Бюджетный дефицит и меры его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, необходимого для успешной реализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

Содержание

Введение
I. Понятие бюджетного дефицита: концептуальные подходы
1.1 Теоретические основы формирования сбалансированного бюджета
Причины и факторы роста бюджетного дефицита
1.3 Бюджетный дефицит и государственный долг
II. Теоретические основы политики стабилизации бюджетного дефицита
Стратегия фискальной политики
Автоматические стабилизаторы
III. Федеральный бюджет и его дефицит в Российской Федерации
3.1 Дефицит бюджета в условиях плановой экономики СССР
3.2 Проблемы формирования бюджета и особенности бюджетного
дефицита в Российской Федерации на современном этапе
3.3 Перспективы уменьшения дефицита бюджета в России в настоящее время
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный-дефицит-и-меры-его-регулирования.-Реферат.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)
    1.  Стратегия фискальной политики

 

В настоящее время  сложилось основные теории по преодолению  бюджетного кризиса и кризиса государственной задолженности.

Так, в экономических системах с  фиксированным количеством денег  в обращении правительство располагает двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета—это государственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении,—это собственное производство денег, или «сеньораж» (печатанье денег). Такой подход аргументируется недостатком в Российской экономики наличных денег.

Однако сеньораж сегодня  не принимает форму простого печатания  денег. В настоящее время этот процесс реализуется посредством  создания резервов коммерческих банков. Следует заметить, что эти операции должны иметь незначительный объём, тогда особо пагубных последствий они не несут. Но, если правительство чрезмерно полагается на механизм сеньоража как средство оплаты своих расходов, то количество денег, находящихся в обращении, будет расти слишком быстро, порождая тем самым рост инфляции. Практика показывает, что при достижении бюджетным дефицитом определенного критического уровня, его дальнейший рост принимает взрывоопасный характер, и никакие меры фискальной политики уже не способны остановить этот процесс.

Другая же точка зрения отрицает возможность эмиссии как средства преодоления бюджетного дефицита. Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг. Политика устранения бюджетного дефицита не должна быть направлена на скорейшее уравнивание доходов и расходов государства, это процесс постепенный, требующий конкретных мер в самых разных областях государственной экономической политики. Это и стимулирование бюджетных поступлений, и сокращение государственных расходов (в разумных, конечно, пределах и не за счет наиболее социально и экономически значимых статей).

Большая доля государственного долга в национальном доходе ограничивает возможности правительства при проведении стабилизационной политики, определяя предел ставок налога и процента. А условием снижения доли государственного долга в национальном доходе является образование первичного бюджетного избытка и превышение темпа прироста национального дохода над уровнем реальной ставки процента.

Как уже было отмечено, величина валовых расходов в экономике полной занятости не всегда совпадает с объемом произведенной в экономике полной занятости продукции (товаров и услуг). Если валовые расходы меньше объема выпущенной в стране продукции, то возникает так называемый «рецессионный разрыв». Такая ситуация возникает из-за существования «предельной склонности к сбережению» - определенную часть своих доходов люди тратят на сбережения, и именно они, сбережения, и являются источником финансирования увеличения государственных затрат.

Итак, у государства есть два  варианта – либо срочно увеличивать  объем выпускаемой продукции, либо срочно увеличивать валовые расходы. Именно последнее и достигается  при помощи увеличения государственных  расходов. А так как государственные закупки эффективнее государственных трансфертов, именно первое и должно применяться. Таким образом, увеличение государственных расходов уравновешивает потери величины валовых расходов, вызванных сбережениями, налогами или импортом.

Таблица 1

Принципы фискальной политики

 

Источники уменьшения валовых расходов

Сбережения, налоги, импорт

Источники увеличения валовых расходов

Инвестиции, государственные  расходы, экспорт

Равновесный уровень ВНП

Уровень выпуска продукции, при котором желаемый уровень  валовых расходов равняется уровню производства. В условиях равновесия сумма величин, увеличивающих валовые расходы, равна сумме величин, уменьшающих валовые расходы. Таким образом, желаемые инвестиции + государственные расходы + экспорт = желаемым сбережениям + налогам + импорту

ВНП полной занятости

Общая стоимость конечных товаров и услуг, которых можно  произвести в определенный период времени  при полной занятости. Эта величина называется потенциальным ВНП.

Цель фискальной политики

Сравнять равновесный  ВНП с ВНП полной занятости.

Стратегии фискальной политики

Величина желаемого  увеличения валовых расходов = величине рецессионного разрыва;

Величина желаемого  уменьшения валовых расходов = величине инфляционного разрыва.


