирование ощеобразовательных
учреждений на уровне муниципалитета.
Решение указанных проблем
имеет первоочередную важность для
практической реализации нормативно-подушевой
системы во всех регионах, доведении
нормативного принципа до муниципального
и школьного уровней.
В качестве меры повышения эффективности
бюджетных расходов Законом "Об образовании"
еще в 1992 году предлагалось осуществлять
финансирование на основе нормативов
на одного учащегося. Но нормативный подход
в настоящее время реализован только в
части регионов Российской Федерации
в той или иной мере. На местном уровне
он не был реализован. Тем не менее уровень
районов и городских округов играет важную
роль при реализации нормативного принципа
бюджетного финансирования общеобразовательных
учреждений. Именно на местном уровне
в полной мере могут быть достигнуты цели,
на реализацию которых нормативное финансирование
направлено. В первую очередь, норматив
на одного учащегося это:
Применение нормативов при
финансировании образования имеет
своих сторонников и противников.
При поддержке идеи в целом, отмечается
ограниченность применения нормативного
подушевого метода выделения средств
на местном уровне. С одной стороны, это
мотивируется тем, что финансироваться
должна уже сложившаяся сеть образовательных
учреждений, где большое значение имеют
индивидуальные характеристики объектов
системы образования. То есть норматив
перестает быть единым для всех "у каждого
учреждения свои расходы, а, следовательно,
свой норматив".
Нужно ли учитывать все исторически сложившиеся
особенности финансирования сети при
определении нормативных затрат, возможно
ли учесть их через норматив, какие последствия
несет за собой переход на нормативное
подушевое финансирование – это вопросы,
на которые необходимо дать ответ при
моделировании нормативного подушевого
финансирования. Поэтому крайне важно,
какие подходы к реализации нормативного
принципа при бюджетном финансировании
общеобразовательных учреждений используются.
Но, во-первых, такие законодательные акты
по минимальным социальным стандартам
или нормативам финансирования бюджетных
услуг до сих пор принимаются отнюдь не
во всех регионах. Во вторых, в большинстве
регионов они рассчитываются на основе
фактически произведенных расходов, не
являются нормативами по существу, а являются
средними расходами, сложившимися на территории.
В третьих, при принятии законодательства
о подушевых нормативах финансирования
на региональном уровне, отсутствуют механизмы
доведения бюджетных средств по нормативу
до каждого образовательного учреждения.
В последние два года норматив стал основой
для формирования новой системы оплаты
труда, которая переходит к учету качества
обучения.
Переход на нормативное подушевое финансирование
ориентирован на повышение эффективности
бюджетного финансирования, повышение
качества бюджетной образовательной услуги
общего образования в сочетании с мерами
недопущения снижения фактически сложившегося
финансирования отдельных образовательных
учреждений в течение переходного (адаптационного)
периода на принципы нормативного подушевого
финансирования (за исключением случаев
снижения объема оказываемых учреждением
образовательных услуг).
Задачу выравнивания финансирования на
одного учащегося предполагается решать
поэтапно и по мере увеличения финансирования
общего образования, а не одномоментно
за счет резкого перераспределения бюджетных
средств внутри отрасли в момент введения
принципов нормативного подушевого финансирования.
Региональный расчетный подушевой норматив
– это минимально допустимый, а минимально
допустимый отличается от нормативного,
достаточного, у нас был допустимый в связи
с тем, что допускалось же бюджетом прошлого
года объем финансовых средств, необходимых
для реализации образовательной программы
в учреждениях данного региона в соответствии
с государственным образовательным стандартом
общего образования в расчете на одного
обучающегося в год, определяемый раздельно
для образовательных учреждений, расположенных
в городской и сельской местности. Величина
регионального расчетного подушевого
норматива выступает в качестве гарантированной
минимальной стоимости бюджетной образовательной
услуги, предоставляемой гражданам данного
региона, и подлежащей обязательному применению
при формировании регионального и местного
бюджетов. С принятием законодательства,
связанного с изменением принципов разграничения
бюджетных полномочий и реформой административной
системы, меняется и представление о бюджетных
нормативах финансирования в образовании.
Новое законодательство (Федеральные
законы № 122-ФЗ, 131-ФЗ, 95-ФЗ), связанное с
разграничением бюджетных полномочий,
относит определение нормативов финансирования
в образовании на уровень субъекта Федерации.
На основе анализа практики реализации
регионами федеральных законов о разграничении
бюджетных полномочий "Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов РФ" № 184-ФЗ, "Об
общих принципах организации местного
самоуправления" № 131-ФЗ, Закона "Об
образовании" в части установления
нормативов финансирования учреждений
общего образования, методик его определения,
полномочий муниципального уровня по
введению нормативного финансирования
на местном уровне было выделено четыре
типа регионов по способу формирования
субвенций на финансовое обеспечение
предоставления основных общеобразовательных
программ:
I тип – основа для расчета
величин субвенций – удельные
расходы на учащегося;
II тип – основа для расчета величин субвенций
– типовые штатные расписания;
III тип – основа для расчета величин субвенций
– стоимость предоставления программ
с учетом соотношения фонда оплаты труда
педагогического и прочего персонала;
IV тип – основа для расчета величин субвенций
– модельное штатное расписание.
Третий тип – основа
для расчета величин субвенций
– стоимость предоставления образовательных
программ с учетом соотношения фонда
оплаты труда педагогического и
прочего персонала. Этот вариант
предполагает определения нормативной
стоимости стандартной
Плюсы – нормативную стоимость
можно использовать как для межбюджетных
расчетов, определения субвенций, так
и для распределения средств
по самим школам. Также этот вариант
позволяет учесть особенности обучения
детей в максимально детальном
виде (с использованием коэффициентов
удорожания) уже при формировании
субвенции на региональном уровне,
что упрощает применение этих же нормативных
значений на уровне муниципалитета.
К минусам можно отнести необходимость
большой подготовительной работы как
по анализу фактических расходов, так
и по выработке программы (мероприятий)
по переходу от одного способа планирования
бюджета (на сеть) к планированию по стоимости
услуги (на потребителя-учащегося).
Характерной особенностью современного
состояния бюджетного финансирования
образования является недостаток выделяемых
средств для нормального
Такая оценка значимости расходов
связана с тем, что действующее
законодательство установило достаточно
большую зону ответственности государства
за обеспечение определённого
- выделение на нужды
развития образования не менее
10% национального дохода, в том
числе на высшее
- установление уровня
оплаты труда работников
- введение социальных доплат, надбавок для работников образования.
Выполнение всех обязательств,
взятых на себя государством, требует
увеличения ассигнований на образование
из федерального бюджета по разным
оценкам в 2-4 раза, что, очевидно, невыполнимо.
Действующий порядок бюджетного
финансирования, установленный БК РФ,
характеризуется наличием противоречий
с действующим
Нормативно-методическая база
бюджетного финансирования образования
в основном опирается на документы
и материалы, разработанные для
условий планово-директивной
В законодательной базе,
определяющей процедуру бюджетного
финансирования образования, отсутствует
механизм, позволяющий с единых позиций
решать возникающие частные вопросы
финансирования, руководствуясь единственным
критерием - целями, на достижение которых
направляются бюджетные средства. Такое
положение обусловлено принятой
в настоящее время трактовкой
определения целевого характера
использования бюджетных
Возможности маневрирования ресурсами носят ограниченный характер, связанный с необходимостью строгого соблюдения установленных бюджетных процедур.
Всё это позволяет предположить, что бюджетная (финансовая, экономическая) политика государства (точнее, финансовых органов) направлена в первую очередь на учёт и контроль бюджетных средств, а не обеспечение деятельности сферы образования.
Предложения по решению проблем бюджетного финансирования
1. Необходимо упорядочить бюджетное законодательство, в частности внести уточнения в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие:
Информация о работе Бюджетное финансирование расходов на образование