Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетного дефицита, выявление его особенностей, методов его покрытия.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность бюджетного дефицита, главные причины его возникновения;
2. Раскрыть механизм финансирования бюджетного дефицита; рассмотреть мероприятия по его сокращению;

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Инфляция  – 19-22 %

(декабрь  2012г. к декабрю 2011г.)

Рисунок 3.2 - Республиканский бюджет на 2012 год.

Источник: [13]

По Рисунку 3.2 доходная и расходная части бюджета–2012 уравновешенны суммой - 92,8 трлн. Br. Подробнее доходы и расходы бюджета отражены в Таблице 3.3

 

Таблица 3.3 - Доходы и расходы республиканского бюджета в 2012 году

Доходы  республиканского бюджета

тыс.рублей

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

83 516 278 997,0

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

9 255 014 993,0

ВСЕГО:

92 771 972 225,0

Расходы республиканского бюджета по функциональной классификации расходов бюджета  по разделам, подразделам и видам  расходов

 

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

44 370 290 744,3

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

4 605 813 648,0

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И  ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

7 373 681 914,6

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА

16 879 818 097,6

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

531 631 801,5

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

64 279 033,0

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

3 791 184 816,0

ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1 681 254 066,0

ОБРАЗОВАНИЕ

4 617 382 766,0

СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА

8 856 635 338,0

ВСЕГО:

92 771 972 225,0


Источник: составлено автором по [9]

 

Из Таблицы 3.3 можно  сделать вывод: доходы республиканского бюджета на 2012 год прогнозируются в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей. Структуру доходов республиканского бюджета составляют налоговые доходы, неналоговые доходы. Основными налоговыми источниками доходов республиканского бюджета в 2012 году являются налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налоги на доходы, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы республиканского бюджета на 2012 год составят 92 771 972 225 тыс. рублей. Значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, выплату пенсий, стипендий, пособий, других выплат, средства на выполнение государственных социальных стандартов. Так же приоритетами бюджетной политики определены здравоохранение и образование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В своей работе я показала основные теоретические  моменты бюджетного дефицита и постаралась  отразить основные черты этих проблем  применительно к белорусским  условиям. В результате изучения существующей литературы по интересующей нас проблеме и проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1. Обязательным условием функционирования любого государства является формирование бюджета, который выступает не только финансовой базой, но и мощным рычагом государственного регулирования экономики. Бюджеты развитых государств отражают экономические, социальные и политические процессы, происходящие в обществе. Современное рыночное государство стремится воздействовать на все стороны общественного воспроизводства через систему налогов, сборов, приоритеты в финансировании. С этой целью используются различные формы и методы бюджетного регулирования.

Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда стал характерен сегодня для большинства развитых стран. Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось с бюджетным дефицитом.

2. В мировой практике общий бюджетный дефицит принято подразделять на первичный (непроцентный) дефицит и процентные выплаты по государственному долгу. В зависимости от состояния экономики различают структурный, циклический и официальный бюджетный дефициты; по месту возникновения – активный и пассивный.

3. Среди причин бюджетных дефицитов следует выделить войны и спады, а кроме того традиционную бюджетно-налоговую политику государства. Толчком к росту бюджетного дефицита в Республике Беларусь послужило разрушение административно-командной системы управления в бывшем СССР, а также последующий распад единого государства.

В соответствии с мировым  опытом ограниченный бюджетный дефицит  в принципе допустим, и при умелом управлении он может даже способствовать некоторому оживлению экономики. При этом оптимальный уровень бюджетного дефицита должен зависеть от необходимости ограничения или стимулирования роста экономики и той роли, которую играют в этом процессе монетарная и фискальная политики.

4. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются:

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее);

Стоит отметить, что законодательно за каждым уровнем бюджетной системы  закреплены свои источники покрытия дефицита бюджета.

В управлении бюджетным дефицитом  существуют некоторые проблемы. Одна из них связана невозможностью финансирования всех тех программ, которые планировались к выполнению. Кроме того, существует проблема невыполнения бюджета. Существует нехватка средств для выполнения полноценного финансирования всех запланированных статей бюджета. Тогда приводится в действие механизм бюджетного секвестрирования. Секвестрирование бюджета представляет собой равномерное снижение расходов в соответствии с уже уменьшившимися доходами бюджета.

5. Основную роль в вопросах урегулирования дефицита госбюджета играет правительство. На уровне президента и Министерства финансов решаются вопросы по корректировке бюджетной политики и ведутся поиски источников финансирования.

Однако для нормализации бюджетного дефицита необходимо также «лечение» самой экономики, так как без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры не принимались при этом.

Необходимо отметить, что политика в области финансирования бюджетного дефицита Республики Беларусь основывается на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным банком, повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

В целях преодоления дефицита государственного бюджета необходимо также разработать  эффективную финансовую политику, задействовать  весь механизм государственного регулирования  и использовать мировой опыт борьбы с дефицитом.

В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды  своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Его наличие  не всегда свидетельствует об отрицательных  моментах в экономической жизни  страны. Все зависит от причин его  возникновения и направлений расходов государственных денежных средств.

6. Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами, позволит стабилизировать финансовое положение нашей страны, будут способствовать ее возвращению на путь социально-экономического развития и процветания.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Аналитическое  обозрение «Основные тенденции  в экономике и денежно –  кредитной сфере Республике Беларусь»  январь 2012 [Электронный ресурс]. –   Режим доступа: www.nbrb.by/publications/ectendencies/ - Дата доступа: 25.03.2012г.

2. Астапов, К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России / / Мировая экономика и международные отношения - 2009 . - №2.

3. Бичанин, В.В. Макроэкономика: учебн. – метод. комплекс для студентов эконом. специальностей дневной и заочной формы обучения/ В.В. Бичанин, О.С. Шевченко; под общей редакцией В.В. Бичанина – Новополоцк: ПГУ, 2008, - 292с.

4. Бюджетный  кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008г. №412 – 3 // Консультант  Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ 2012 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр». – 2011.

5. Государственный  бюджет. Учебное пособие д/учереждений,  обеспечивающие получение высшего  образования по специальности  «Финансы и кредит»/ Т.В. Сорокина  М. БГЭУ, 2006г

6. Демидова, Е.С. Макроэкономика: Курс лекций./ Е.С. Демидова - Витебск: ВФ УО ФПБ МИТСО, 2007.  -142 с.

7. Дмитриев, М.Э. Развитие потенциала государственного управления: уроки стран с переходной экономикой. // Вопросы государственного и муниципального управления. Том II. - 2007. - №2 - 3.

8. Заключение  по заявке РБ на получение  финансового кредита из средств  ЕврАзЭс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://acf.eabr.org/media/img/rus/project/zakluchenie_FK_RB_publication.pdf - Дата доступа: 25.03.2012г.

9.Закон РБ  от 30.12.11 года №331 – 3 «О республиканском  бюджете на 2012 год»// Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ 2012 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр». – 2011.

10. Макроэкономика. Теория, практика безопасность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономической специальностям/ А.А. Анисимов, Н.В. Артемьев, О.Б. Тихонова под ред Е.Н. Барцпаева. – ЮНИТИ – ДАНА, 2010 – 599с.

11. Парыгина, В.А., Тедеев А.А., Мельников С.И. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 469 с.

12. Прудников, К. Индексация по всем статьям// Экономическая газета [Электронный ресурс]. – 2012. - №3. – Режим доступа: http://www.neg.by/publication/2012_01_10_15556.html  -  Дата доступа: 25.03.2012г.

13. Сайт Министерства финансов Республики Беларусь. – Режим доступа http://www.minfin.gov.by/i/budget/budget2012.pdf . - Дата доступа: 25.03.2012г.


 



Информация о работе Бюджетный дефицит