 

Может сложиться и  обратная ситуация – возникновение “инфляционного разрыва”–когда валовые расходы экономики полной занятости превышают валовой объем выпускаемой продукции экономики полной занятости. Для недопущения инфляции государству приходится уменьшить валовые расходы как раз на величину этого инфляционного разрыва. Это можно проделать несколькими способами. Можно уменьшить государственные расходы (трансферты или затраты на товары и услуги), или потребительские затраты при помощи увеличения налогов. Однако надо помнить, что увеличение налогов на рубль приведет к уменьшению расходов меньше, чем на рубль.

 

 

 

3.2 Автоматические стабилизаторы

 

Примитивизируя проблему уменьшения бюджетного дефицита, можно  полагать—что может быть проще: сократить расходную часть бюджета, если доходная недостаточна, и на этом остановиться. Однако в реальной жизни расходную часть сокращать не только достаточно сложно, но и иногда нельзя. Например, нельзя с экономической точки зрения, сокращать расходы на страхование, капитальную амортизацию; с политической точки зрения – на социальные нужды, на вооружения и т.п. Лишь малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в этом году. Большая же их часть необходима для выполнения утвержденных ранее программ, как-то помощь инвалидам, участникам войн, разнообразных федеральных программ. Кроме того, хотя существование защищенных статей расходов бюджета и сокращает возможности варьирования фискальной политики, эти расходы часто являются стабилизаторами экономического положения в стране. С другой стороны, такие автоматические стабилизаторы имеются и в доходной части бюджета (табл. 2). В частности подоходный налог так же приносит когда больше, когда меньше доходов в бюджет в зависимости от величины совокупных расходов и доходов. Когда доходы и, соответственно, расходы идут вверх, подоходный налог сдерживает рост покупательной способности населения, предотвращая тем самым дополнительные предпосылки  к возникновению инфляции. Таким образом, автоматические стабилизаторы (правительственные доходы или расходы, автоматически изменяющиеся в противоположную изменениям в национальном доходе сторону) сглаживают всплески кривой совокупных расходов и доходов, предотвращая излишне резкие и слабо контролируемые изменения величин макроэкономических показателей. Величина расходов, а, следовательно, и величина сальдо сбалансированного бюджет, зафиксированы примерно на определенном уровне. Отсюда можно сделать вывод, что при пропорциональной системе налогообложения величина бюджетного дефицита прежде всего зависит от уровня доходов.

Таблица 2

Изменения в бюджете  за счет увеличения безработицы и  инфляции

(в долларах США  1990 года)

 

Когда уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт:

Государственные расходы автоматически увеличиваются за счет:

пособий по безработице

дотаций на питание

дотаций социальной сфере

дотации здравоохранению

Валовое увеличение расходов бюджета + 7 миллиардов долларов

Государственные налоговые  доходы автоматически уменьшаются  за счет:

подоходного налога с физических лиц

отчислений с фонда заработной платы

отчислений с оборота;

Валовое уменьшение доходов–21 миллиард долларов

Дефицит госбюджета увеличивается на 28 миллиардов

Когда уровень инфляции увеличивается на 1 процентный пункт

Правительственные расходы автоматически увеличиваются за счет:

индексации минимальной зарплаты и пенсий

увеличения процентной ставки

Валовое увеличение расходов + 15 миллиардов долларов

Правительственные доходы автоматически увеличиваются за счет:

налогов с юридических и физических лиц

Валовое увеличение доходов + 18 миллиардов долларов

Дефицит уменьшается  на 3 миллиарда долларов


 

Вышеприведённые факты подтверждаются данными табл. 2.

Становится очевидным, что какова бы не была мощь фискальной политики, не одна она влияет на величину дефицита госбюджета. Величина дефицита связана с циклическим движением макроэкономики. Это обусловлено, прежде всего, существованием автоматических стабилизаторов.

 

 

III. Федеральный бюджет и его дефицит в Российской Федерации

3.1 Дефицит бюджета в условиях плановой экономики СССР

 

В течение двух с лишним десятилетий - со времени окончания  второй мировой войны до второй половины 60-х годов - экономика СССР находилась в состоянии относительного макроэкономического  равновесия. Консервативная политика не допускала появления значительного дефицита бюджета даже в случаях острой нехватки финансовых ресурсов, а относительно высокие темпы роста обеспечивали властям получение финансовых ресурсов, достаточных для осуществления приоритетных проектов. Однако существенное замедление темпов экономического роста во второй половине 60-х годов заметно сузило финансовую базу советского руководства при заметном возрастании амбициозности его намерений (подкормка “братских” режимов, создание ядерного оружия нового поколения и т.д.). с начала 70-х годов растущий дефицит финансовых ресурсов во все большей мере стал покрываться путем увеличения кредитования экономики со стороны банковской системы.

В свою очередь, начатая  в 1985 году антиалкогольная кампания, привела к сокращению продаж алкогольных напитков и, как следствие, - к существенному снижению поступлений налога с оборота. К тому же осуществление программы “ускорения” и перевооружения машиностроительного комплекса имело своим результатом заметное увеличение бюджетных расходов. Таким образом, уже в 1985 году, очевидно впервые за послевоенные годы консолидированный бюджет СССР был сведен с дефицитом 2,4 % ВВП.

Экономическая политика правительства М. Горбачева - Н. Рыжкова  в последующие годы привела к дальнейшему увеличению разрыва между бюджетными доходами и расходами. С 1986 года предприятия получили право оставлять в своем распоряжении все большую часть прибыли, что значительно уменьшило отчисления в бюджет. Происшедшее в 1986 году падение мировых цен на нефть привело к дополнительному сокращению бюджетных доходов. Дефицит консолидированного бюджета возрос до 6,2 % ВВП.

Переход к институциональным  реформам в 1988 году при сохранении мягкой бюджетной политики означал дальнейшую дестабилизацию макроэкономической ситуации. Наиболее значимыми событиями в этом ряду стали принятие закона о предприятии, либерализовавшего политику в области выплаты зарплаты, разрешение предприятиям устанавливать договорные цены, начало предпринимательского движения. В том же году правительство повысило закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию при сохранении прежних розничных цен, что автоматически увеличило объем бюджетных субсидий. величина дефицита поднялась до 9,2 % ВВП и приблизительно на этом уровне сохранялась вплоть до 1991 года.

Для финансирования бюджетного дефицита активно использовались кредитные ресурсы Госбанка СССР. Их чистый прирост в процентах к ВВП вырос с 2,8 % ВВП в 1986 году до 14,1 % в 1990 году, что послужило одной из предпосылок возникновения гиперинфляции в недалеком будущем.

 

3.2 Проблемы формирования бюджета и особенности бюджетного

дефицита в России на современном этапе

 

Начиная с 1990 года состояние федерального бюджета начало критически ухудшаться. Дефицит российского федерального бюджета и сейчас имеет постоянную тенденцию к росту (с 4% от ВНП в 1990 году он увеличился до 12 -14% в последующие годы). При значительном бюджетном дефиците, высоких темпах прироста денежной массы и инфляции темпы прироста ВВП становились отрицательными. Правительство исходило из того, что дальнейшее сокращение бюджетных расходов на федеральном уровне практически невозможно. Поэтому бюджетная политика ориентировалась в основном на повышение объема заимствований для покрытия дефицита федерального бюджета и увеличение его доходных источников.

В соответствии с соглашением, достигнутым между правительством России и МВФ, бюджетный дефицит должен был сокращаться с 5% ВВП в 1995 году до 3% в 1997 году. Однако эти цели не были достигнуты полностью – в 1996 году дефицит консолидированного бюджета достигал 4.17% от ВВП, а в 97 – почти 4.6 процентов с учетом секвестра. Без него бюджет был выполнен примерно на уровне 50-60%. Наблюдалось увеличение социальных расходов, сокращение расходов на образование, науку, армию. Общие расходы консолидированного бюджета уменьшились с 30.9% ВВП в 1994 году до 22.7% ВВП в 1997.

Постепенно сокращались дотации  бюджета отраслям народного хозяйства – с 14% от ВВП в 1992 году до почти 1.6% ВВП в 1997 году. В первую очередь это дотирование сельского хозяйства. Если исходить из целесообразности полного прекращения субсидирования отрасли из территориальных бюджетов, то расходы и соответственно дефицит консолидированного бюджета следовало бы сократить почти на 0,5% от ВВП. Снижение ежемесячных темпов инфляции на фоне сокращения объемов ВВП и промышленного производства, ухудшения финансового состояния предприятий только усугубило ситуацию, поскольку структура налоговой системы России, где основную роль играет НДС, ориентирована в основном на пополнение бюджета за счет инфляционных доходов. Именно по этому бюджетный кризис не совпал по времени с началом кризиса неплатежей, а проявился лишь в условиях сокращения темпов роста инфляции. Кроме того, налогооблагаемая база сократилась не только за счет резкого сжатия массы прибыли, но и за счет уменьшения инфляционного роста цен.

Информация о работе Бюджетный дефицит и меры его регулирования