Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 19:52, реферат
Известный английский экономист Дж. Кейнс и его последователи в целях экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовали проводить политику дефицитного финансирования, которая представляет собой способ государственного регулирования экономики. По их мнению, любое увеличение государственных расходов (в т.ч. военных) дает мультиплицирующий толчок экономическому росту в условиях присущей рыночной экономике недогрузке производственных мощностей и резервной армии труда.
Так что же такое бюджетный дефицит и каковы причины его образования?
^
Введение
1 .Бюджетный дефицит
2.Причины возникновения бюджетного дефицита.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
1 .Бюджетный дефицит
2.Причины возникновения бюджетного дефицита.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В процессе составления, утверждения
и исполнения бюджетов бюджет должен
быть сбалансированным по доходам и
расходам. Это означает, что объем
предусмотренных бюджетом расходов
должен соответствовать суммарному
объему доходов бюджета и поступлений
источников финансирования его дефицита,
уменьшенных на суммы выплат из бюджета,
связанных с источниками
Превышение расходов над доходами называется
дефицитом бюджета1II, превышение
доходов над расходами – профицитом бюджета.
Известный английский экономист Дж. Кейнс
и его последователи в целях экономического
роста и обеспечения полной занятости
рекомендовали проводить политику дефицитного
финансирования, которая представляет
собой способ государственного регулирования
экономики. По их мнению, любое увеличение
государственных расходов (в т.ч. военных)
дает мультиплицирующий толчок экономическому
росту в условиях присущей рыночной экономике
недогрузке производственных мощностей
и резервной армии труда.
Так что же такое бюджетный дефицит и каковы
причины его образования?
^
1.Бюджетный дефицит
Понимание бюджетного дефицита
правильно бы начинать с понятия
бюджет, который представляет собой
форму образования и
Бюджетный дефицит - превышение расходов
государства над его доходами в данном
финансовом году используется как инструмент
фискальной политики государства для
повышение совокупного спроса и деятельности.
Состояние бюджета, при котором в реальной
действительности расходная часть превышает
доходную, называется бюджетным дефицитом. 3 По
видам возникновения бюджетный дефицит
можно разделить на следующие категории:4
Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производства, называется циклическим дефицитом. Дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом.В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку он является результатом падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.
Операционный
дефицит - общий дефицит государственного
бюджета за вычетом инфляционной части
процентных платежей по обслуживанию
государственного долга.
Обслуживание задолженности (т.е. выплата
процентов по ней и постепенное погашение
основной суммы долга - его амортизация)
является важной статьей государственных
расходов.
Нередко объявленный в
отчетах бюджетный дефицит
Возможны ситуации, когда номинальный
официальный дефицит государственного
бюджета и номинальный долг растут, а реальный
дефицит и долг снижаются, что затрудняет
оценку эффективности фискальной политики
правительства.
Поэтому при измерении бюджетного дефицита
необходима поправка на инфляцию: реальный
бюджетный дефицит представляет собой
разность между номинальным дефицитом
и величиной государственного долга на
начало года, умноженной на темп инфляции.
^ Первичный дефицит (излишек) государственного
бюджета - разность между величиной общего
дефицита и всей суммой выплат по долгу.
Наличие первичного дефицита является
фактором увеличения долгового бремени.
У различных стран с переходной экономикой
возможности выбора приоритетных способов
финансирования бюджетного дефицита не
одинаковы, хотя и ограничены. Возможности
для преимущественно без инфляционной
стабилизации бюджета, как правило, незначительны
и финансирование осуществляется при
активном участии Центрального Банка.
Однако для более точной оценки возможностей
долгового финансирования бюджетного
дефицита целесообразно сравнивать общие
размеры государственного долга не только
с ВВП, но и с объемом денежной массы.5
^ Квазифискальный
(квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым
(официальным) скрытый дефицит государственного
бюджета, обусловленный квазифискальной
(квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные операции включают, например,
следующие:
финансирование государственными предприятиями
избыточной занятости в государственном
секторе и выплата ими заработной платы
по ставкам выше рыночных за счет банковских
ссуд или путем накопления взаимной задолженности;накопление
в коммерческих банках, отделившихся на
начальных стадиях экономических реформ
от Центрального Банка, большого портфеля
недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов"
(просроченных долговых обязательств
госпредприятий, льготных кредитов домашним
хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты,
в конце концов, выплачиваются в основном
за счет льготных кредитов Центрального
Банка;отдельные операции, связанные с
государственным долгом, а также финансирование
Центральным Банком убытков от мероприятий
по стабилизации обменного курса валюты,
беспроцентных и льготных кредитов правительству
(например, на закупки пшеницы, риса, кофе
и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим
банкам на обслуживание "плохих долгов",
а также рефинансирование Центральным
Банком сельскохозяйственных, промышленных
и жилищных программ правительства по
льготным ставкам и т.д.) деятельностью
Центрального Банка, государственных
предприятий и коммерческих банков, как
в индустриальных, так и в переходных экономиках.
2.Причины возникновения бюджетного дефицита.
Возникновение бюджетного дефицита обусловливается
многими причинами, среди которых
можно выделить следующие:
-экономический спад;
- рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег;
- неоправданно раздутые социальные программы;
- возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса;
- значительный оборот «теневого» капитала;
- непроизводительные расходы и потери и т.д.
В связи с этим говорят о различном
качестве самого дефицита:
• дефицит может быть связан с необходимостью
осуществления крупных государственных
вложений в развитие экономики;
• дефицит возникает в результате чрезвычайных
обстоятельств (война, крупное стихийное
бедствие и т.п.);
• дефицит может отражать кризисные явления
в экономике, неэффективность финансово-кредитных
связей, неспособность правительства
держать под контролем финансовую ситуацию
в стране. Только в последнем случае он
может рассматриваться как явление чрезвычайное,
требующее принятия срочных, действенных
экономических мер и соответствующих
политических решений.
Бюджетный система КР содержит
ряд норм, регламентирующих дефицит. Так,
в случае принятия бюджета очередной год
с дефицитом законом о бюджете одновременно
утверждаются и источники финансирования
дефицита бюджета. В случае же принятия
бюджета на очередной год без дефицита
законом о бюджете может быть предусмотрено
привлечение средств из источников финансирования
дефицита бюджета для финансирования
расходов бюджета в пределах расходов
на погашение долга.
Из всего перечисленного можно сделать
два важных вывода:
во-первых, текущие расходы бюджета должны
быть обеспечены доходами;
во-вторых, привлеченные средства направляются
исключительно на инвестиционные цели
и на обслуживание государственного долга
РФ.
Но иногда само государство создаёт бюджетный
дефицит, это приводит к стимулированию
экономического роста, особенно в период
кризисов. Действительно, если государство
выплачивает денег больше, чем получает,
то это повышает покупательную способность
в обществе - люди больше покупают, предприятия
больше продают, увеличивая занятость
ресурсов. Поэтому дефицит полезен в период
безработицы, но в фазе подъема он опасен,
так как приводит к инфляции, поскольку
рост покупательной способности не сопровождается
адекватным увеличением производства
из-за исчерпания ресурсов.6
Откуда государство может
взять средства для покрытия бюджетного
дефицита?
Существуют традиционные способы покрытия
дефицита бюджета:
1) выпуск госзаймов,
2) ужесточение налогообложения,
3) эмиссия денег, или «сеньораж», т.е. печатание
денег,
4) внешние займы,
5) посредством займов у населения и у фирм.
Каждый из них имеет как положительные,
так и негативные последствия.
Так, выпуск государственных займов, при
определенных условиях, вытесняет часть
инвестиций из производственного процесса.
Возникает так называемый «эффект вытеснения»
частных инвестицийVI. Его суть состоит
в том, что выпуск государственных ценных
бумаг ведет к уменьшению денежных средств
населения, что, в свою очередь, приводит
к росту спроса на деньги. Денежный рынок
отреагирует на повышение спроса на деньги
ростом процентной ставки.
Но ее рост сократит инвестиционные возможности
частных лиц, вытесняя часть потенциальных
инвестиций. Однако «эффект вытеснения»
становится значительным и разрушительным
только при высоком уровне занятости и
ограниченности ресурсов. А в экономике
с недоиспользованными ресурсами подобная
политика в сочетании с соответствующей
денежной политикой скорее будет стимулировать,
а не вытеснять частные инвестиции.
Эмиссия денег, или «сеньораж», в настоящее
время не сводится просто к печатанию
денег, поскольку это еще больше усиливает
инфляцию, ухудшает состояние денежного
обращения, вызывает тяжелые последствия
в сфере экономики. Современный «сеньораж»
выражается в создании резервов коммерческих
банков, которые концентрируются в ЦБ
и могут быть использованы для покрытия
дефицита бюджета.
Однако политика ЦБ,
направленная на рост величины
резервов денежных средств,
В конечном итоге важно отметить следующее:
даже при том, что бюджетный дефицит сам
по себе не является катастрофичным явлением,
его увеличение может вести к серьезным
негативным последствиям не только экономического,
но и чисто политического характера. Ведь
доверие народа к бюджетной системе, к
бюджетному устройству страны определяет
доверие правительству, доверие проводимым
реформам. Это доверие невозможно в условиях
несбалансированного бюджета - главного
финансового документа страны, в условиях
растущего внутреннего и внешнего долга.
И это должно, наконец, привлечь пристальное
внимание правительства, и проявиться
в конкретных результатах.
Если бюджетный дефицит — зло, то еще большим
злом для экономики и финансовой системы
является мнимое его устранение путем
чисто механических манипуляций. В этом
случае болезнь приобретает скрытые формы,
гораздо труднее поддающиеся лечению.
Баланс бюджета и даже превышение бюджетных
доходов над расходами не следует рассматривать
в качестве неотъемлемым свойством здоровой,
динамично развивающиеся экономики. Временный
дефицит бюджета вполне допустим.
Заключение
Для преодоления бюджетного дефицита
необходима нормализация самой экономики.
Без обеспечения ее динамичного
развития и реально ощутимой эффективности
невозможно добиться финансовой устойчивости
страны, какие бы прогрессивные финансовые
меры при этом ни применялись.
В качестве мероприятий, направленных
на снижение дефицита бюджета, традиционно
используются такие, которые, с одной стороны,
стимулируют приток поступлений в бюджет,
а с другой — способствуют сокращению
расходов государства. Любому государству
необходимы денежные средства для нормального
функционирования и развития экономики.
Появляется необходимость создания такого
фонда, который бы занимался регулированием
и распределением денежных потоков, которые
поставляются государству. Этот фонд носит
название бюджет. Государственный бюджет
образует центральный фонд денежных ресурсов
правительства для содержания государственного
аппарата, вооруженных сил, здравоохранения,
образования, выплаты социальных пособий.
Бюджет является мощным рычагом государственного
регулирования экономики, воздействия
на хозяйственную конъюнктуру, осуществления
мер по ее стабилизации. Воздействие государства
на экономику происходит путем финансирования,
выдачи субсидий, трансфертов и т.д. Как
политический документ бюджет отражает
политическую и социальную динамику общества.
Благодаря бюджету государство имеет
возможность сосредоточивать финансовые
ресурсы на решающих участках экономического
и социального развития.
^
Список используемой литературы:
1.WWW.google .kg
2. Читать тут: Кейнс Дж. М. Общая
теория занятости, процента и денег. М.:
Прогресс, 1978 г
3.Современный экономический словарь http://slovari.yandex.
4. Бюджет http://www.consultant.
5. Словарь экономических терминов
6.http://www.bank24.ru/info/