Бюджетно-налоговая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования работы обусловлена тем, что реформирование бюджетно-налоговых отношений является важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономических преобразований. Настоящая работа содержит результаты, полученные в ходе процесса исследования бюджетно-налоговой системы РФ. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что данная тематика разрабатывается различными министерствами, межведомственными образованиями и авторскими коллективами столь активно и со столь различных позиций, как, пожалуй, никакой другой компонент экономических преобразований.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2

Бюджетное устройство Российской Федерации……………………………………...……4
Бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской Федерации…………...…..4
Инструменты бюджетно-налоговой политики……………………………………..……..8
Виды фискальной политики……………………………………………………..…………9
Анализ современного состояния бюджетно-налоговой политики в России…………...10
Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства…………………………...10
Анализ поступлений основных налогов бюджетную систему РФ за последние пять лет……………………………………………………………………………………………14
Механизм реализации бюджетно-налоговой политики государства……………..…….21
Вмешательство государства в бюджетно-налоговую политику………………………...21
Проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ………………………...22

Заключение……………………………………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………………………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 179.27 Кб (Скачать файл)

 

Рис.6 Поступление акцизов за 2007-2011гг. по группам подакцизных товаров, % ВВП  (Источник: ФНС РФ).

 

 

     Рост поступлений  от акцизов на нефтепродукты  был вызван весьма значительным  повышением ставок - от 30 до 100% в зависимости от вида нефтепродуктов к уровню 2010 г. Налоговая база изменилась незначительно относительно уровня 2010 г., увеличилась отгрузка нефтеперерабатывающими заводами бензина на 1,7%, топлива дизельного - на 0,9%, мазута - на 4,9%.

    Величина индексации  ставок на табачную продукцию  в среднем составила от 17 до 43%, на алкогольную продукцию - от 12 до 23%. В 2011 г. потребление всех  видов алкогольной продукции изменилось незначительно, в то время как потребление табачной продукции сократилось (табл.5). Рост ставок акцизов на табачную продукцию компенсировал снижение объема потребления, тогда как ухудшение администрирования акцизов на алкогольную продукцию даже при индексации ставок выше уровня инфляции и сохранении объема потребления на уровне 2010 г. привело к отставанию динамики сборов от ВВП.

 

Таблица 5.

Объем потребления алкогольной  и табачной продукции в РФ в 2007-2011гг.

Вид продукции

2007

2008

2009

2010

2011

Алкогольная продукция, млн. дкл.

- водка и ликероводочные  изделия

184,6

177,2

166,1

157,8

159,0

- виноградные и плодовые  вина

94,9

102,9

102,5

103,4

103,0

- коньяки

8,9

10,8

10,6

11,1

12,0

- шампанские и игристые  вина

24,1

26,0

25,5

27,3

29,8

- пиво

1155,3

1138,2

1024,7

1004,0

1077,5

- папиросы и сигареты, млрд. шт

398,2

393,6

394,3

370,6

366,1


Источник: Росстат

 

  1. Механизм реализации бюджетно-налоговой политики государства.

 

    1. Вмешательство государства в бюджетно-налоговую политику

 

    Налоговая система любой страны эффективна в том случае, если сформирована на общих методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые льготы для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др. Важным звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия экономисты называют справедливость (равенство), в качестве второго - эффективность. Первый критерий строится на том, что государственные налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество, в конечном счете, стремится к справедливому распределению этих тягот и благ.

     Но основным в системе налогообложения является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так как в результате этого неравенство в материальном положении сокращается. Такая налоговая система называется прогрессивной. Напротив, если после выплаты налогов неравенство в обществе возрастает, налицо регрессивная система налогообложения.

 

     Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога.

     Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику лишь варьированием налоговых ставок. Целями государственной политики могут быть обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики. В связи с этим государство будет осуществлять определенные расходы из государственной казны.

 

3.2. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ.

 

    На протяжении последнего десятилетия Россия находится в состоянии перманентного реформирования налоговой системы. Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет свои приоритеты экономического развития, что, в свою очередь, требует адекватного решения проблем взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством.

     Избыточные обязательства государства породили высокие и слишком сложные налоги. Многочисленные льготы и неравное отношение налоговых органов к налогоплательщикам делают налоговую систему несправедливой. По всей стране процветают «налоговые оазисы», создающие легальную основу для массового уклонения от налогов. Налоговое администрирование пока не достигло уровня, при котором платить налоги выгоднее, чем уходить от них.

     Налоговая система еще содержит большое количество плохо собираемых налогов, осложняющих хозяйственную деятельность предприятий, способствующих уходу бизнеса в тень. Медленно идет процесс инвентаризации государственного имущества, хотя под вывесками бюджетных организаций часто прячутся от налогов обычные коммерческие предприятия.

     По-прежнему имеют место недостатки в налоговом законодательстве, в практическом инструментарии исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, которые дают возможность недобросовестным налогоплательщикам не выполнять своих обязательств перед государством и приводят к существенным потерям для бюджета. Особенно отрицательно на налоговом процессе сказывается несовершенство устанавливающих порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, взаимоотношения участников налоговых отношений, ответственность за совершение налоговых правонарушений.

     Существенный недосбор налогов связан, прежде всего, с тем, что действующее законодательство не содержит необходимых норм, обеспечивающих полноту учета налогоплательщиков. В среднем в стране около 3% предприятий и организаций, зарегистрировавшихся в органах государственной регистрации, не встают на налоговый учет и, соответственно, не платят налогов. Кроме того, примерно 40% налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете, ежегодно не представляют бухгалтерскую и налоговую отчетность, а 10% предприятий и организаций представляют так называемую нулевую отчетность.

     Рассмотрим главные цели совершенствования налоговой политики Российской федерации. В среднесрочной перспективе - это снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочивание государственных обязательств, концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

     Налоговая реформа призвана снизить налоговое бремя на налогоплательщиков, упростить налоговую систему, выровнять условия налогообложения и повысить качество налогового администрирования. Налогоплательщики должны быть защищены от произвола налоговых и таможенных инспекторов, в том числе с помощью эффективных судебных механизмов. В то же время должна быть ужесточена ответственность налогоплательщиков за неуплату налога.

В целом основными направлениями  совершенствования налоговой системы являются:

  • обеспечение стабильности налоговой системы;
  • максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;
  • ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий;
  • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствуют о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;
  • усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;
  • приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;
  • максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;
  • совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;
  • развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов.

     Таким образом, совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочного экономического базиса и стабильных политических условий общественного развития. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста. России нужна такая налоговая система, которая бы не тормозила развитие хозяйства, а являлась мощным импульсом к подъему экономики страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     Бюджетно-налоговая политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).

     Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебании и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, -- поддержание: стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП); полной занятости ресурсов; стабильного уровня цен. Фискальная политика является основным инструментом, наряду с денежно-кредитной политикой, в обеспечении макроэкономического регулирования.

     В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

     В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.

     Необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения.

     Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.

     Концепция построения налоговой системы базировалась на отказе от идеи отмены налогов, на формировании целостной системы, охватывающей обложение доходов, имущества и потребления и способствующей становлению рыночных отношений. Вместе с тем она базировалась в основном на зарубежном опыте, так как в период ее создания отечественного опыта налогообложения в условиях перехода от государственной экономики к рыночной не было. Поэтому к настоящему времени в РФ сложилась налоговая система, которая не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития.

     Проблема налогообложения, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному образу жизни всех субъектов государства.

Список используемой литературы.

 

  1. Астапов К. Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации// Экономист №2/2010 г.
  2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учеб. - М.: Издательство «ДИС», 2011. - 320 с.
  3. Ермилова Н.Г., Пугачева Т.В. Налоги и сборы Российской Федерации в 2011г.//Налоговый вестник №3/2010 г.
  4. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: «ВЛАДОС», 2010г.
  5. Мясникова А.В. Налоги: принципы, функции, законодательство// Государство и право №9/2010 г.
  6. Налоги: учеб.пособие /Под ред. Д.Г. Черника/, - М.: Финансы и статистика, 2009. - 544 с
  7. Налоги и налоговое право: Учеб.пособие /Под ред. А.В. Брызгалина/. - М.: «Аналитика Пресс», 2011. - 600 с.
  8. Сидорова Н. Экономические последствия налоговой политики// Экономист №1/2011 г.
  9. Анисимов Социально-экономические аспекты бюджетной политики // Финансы. 2011. №11. 23-26.
  10. Бюджетно-налоговая политика государства /Под ред. Т.В. Игнатовой/, Учебное пособие. Ростов н/Д. Изд-во СКАГС. 2011.
  11. Бюджетная система Российской Федерации. /Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской/. М.: ЮРАЙТ. -2010г.
  12. Цирель Влияние государственного вмешательства в экономику и социального неравенства на экономический рост. //Вопросы экономики. 2011. №5. 100-116.
  13. Мэнкью,  Н.Г.  Принципы  экономикс. / Н.Г. Мэнкью – СПб:  ПитерКом,  2011.- 815 с.
  14. Бандман, М.К. Территориально-производственные комплексы: Прогнозирование процесса формирования с использованием сетей Петри / М.К. Бандман, О.Л. Бандман, Т.Н. Есикова. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2010. – 406с.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика России